9 мин.

Кубок конструкторов. Итоги сезона

Hola, hermanos!

Что-то мы с вами забыли про нашу тряпочную т.н. аналитику. Сезон почти закончен, и основные выводы можно делать уже сейчас. Чем я и занялся, рассмотрев 5 топ чемпионатов и РФПЛ. Поехали.

Английская премьер-лига

В начале сезона мы говорили о том, что Адидас покоряет туманный Альбион. Действительно, число команд, играющих с тремя полосками, больше чем представительство найка. Нормально распределение, впрочем, при этом не сработало, команды не растеклись равномерно по табличке, а выступили, мягко говоря, не очень (среднее меньше 10). Вообще если говорить о национальных чемпионатах, то Адидас может порадоваться только за ЦСКА и Баварию (не Бог весть что, извините уж меня). Может, Большие Уши можно считать компенсацией?

Критерий Ашканди показывает тотальное превосходство Найка в вопросе самых успешных команд. Шутка ли - если взять десять первых команд АПЛ, в нём играет чуть ли не половина! В том числе и чемпион.

Стоит выделить Авек и Андер Армор - ни в одном из европейских чемпионатов эти бренды больше не представлены.

Немецкая Бундеслига

Несмотря на то, что я имею представление, кто во что одевается, мне частенько на подсознательном уровне думается, что Германия это миллион клиентов Адидаса ну и по мелочи кто там ещё есть. Оказалось, нет - Найк и тут пытается навязать Адидасу конкуренцию - 5 представителей против шести. Впрочем, если говорить о качестве этого представительства, то успешным его назвать трудно - в первой половине таблицы находится только МАйнц, а средний балл (6,6) это близко к последней трети таблички. Бундеслига - единственный чемп, где Найк в среднем выступил слабее Пумы. Кроме Найка и расовых немецких Адидаса, Пумы и Яко за последнего своего клиента в Бундеслиге отчаянно держится Каппа. Никто, впрочем, не даёт гарантий, что Гладбах в ближайшее время не перейдёт к какому-нибудь более именитому производителю - небось не аутсайдер. Кстати, не поленитесь и обратите внимание на поистине впечатляющее количество разнообразных команд, которые одевает Яко. Даже для меня оно стало откровением. 

Что тут обнаружилось. Ситуации с германскими и латинскими (имеются в виду языки) лигами выходят прямо противоположными. Вот взять Англию и Германию. Страны с сильными экономиками, законами и правилами, строгими, как грамматики их языков, с великолепными, наконец, культурами боления. Здесь экипировщик покупает право поставлять клубу кипу и мерч, а на груди игроков появляются в итоге лого той компании, что больше забашляла. В Италии, Испании и Франции с финансами, уж извините, перманентная задница (корреляция с языками, на мой взгляд, опять очевидна, но у нас не социолингвистический кружок, а блог про маечки)). Складывается впечатление, что всё работает наоборот - и уже клуб ищет себе поставщика, выбирая самые бюджетные варианты. Иначе объяснить засилие мелких и местных контор в латинских лигах я не могу. Интересно, что и в рамках этого разделения чемпионаты разных стран проявляют свои особенности.

Французская Лига 1

Франция, например, находится ближе к центру Европы, чем Италия или Испания. И именно во франции "брендовая география" является наиболее широкой - тут тебе и датский Хуммель, и местный Патрик, и даже арабско-швейцарская Буррда. Понятно, что в наше время даже трансконтинентальная транспортировка стоит не самых больших денег, но тем не менее - в Италии и Испании активно поддерживают отечественного производителя, а в Лиге 1 промышляют 11 компаний из 6 стран мира. Найк здесь уделал Адидас без каких-либо вопросов. Swoosh красуется на майках золотого и бронзового медалистов, а со следующего сезона появится и у Монако. Адидасу остаётся довольствоваться оккупацией мест с 4го по 6е, но вряд ли это то, чего в начале сезона ожидали немцы. В остальном всё достаточно сумбурно, единственное что - реноме бренда крепких середнячков подтвердила Пума (ср. 11.5). На критерий Ашканди тоже полагаться нельзя - став большим игроком, МОнако мгновенно изменил Макрону, команды на 2м, 8м и 19м местах - не то, чтобы большой успех.

Итальянская Серия А

В этом году итальянский производитель заявил о себе в полный голос: из 12ти (!) представленных в Серии А брендов 9 оказались местными - это рекорд европейских топ-чемпионатов. Настоящим открытием стал для меня тот факт, что на Аппенинах никто не одевается в Пуму. Возвращается Палермо, но кто его знает, что там с контрактом. В Адидасе щеголяет один Милан, и это, в общем, характеризует политику немцев - зачем размениваться на условные кретейлы и болоньи и иметь с этого сомнительный профит, если можно вложиться в Милан и Марсель, которые хорошо продаются во всех странах, или оккупировать Англию с Германией, где спрос всегда будет по принчине традиций и наличия денег. Зато лезут настырно во все чемпионаты Найк. В Италии он успешно борется за клиентов с местными Каппой и Макроном. Традиционно игравшая последнее время в американских шмотках Старая Синьора в следующем сезоне будет носить форму с тремя полосками. Адидас снова получает международный бренд, причём то, что борьба за скудетто-14/15 будет, судя по всему, сверхжаркой, а конкуренция Ромы (уже в Найке) - весьма ощутимой, в рамках такой политики немцев не смущает. В Германию уезжает и без того жирный кусок пирога. Что казается итальянских брендов, то они равномерно разбросаны по всей табличке. Напрашивается вывод, что они становятся серьёзными игроками, но на деле это применимо разве что к Каппе да Макрону. Эрреа и Лотто малозаметны за пределами Италии, хотя география рынков сбыта обширна. Ну и финальные штришки в пёструю итальянскую палитру вносят совсем уж аутентичные Спортика, ХС Футбол и собственное производство Ромы (до сих пор не уверен).

Испанская Примера

В ЛаЛиге функционируют те же 12 различных экипировщиков, что и в Серии А. Из них 4 - местные. В рамках длительных контрактов продолжается сотрудничество Эрреа и Искстеп с Райо и Вильяреалом соответственно, оказавшиеся в нужное время в нужном месте Пума и Макрон одевают Эспаньол и Бетис, ну и внезапные Хуммель и Варриор тоже тут. Здесь тоже клиенты Найка показали безоговорочно лучшие, чем у Адидаса, результаты. Только одна команда со Swoosh'ем оказалась в нижней половине таблицы, тогда как трёхполосная Осасуна отправилась в Сегунду (интерес Адидаса к Осасуне и Сельте в свете генеральной маркетинговой линии вообще неясен). Вообще говоря, понижений в классе у Найка с Адидасом поровну - по 4. Но это лютейший лол, о котором поговорим позже. В следующем сезоне Адидас и НАйк получат получат ещё по одной комаде - спонсора сменят  Леванте и Валенсия. ИСЧХ, более именитая команда опять отойдёт немцам. Это значит, что с арены уходит Кельме. И слава богу, постоянно складывается ощущение, что они цветными карандашами майки раскрашивают. Впрочем, надо ещё смотреть, кто там из Сегунды ещё придёт.

Российская РФПЛ

РФПЛ. Кстати, о стереотипах. У вас не возникало ощущения, что российские клубы экипируются по принципу "что есть - то и возьмём"? Ну возникало же, признайтесь) Может, конечно, для большинства команд это и верно, но Локо играет в собственном дизайне, Спартак - тоже, Зенит - тоже, Рубин тоже. Да что там, даже Урал с Волгой играли в этом сезоне в каких-то совершенно термоядерных комплектах. Похожих, конечно, на шаблоны, но уж больно странные - нигде таких не видел. По среднему выступлению Адик-таки обошёл Найк, но ненамного. Соль не в этом. Помните о четырёх вылетивших командах Найка? 3 из них (75%!!!) докатились до такой жизни на просторах нашей необъятной Родины) Хрущёв одобряе! По критерию Ашканди Пума совсем чуточку отстаёт от Найка, но Локомотив отхлодит к Адидасу, а значит, Пума, опять-таки, подтверждает реноме рабочей робы для среднего класса.

Итоги

 

В топ-чемпионатах Европы и РФПЛ представлено 25 производителей. Почти половина из них работает только с одним клубом. Таким образом, 50% брендов производят 10% кипы - вполне в духе современных рыночных тенденнций. Только Англия и Россия не имеют в своих высших лигах команд в форме местных производителей. В Англии это исправится уже в следующем сезоне, а вот когда в России начнут что-нибудь делать своими руками, совсем уж непонятно. Компании, о которых 2-3 года назад знали не все, потихоньку набирают вес. У них есть яркие отличительные черты и все предпосылки для расширения рынка. Говоря, в частности, о Макроне, можно утверждать, что этот сезон стал для марки фантастически успешным - посмотрим, что будет дальше. Большие бренды обозначили приоритеты - деньги у одних и слава у других. На внутренних аренах команды в Найк в целом выступали успешнее, но в Еврокубках могут похвастаться всего одним финалом (У Адидаса - два финала и титул). В гипотетической номинации "Прорыв года" уверенно побеждает Варриор - клиенты американского бренда (Ливерпуль и Севилья) порядочно пошумели в Европе. Рекомндую в следующем сезоне присмотреться к Стоку - американцы явно что-то знают, раз подписали его. И ещё хотелось бы отметить итальянскую марку Эрреа, которая, несмотря на свою неброскость, была представлена в 3х различных чемпионата, в т.ч. и АПЛ (!).

 

Чего ждать

Прежде всего, возвращения Амбро. В новом сезоне эту форму оденут Ланс и Эвертон. Мы, вродь как, прощаемся с Кельме, но приветствуем расовую испанскую Асторе, в которой гудит на всю Сегунду Эйбар - это очень интересный бренд. В Бундеслигу шагают Кёльн и Падеборн, а это сулит нам ещё два новых имени - Эриму и Селлер. Кроме того, Хоффенхайм отказался, наконец, от Пумы в пользу Лотто. Жду с нетерпением презентации комплектов. Половина из бодающихся в плей-офф серии Б команд одеваются в Эрреа, а значит, у компании появляются хорошие шансы сделать хоть что-нибудь запоминающееся. Про Сибирь им, что ли, напомнить? 2/3 вновь прибывших в АПЛ и Лигу 1 команд одеваются в Найк - ждём мегамиллионы новых шаблонов. Что касается России, то, судя по всему, нас ждёт ещё 2 заурядных и один сочный тульский комплект от Адидаса и, вродь как, ещё одна Хома - вроде, Уфа в неё одевается. Рассчитывать на что-либо выдающееся, наверное, не приходится, но будем надеяться на лучшее, почему нет?)