Директор официального фан-клуба «Спартака» об итогах работы с болельщиками в прошедшем сезоне
Итоги работы с болельщиками в прошедшем сезоне подвел руководитель официального фан-клуба ФК «Спартак» Олег Семёнов.
— Сколько на сегодня существует региональных отделений фан-клуба?
— Всего действует 59 отделений в городах России, а также 5 зарубежных: в Белоруссии, Молдове, Эстонии, Германии и Великобритании. Не так давно к нам присоединились два новых филиала — Красноярск и город Чапаевск Самарской области. Охвачены практически все регионы, где велико представительство красно-белых болельщиков. Можно сказать, что нынешняя цифра — 64 отделения — это почти потолок.
— Какие из регионов наиболее активны?
— Как и год, и два назад, это регионы, расположенные ближе к столице: города Подмосковья, Рязань, Чебоксары, Санкт-Петербург и Великий Новгород. Кроме географического положения, значительную роль играет и самоорганизация на местах. Например, красно-белые из Великого Новгорода присоединились к программе работы фан-клуба с регионами совсем недавно, но уже успели организовать два любительских футбольных турнира. Кроме того, в связи с появлением в Премьер-Лиге новых городов, Тулы и Уфы, где у нас есть представители, ожидаем от них развития, причем не только в плане покупки билетов на домашние и гостевые матчи. Возможно, будем проводить мероприятия и турниры для болельщиков в дни наших матчей в этих городах. Подобный опыт уже есть: на выездах мы проводили товарищеские футбольные встречи с болельщиками «Мордовии» и «Ростова».
— Болельщики из каких городов — самые выезжающие?
— Кроме ближайших к Москве, особо могу отметить Рязань, Чебоксары, Мурманск, Архангельск, Пятигорск и Ростов-на-Дону.
— Участвуют ли региональные отделения в подготовке перфомансов?
— На домашние игры перфоманс готовит «Фратрия» (Ultra и Supporters Group). На два матча в Ростове местные болельщики рисовали очень удачные баннеры. В других городах подобного опыта не было, но это не всегда зависит от нас. В Санкт-Петербурге, например, несмотря на наше желание, органы правопорядка запрещают болельщикам гостей делать что-либо масштабное.
— Какой из подготовленных в сезоне-2013/14 перформансов вам понравился больше всего?
— Может, не лучший, но точно самый значимый перфоманс — на матче без зрителей «Спартак» — «Зенит», когда на пустой Южной трибуне висел баннер «Один за всех и все за одного». Незримое присутствие болельщиков на матче, таким образом, подбодрило игроков и позволило им, уступая по ходу встречи, добиться победы над принципиальным соперником. Стоит обязательно отметить и баннер, посвященный памяти Ильи Цымбаларя, на матче «Спартак» — «Анжи».
— По официальной статистике РФПЛ, «Спартак» — самая посещаемая команда на выезде. В чем причина?
— Нас это не удивило. Можно сказать, что мы «взяли свое». В таких городах, как Казань, Самара, «Спартак» традиционно поддерживает большой десант красно-белых. Необычно много болельщиков в этом году приехало в Грозный и в Томск. А номинально домашний матч, который был перенесен в Екатеринбург, стал самым посещаемым в туре. Отмечу, что почти все гостевые встречи в прошедшем сезоне проходили в удобное время в выходные дни, тогда как домашние матчи часто назначались на будни. Это немаловажный фактор, из-за которого в том числе мы отстали по посещаемости дома.
— Были ли в прошедшем сезоне болельщики-«золотники», посетившие абсолютно все матчи «Спартака»?
— Как мы помним, два матча чемпионата по решению РФС наша команда провела без зрителей, а один из-за состояния полей в Московском регионе был перенесен за Урал. В связи с этим единого мнения, можно ли в этот раз засчитывать «золотой сезон» и каковы критерии, среди болельщиков пока нет. Но, как и в прошлые годы, есть болельщики, посетившие все матчи команды, за исключением упомянутых выше. Таких наберется больше десятка; кроме того, есть один человек, оформивший «золотой сезон» за дубль. Это Михаил Панов.
— Матчи «Спартака» посещают и люди с ограниченными возможностями. Насколько легко попасть на стадион таким болельщикам?
— Клуб выделяет бесплатные билеты для болельщиков с ограниченными возможностями и их сопровождающих. Для них на стадионе предусмотрены специальные места. На гостевых матчах стадионы не всегда приспособлены для зрителей с дополнительными потребностями, но мы в любом случаем делаем все возможное, чтобы дать возможность таким болельщикам смотреть матчи и поддерживать команду.
— В середине сезона вступил в действие «Закон о болельщиках». Что изменилось?
— Мне кажется, как болельщики, так и сотрудники правоохранительных органов пока с осторожностью воспринимают новый закон. Болельщики стараются не нарушать общественный порядок на трибунах, чтобы не быть наказанными, так как в соответствии с новыми правилами в случае нарушений они будут лишены права посещения стадиона. Полиция же задерживает зрителей в основном за попытку пронести пиротехнику или в случае, если они находятся в состоянии сильного алкогольного опьянения.
— Как обстоит дело с болельщиками на матчах команды «Спартак-2», выступающей во втором дивизионе?
— К сожалению, на домашние матчи «Спартака-2» пока ходит не так много болельщиков, как нам бы хотелось. Матчи во второй лиге часто назначают на будни, а в условиях нашего мегаполиса доехать на стадион в рабочий день, например, к шести вечера успевают не многие. Что касается гостевых игр, на них выезжают болельщики как из Москвы, так и из регионов. Кроме того, следует отметить большой интерес местных жителей к «Спартку-2» во всех городах, где проходят матчи. Здесь, как и в случае с основной командой, «Спартак» является абсолютным лидером по выездной посещаемости. На все матчи «Спартака-2» выезжает сотрудник фан-клуба Владимир Гришин, чтобы на месте решать все вопросы, возникающие у принимающей стороны и у болельщиков.
— Болельщики не только активно смотрят футбол, но и сами участвуют в футбольных турнирах под эгидой фан-клуба. Расскажите о них.
— В этом месяце стартовал уже восьмой по счёту чемпионат фан-клуба; команды болельщиков соревнуются в трёх дивизионах. Мы также традиционно проводим Кубок фан-клуба и зимний чемпионат по футболу в залах. Лучшие игроки наших турниров в составе сборной команды «Спартак-фан» принимают участие в первенстве столицы и в этом году выиграли Кубок Москвы. Кроме того, фан-клуб совместно с «Фратрией» проводит ряд благотворительных турниров: Кубок памяти 20 октября, турнир «Красно-белое сердце», посвященный Дню защиты детей. В этом году провели Кубок памяти Ильи Цымбаларя, думаю, он станет ежегодным. В каждом из таких соревнований принимают участие более сорока команд болельщиков из Москвы и регионов, а победители Кубка памяти и Кубка Цымбаларя получили возможность сыграть с командой легендарных спартаковских ветеранов. Призеров всех турниров мы стараемся награждать в перерывах на домашних матчах, чтобы у ребят была возможность выйти на газон перед полными трибунами, почувствовать себя ближе к команде.
— Проводятся ли мероприятия для женской части аудитории болельщиков?
— Второй год подряд весной клуб проводит конкурс «Мисс “Спартак-Москва”». Всего было более трехсот заявок от прекрасных девушек: кажется, это рекорд! Для двенадцати лучших мы совместно с Google провели интервью в прямом эфире, а пятёрка финалисток выступила на сцене клуба Soho Rooms. Очень приятно, что в этом году к конкурсу активно подключились спонсоры: нашим участницам буквально не хватало рук, чтобы унести призы и подарки. Корону «Мисс “Спартак-Москва”» завоевала Владислава Чурилкина, она представляла красно-белый клуб на мероприятии Премьер-Лиги — «Мисс РФПЛ» — и стала второй вице-мисс.
— Много ли девушек ходит на матчи?
— Женская аудитория растет, болельщицы стали активнее посещать матчи, в том числе выездные. Отчетливо заметна разница с тем, что было несколько лет назад, когда бытовало мнение, что девушкам не место на трибуне активной поддержки. Молодые люди стали чаще брать девушек с собой на футбол, последние и сами не стесняются приходить на трибуны — и в Москве, и в регионах.
— Это же можно сказать и о семьях с детьми?
— В прошедшем сезоне семейный сектор был одним из первых целиком выкуплен по абонементам. На трибунах сейчас можно увидеть родителей с совсем маленькими детьми, с колясками. И это притом, что СМИ постоянно говорят о том, что ходить на футбол — это страшно и опасно. Такое могут говорить люди, которые давно не ходили на стадион, а мы постоянно сталкиваемся с тем, что на трибуны ходят с детьми, и не только в Москве, но и в Грозном, и в Махачкале.
— О поведении болельщиков говорит и сумма штрафов в сезоне. Она снизилась значительно?
— Да, сумма снизилась в два раза по сравнению с прошлым сезоном. Это связано как с новым законодательством, так и с работой по повышению юридической грамотности болельщиков, которую активно проводят пресс-служба, служба безопасности и фан-клуб. Помимо штатного юриста фан-клуба, с этого сезона у нас появился серьезный юридический партнер — компания, которая в дни матчей готова оказывать круглосуточную правовую поддержку по телефону. Когда болельщику грамотно разъясняют, что за нарушение его могут отлучить от посещения футбольных матчей (а для настоящего болельщика это самое страшное наказание), он начинает вести себя иначе.
— Проходят ли встречи команды с болельщиками?
— Так сложилось, что за последние пять лет массовых встреч такого рода не было. Но встречи руководства клуба и команды с активной частью болельщиков происходят регулярно. В этом году впервые состоялась встреча представителей болельщиков с президентом клуба. Такой диалог очень важен для обеих сторон.
— Собираются ли болельщики «Спартака» на чемпионат мира в Бразилию?
— Красно-белые обязательно поддержат сборную и спартаковцев Дениса Глушакова и Дмитрия Комбарова! Мы помогли болельщикам приобрести билеты на матчи сборной через РФС; в итоге около пятидесяти человек отправятся в Бразилию.