Лучшие голеадоры ЧМ по футболу за все время. Гжегож Лято (10 голов)
Мы продолжаем перепечатку - для тех кто еще не видел - материалов из еженедельника «Футбол» про лучших бомбардиров ЧМ за все время проведения этого турнира. Конечно же, добавив при этом множество фотографий - помимо той единственной, что взята из оригинальной публикации. Встречайте - поляк Гжегож Лято, прошедший путь от прямолинейного бегунка до одного из лучших правых крайних в истории футбола.
Стать самостоятельным Гжегожу Лято пришлось в раннем возрасте. Его отец работал авиамехаником, семья поездила по Польше, пока не закрепилась в Мелеце. Именно его Лято будет считать родным городом, здесь же начнет играть в футбол. Когда ему было девять лет, отец трагически и по-дурацки погиб: поскользнулся на масляной луже, ударившись головой о взлетную полосу. Матери пришлось устроиться на две работы, чтобы в одиночку содержать Гжегожа и его брата Рышарда. Так что они были предоставлены сами себе. Учились в первой половине дня, во второй – играли в футбол в школе местной «Стали».
Вскоре им начали платить стипендию – 400 злотых: существенная помощь маме. Тогда к Гжегожу пришло понимание, каким путем двигаться дальше. Он, конечно, окончил местный ПТУ, но не собирался идти по стопам отца. Академия мелецкой «Стали» была продуктивной, мальчишки разъезжались по сборным Польши различных возрастов. Лято не числился в самых перспективных, хотя с результативностью у него было все в порядке. Лишь в 19 лет его перевели в основной состав «Стали». Скромная команда свалилась во вторую лигу Польши - нужно было выкарабкиваться. Быстроногий Лято ухватился за шанс и помог «Стали» вернуться в вышку.
Их союз продлится с десяток лет, которые станут лучшими в истории «бело-голубых». Клуб из Мелеца будет исправно биться за медали и даже выигрывать их, а Лято станет его мотором: 351 официальный матч и рекордные 138 голов. Напрыгавшись выше головы, «Сталь» без Лято быстро вернется на прежние позиции. Сегодня «бело-голубые» снова топчутся во второй лиге.
Лучше поздно, чем никогда. До молодежной сборной Польши талантливый полузащитник все-таки доигрался. Вот только после матча против сверстников из Советского Союза критики разнесли игру Лято. Всадник без головы - такого прозвища парень удостоился за излишне примитивный и энергозатратный футбол. Природная выносливость и реактивная скорость позволяли Лято носиться по флангу весь матч. Стиль электрички не всем нравился, а главное - не всегда давал результата. Тонкая и умная игра придут с годами.
На счастье будущего героя всея польского футбола, Лято сработался с Анджеем Стрейлау. Он работал с молодежью и попутно был помощником главного тренера сборной Казимежа Гурского. Именно Стрейлау однажды привел Лято на смотрины в национальную команду. Вердикт был знакомым. «Да, он быстрый как ветер, может, даже бежит быстрее мяча. Только вот и в голове ветра у него пока хватает», - заключил Гурский, но оставил Лято в команде. Другим человеком, открывшим Лято путь в сборную Польши, был его конкурент по позиции Ян Банась. Родившийся в Германии в семье офицера вермахта, он однажды сбежал из социалистической Польши, но вернулся и покаялся. Власть его простила, но на всякий случай запретила выезд в ФРГ. Злодейка-судьба, конечно, распорядилась так, что Олимпиада-1972 и чемпионат мира-1974 должны были пройти в Германии. Поэтому на месте Банася пришлось наигрывать Лято.
Позже выяснилось, что немецкая родня была и у Гжегожа. Ему хватило мудрости не распространять эту информацию, хотя тетушки звали его остаться в ФРГ. Их встреча случилась во Франкфурте. Лято уже был состоявшимся игроком, которого знали в Европе. Благородное желание родственников воссоединить семью подкрепили гарантиями представители «Кельна». Лято вежливо отказался от переезда: слишком подозрительно, да и не хотел вот так расставаться со «Сталью». Свои лучшие годы Гжегож отдал скромному клубу, хотя мог играть за более именитые клубы Польши.
Патриотизм рациональный: в Мелеце ему платили высокую по меркам чемпионата зарплату и безмерно уважали. Менять шило на мыло глупо, а смотреть в сторону Европы было бесполезно. Закон запрещал футболистам уезжать за границу, до того как стукнет 30 лет. Поэтому неоднократные попытки немецких клубов переманить Лято были тщетны. Позже он все-таки уедет, но в Бельгию, потом в Мексику и закончит карьеру в Канаде.
Основным игроком национальной сборной он стал во время отборочного турнира к чемпионату мира-1974. У него дома уже висела золотая медаль Олимпиады-1972, но там Лято сыграл лишь тайм. И далее он появлялся в сборной периодически, пока все тот же Банась не получил травму перед товарищеской игрой с Болгарией. А на носу были решающие матчи с Уэльсом и Англией в отборе. Лято примчался в сборную, забил болгарам два гола и забронировал место справа в атаке.
Всему миру он стал известен после чемпионата мира-1974. Сборная Польши выглядела такой вдохновленной и внушительной, что та команда до сих пор считается лучшей в истории страны. «Белые орлы» вырвали «бронзу», а Лято принял участие во всех семи матчах. Реактивный правый вингер забил те же семь голов, став лучшим бомбардиром турнира. «Золотую бутсу» тогда не ваяли, но Лято и без приза был у всех на устах. Поляки полуофициально переименовали его из Всадника без головы в Ястреба. Ласково именовали Болеком, а его партнера и друга Анджея Шармаха – Лелеком. В честь героев одноименного мультика.
Результативность Лято на двух следующих чемпионатах мира будет не столь впечатляющей. Два гола в 1978 году и один – в 1982-м. Чтобы войти в историю мундиалей, Ястребу хватило одного турнира. Скорость – его конек.
Источник Теофило Кубильяс (10 голов) Габриэль Батистута (10 голов)
Хельмут Ран (10 голов) Гари Линекер (10 голов) Шандор Кочиш (11 голов)
Юрген Клинсманн (11 голов) Пеле (12 голов) Жюст Фонтен (13 голов)
Герд Мюллер (14 голов) Мирослав Клозе (14 голов) Роналдо (15 голов)