Личности. Бела Гуттманн
Не будем рассусоливать о проклятии Белы Гуттманна, наложенное на "Бенфику" - клуб, дважды завоевывавший с ним Кубок европейских чемпионов и несправедливо, по мнению самого Белы, его уволивший. Просто выложим несколько фотографий злопамятного венгерского еврея и пару мемов.
Первые годы профессиональной карьеры Бела провел в сильнейшем клубе Венгрии тех лет МТК, с которым два раза подряд становился чемпионом страны. Затем из-за антисемитизма местного режима Миклоша Хорти он переехал в Австрию, где выступал за венский еврейский клуб «Хакоах», в котором провел 4 сезона и стал чемпионом Австрии. Эта команда с пятью тысячами владельцев абонементов тогда считалась самым популярным клубом в мире, кроме того она была одним из первых клубов, начавших совершать турне по другим странам и континентам, где притягивала на трибуны тысячи местных евреев. Популярность «Хакоах» распространилась по всему свету, от США до России. Среди болельщиков клуба были многие известные люди того времени, например, знаменитый писатель Франц Кафка.
Слева безобидный еще Бела в 1924-м году, а справа - в 1925-м. Не правда ли, милашка? Недаром и папа и мама у него - учители танцев. Другое дело, что и щенок волкодава тоже милашка до поры до времени... Пока не заматереет!
Бела был включен в состав сборной на Летние Олимпийские игры 1924 года в Париже, где отыграл оба проведенных венграми матча. В первом раунде 26 мая венгры разгромили поляков (5:0), но уже во втором, 29 мая, крупно (0:3) проиграли египтянам и выбыли из дальнейшей борьбы. Матч с Египтом стал последним для Гуттманна за сборную. Пребывание Гуттманна на Олимпиаде было отмечено скандалом. У Белы вызвало возмущение то, что на игры прибыло, по его мнению, слишком много венгерских спортивных чиновников и то, что команду поселили в паршивой дешевой гостинице. В качестве доказательства Гуттманн притащил двух дохлых крыс, якобы пойманных им в этой гостинице, и прибил их к дверям номеров руководителей венгерской делегации. О том, проклял ли их Бела в тот раз, история умалчивает.
В 1927 году «Хакоах» совершил большое турне по США. Сама поездка была успешной, но в Европу команда вернулась без девяти игроков основного состава, решивших остаться в стране, где не было антисемитизма. Ряд игроков команды присоединились к клубу «Хакоах Нью-Йорк», с которым выиграли в 1929 году Кубок США - разумеется, в их числе оказался и Бела. На этой фотографии игроки венского «Хакоах» Эрно Шварц, Фабиан и сам Бела разминаются перед началом матча того самого американского турне в 1927 году.
А здесь Бела уже в составе «Хакоах Нью-Йорк», 1930 год.
В качестве коуча Бела сменил столько команд, что мне просто лень их перечислять. Отмечу лишь бронзу с «Миланом» в 1953 году, в котором тогда блистали Гуннар Грен, Гуннар Нордаль и Нильс Лидхольм (вместе они, три великих шведа, олимпийские чемпионы-1948, составляли легендарное трио «Гре-Но-Ли»).
Затем Бела, успев потренировать даже бразильский «Сан-Паулу», наконец-то в 1958-м перебирается в Португалию - думаете, в «Бенфику»? А вот и нет! - в стан их злейшего врага «Порту», которого и делает чемпионом страны в первый же год своей работы - после чего перекати-полем наконец-то прибывает в команду Эйсебио и Мариу Колуны, с которыми и добивается своих наибольших успехов.
Бела был суров и крут, даже в Португалии он мог разыскать снег лишь для того, чтобы Мариу Колуна не расслаблялся во время тренировок.
Когда снег не удавалось найти, Бела грузил бедных игроков теорией и тактикой.
Тренировки на снегу и теоретическая муштра дали таки результат - два КЕЧ подряд! На этой фотографии Бела вместе с Эйсебио и Колуной.
А здесь уже в гордом одиночестве, не считая КЕЧ 1961/1962 и 1962/1963
По окончании сезона Гуттманн неожиданно покинул «Бенфику», причиной тому стало нежелание руководства удовлетворить его требования о повышении зарплаты... С той самой поры уже которое десятилетие фанаты клуба проклинают свое же руководство, пожалевшее денежку... Про проклятие, павшее на клуб, как и обещал, не скажу ни слова - свечку не держал - лишь отмечу, что оно бумерангом задело и самого Белу: ему и самому больше ничего толком добиться не удалось на тренерском поприще, даже несмотря на то, что у Гуттманна хватило наглости вернуться к орлам на один сезон 1965/1966.
Для забывчивых, так и быть, оставлю здесь этот мем ...
... и посмертную фотографию, которую Унаи Эмери случайно сделал прошлой ночью. фотографируя празднование завоевания Кубка Европы своими игроками ...
Продолжение следует ???