2 мин.

О войне...

     Моя мама из семьи кадрового военного. За год до войны он поступил в Ленинградскую военную академию(к моему сожалению не уверена в точности названия). Поэтому война застала их там. Дед погиб осенью 41-го под деревней Ларионово. Позже мама искала могилу, но не нашла. Она почти не помнит блокаду, была совсем крохой. Первые воспоминания - о Дороге Жизни. Видимо, было начало весны, говорит, что была узкая полоска льда, а вокруг черная вода. Они доехали. Когда  уже их пересадили в поезд была бомбежка и мама получила ранение в глаз. Медицинской помощи не было, а до Казани, пункта назначенния, ехали месяц. Выжила чудом, но глаз спасти не удалось.

      Эвакуированных поселили в городке Лукоянов. Вспоминает людей оттуда самыми добрыми словами. Относились лучше, чем к родственникам. Говорит, что можно было зайти в любой дом и брать любую еду без спроса. Своим так не разрешалось. Запомнились огромные круги замороженных сметаны  и молока. Еще походы в лес с кастрюлями на голове. Петухи удирали со дворов и дичали в лесу, нападали на детей с деревьев, шапки не спасали. Ходили к железной дороге собирать уголь, упавший с платформ. Дело было подсудное, уголь - стратегический запас. Охранники были разные, одни сбрасывали уголь ногой с платформы и отворачивались. Другие - кричали и стреляли в воздух. Однажды мама, убегая от такого, упала в яму, говорит, была в ужасе, ей казалось, что он сейчас догонит и пристрелит её. Ходили смотреть на поезда с пленными немцами. Их везли долго и, наверное, не кормили. Они протягивали руки через решетку и просили хлеба. Дети блокады, они знали, что такое Голод, отдавали то, что у них было. Хотя сами были отнюдь не сытые. Её самое радостное воспоминание, когда объявили Победу и пригласили праздновать в воинскую часть, где работала  бабушка. Перед ней поставили целую корзину пряников. Мамин старший брат Женя заболел и его оставили дома. Мама испугалась, что пряники не дадут с собой и стала потихоньку запихивать их в свои шаровары. Внизу были резинки и пряники не падали. 

       После войны они вернулись в Гомель. Где всю оккупацию прожили моя прабабушка Александра, её дочь Галина и внук Эдик. Они жили в частноом доме Западного района. Там всегда жило много цыган и евреев. Когда тех стали преследовать фашисты их прятал весь район. Было достаточно хороших немцев, которые предупреждали о предстоящих облавах. И цыгане с евреями переходили с одной улицы на другую. А вот румын боялись. Те были зверями, расстреливали именно они. Это из воспоминаний дяди Эдика. Так прожили почти всю оккупацию, а выдал их ублюдок со своей улицы. Чтобы забрать имущество расстреляных. Просто в голове не укладывается... Так пожилой немец вывел их в конец огорода, выстрелил в воздух и велел убегать. Теперь сами прятались до прихода Красной Армии.

     

       Расскажите о воспоминаниях своих родственников. Пусть это не исчезнет.