О делах насущных: Почему футболисты в России раскрываются в полной мере лишь к 30 годам?
Источник: InoProSport
Еще всего 2 года назад жизнь даже и не могла складываться лучше для Магомеда Оздоева. В результате блестящих выступлений за свой клуб, московский «Локомотив», он имел шанс получить приглашение на ЕВРО-2012 в составе сборной России, и все ожидали, что на ближайшие 10 лет он станет стержнем полузащиты, как для национальной команды, так и для московского «Локомотива».
Однако все стало складываться с 21-летним футболистом не совсем понятным образом. В нынешнем сезоне он выходил на поле в стартовом составе лишь 4 раза, и ни разу не провел на нем все 90 минут в РПЛ. В настоящее время в России действует лимит на легионеров. Лишь 7 иностранцев могут одновременно находиться на поле. В случае с Оздоевым, это должно ему помогать, однако, согласно словам полузащитника, все обстоит не совсем так.
«Если игрок хочет развиваться, он поедет в Европу, но покинуть Россию не так просто, - отмечает Оздоев, признававшийся лучшим молодым футболистом года своей страны. – Клубам трудно договориться друг с другом. У нас есть лимит, и, таким образом, клубы не хотят отпускать российских футболистов, так как, впоследствии, будет трудно найти схожего игрока с подходящим паспортом».
Это очень важная проблема, которая, в настоящее время, больно бьет по российскому футболу. Молодые игроки, еще даже не достигшие 20-летнего возраста и не пробившиеся в первую команду, получают сильно раздутые зарплаты потому, что являются владельцами российского паспорта.
«Я поиграл в киевском «Динамо», грозненском «Тереке» и «Локомотиве», и могу сказать, что выступление в сильных чемпионатах по-настоящему помогает молодым игрокам прогрессировать, - добавляет Оздоев. – Лимит на легионеров, в той форме, в которой мы его видим сейчас, не помогает. Я знаю футболистов, которые просили свои клубы о повышении зарплаты даже, несмотря на то, что они, пока, не попадают в стартовые составы своих команд. Тогда такие футболисты попадают в немилость, и начинают винить клуб. Они винят всех, кроме себя».
С этой проблемой Российскому Футбольному Союзу необходимо что-то делать. У молодых российских футболистов нет того голода к игре, который наблюдается, к примеру, у их сербских или чешских сверстников. Игроки в этих странах не получают высоких зарплат на старте своих карьер, таким образом, им необходимо усердно работать, чтобы получить приглашение в один из топовых европейских чемпионатов, где они смогут получать большие деньги. В России же средний молодой игрок, даже не достигнув 20-летнего возраста, может получать больше денег, чем он способен потратить.
Спортивный директор московского ЦСКА Роман Бабаев, считает, что для футболистов моложе 21 года следует ввести потолок зарплат: «Мы считаем жизненно важным ввести потолок зарплат для игроков моложе 21 года. Все понимают, что сейчас происходит в российском футболе. Мы, также, должны рассмотреть возможность повышения компенсации для молодежных академий в тех случаях, когда молодой футболист подписывает контракт с профессиональным клубом. Это придаст академиям мотивации для подготовки классных игроков».
На самом деле, лимит на легионеров может даже мешать развитию футбола в стране и действовать в обратном направлении от того, что было задумано при его введении. Четверо российских игроков точно знают, что появятся в стартовом составе вне зависимости от того, как бы плохо они не выступали. Таким образом, у них может отсутствовать мотивация. Одним из решений проблемы касательно лимита на легионеров может быть введение новой системы заявок на каждый из сезонов. Заявка будет состоять из 25 футболистов, 10 из которых будут иностранцами, а остальная часть – россиянами. Тогда не будет никакого лимита на иностранных футболистов, выходящих на поле в основном составе.
Российский министр спорта Виталий Мутко, который, также, был президентом РФС и является членом исполнительного комитета ФИФА, говорит о необходимости нахождения «баланса», который удовлетворит требования, как владельцев клубов, так и будущего национальной сборной России по футболу.
Мне кажется, самая большая проблема в развитии российского футбола – не лимит на легионеров. Скорее, она кроется в структуре молодежного футбола в стране. В настоящее время российские футболисты выпускаются из академий в возрасте 17 лет, и сразу бросаются на баррикады, пытаясь с ходу завоевать место в составе первой команды. Однако не каждый игрок созревает в таком юном возрасте, как это было с Уэйном Руни или Лионелем Месси. Для юных российских футболистов не предусмотрено переходной стадии с тем, чтобы они научились адаптироваться к тому давлению, с которым сталкиваются профессиональные футболисты.
Главный координатор молодежной академии ЦСКА Андрес Лиллини указал на эти трудности. Во время его работы в «Бока Хуниорс» он тренировал таких футболистов, как Карлос Тевес и Николас Гаитан. Он также считает, что российские молодые футболисты не проходят переходный этап, чтобы начать конкурировать с взрослыми игроками.
«Российские футболисты невероятно талантливы, и их уровень мастерства и тактические навыки находятся на высоком уровне. Главное отличие между Россией и другими странами, где я работал, состоит в том, что здесь проводится меньше турниров для детей, которые, в итоге, не получают достаточно игровой практики. Думаю, именно поэтому российской молодежи нужно больше времени, чтобы пробиться в первую команду. Они просто не готовы играть при стрессовых ситуациях», - рассуждает Лиллини.
В некоторых российских городах для юных футболистов созданы одни из лучших в мире условий. Здесь можно отметить сногсшибательную академию ФК «Краснодар» на юге России. Молодежная команда московского ЦСКА традиционно относится к топовым юношеским клубам Европы, и в нынешнем году финишировала выше как мюнхенской «Баварии», так и «Манчестер Сити» на групповой стадии молодежной ЛЧ.
Интересным феноменом в российском футболе в последнее время является то, что многие футболисты начинают по-настоящему раскрываться лишь к окончанию третьего десятка лет. В пример можно привести двух звездных полузащитников – Константина Зырянова и Романа Широкова. Об этих двух футболистах никто ничего не знал, когда им было по 20 лет, и лишь благодаря хорошей тренерской работе и практике выступления на более высоком уровне они начали расцветать по мере того, как их возраст приблизился к 30-летней отметке.
Вне всякого сомнения, в России есть талантливые игроки, однако, возможно, для руководителей пришло время обратиться к проблеме структуры молодежного футбола вместо того, чтобы винить иностранцев в том, что они мешают молодым футболистам пробиваться в основной состав.
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Ответа не увидел. Тема не раскрыта.