Пей-беги. История английского футбольного пьянства
Многие ли знают о влиянии алкоголя на британский футбол? Как спорт может быть связан с такой антиспортивной вещью, как алкоголь? Но в Британии болельщик вам скажет, что футбол без пива – деньги на ветер. Краткая история англофутбольного алкоголизма – в блоге «Англия, Англия».
В 1893 году англиканский священник из Лидса утверждал: «Футбол – это прославление дьявола и близнец алкоголизма». В XIX веке существовала тесная связь между футболом и пивоваренной промышленностью Англии. Многие команды в то время играли на полях, принадлежащих пивоваренным компаниям, к тому же многие футбольные владельцы тоже были из этой отрасли. Например, «Сандерленд» в свои ранние годы играл на поле, принадлежащем пивоваренной компании «Blue House Inn», а «Эвертон» выступал на поле, которым владел ливерпульский пивовар Джон Холдинг. Интересный факт: когда между «Эвертоном» и Холдингом наметились разногласия, последний решил основать свой футбольный клуб. Так и появился на свет «Ливерпуль».
Тони Коллинз писал в «Энциклопедии британского футбола»: «Все последние новости о прошедших играх направлялись телеграфом в местный паб субботним днем. Пабы также выставляли у себя трофеи, выигранные местными командами, а клубы открывали в пабах сберегательные кассы для своих покровителей, чтобы те всегда имели средства для поездки на важные выездные матчи». В книге «Народная игра» (1975 год) историк Джеймс Уолвин утверждал, что «одним из главных учреждений, которые породили футбольные клубы в те годы, были местные пабы, которые являлись традиционным местом для отдыха самих владельцев заведений, футболистов и просто болельщиков».
Футболисты стали получать репутацию беспробудных пьяниц, проводивших большую часть свободного времени в пабах. Однако Арчи Хантер, игрок «Астон Виллы» в 1880-х годах утверждает: «За границей о нас сложилось плохое впечатление, мол, мы каждый раз напиваемся до бесчувствия. Я не спорю, вы, конечно, можете найти нас в пабах, ведь мы любим собираться с друзьями после игры, но я отрицаю, что мы пьем до беспамятства, мы же профессионалы и знаем меру. Мы понимаем, что это плохо сказывается на физической форме и ответственности в этом случае. Да вы сами можете все увидеть по игре. Было бы видно, если бы мы напропалую курили или пили, мы просто бы не смогли отыграть весь матч. Однако мы всегда играем до конца».
Правда, что некоторые клубы, такие, как например «Астон Вилла», пытались убедить игроков не употреблять алкоголь. Уильям Макгрегор, в ту пору самый важный член административного комитета Бирмингема, был преданным трезвенником и боролся за свои взгляды в местной «Астон Вилле». Питер Лапсон в книге «Спасибо Богу за футбол» указывает: «У Макгрегора не заняло много времени претворение его планов в жизнь. Он сразу же поставил главной задачей комитета отучить футболистов от пьянства, ведь некоторые из футболистов предпочитали посиделки в пабе тренировкам, а то и вовсе появлялись пьяными на поле. С этим нужно было что-то делать. И Макгрегор решил арендовать кофейню для собраний футболистов на Aston High Street и заставлял тех каждый понедельник посещать музыкальные вечера».
Однако принципы не помешали Макгрегору выделить большие суммы на покупку изрядно пьющих Джека Рейнолдса (1893) и Джимми Крэбтри (1895). Зато эти парни помогли «Астон Вилле» выиграть Футбольную лигу в 1895/96 годах, доказав, что порой некоторыми принципами можно поступиться, ради достижения поставленной цели.
Еще один персонаж из 1890-х, Арнольд Хиллз, тоже был активным членом Общества трезвенников. В 1895 году он основал заводскую футбольную команду «Металлурги Темзы» и настоял на том, чтобы все игроки были трезвые, как стеклышко и бросили курить. Но простых указаний явно не хватало, и он стал вводить штрафы.
Становилось все труднее и труднее убедить заводчан играть за «Металлургов Темзы». Основным страхом для рабочих, была возможность получения травмы, что не позволило бы им полноценно работать на заводе «Thames Iron Works Company». В итоге комитет клуба решил застраховать игроков от потери заработной платы, в результате травмы на футбольном поле и дальнейшей недееспособности на заводе. Однако комитет предупредил, чтобы все травмированные рабочие приходили домой не позже восьми вечера. Это было сделано для того, чтобы не было повода для симуляций травм ради вечернего похода в паб.
В сентябре 1900 года газета «Morning Leader» сообщала, что Арнольд Хиллс решил сменить имя команды, с «Металлургов Темзы» на «Вест Хэм Юнайтед»: «Президент клуба информирует, что со всех владельцев сезонных абонементов 1900/01 годов, будут собраны денежные средства за посещение определенных трибун и секторов... Также мистер Хиллс, который потратил свои кровные 500 фунтов на новый сезон, ожидает увидеть в команде 11 игроков, готовых к жестким ограничениям в спортивном питании». Этот эксперимент был призван повысить значимость владельцев над футболистами и жестко ограничить их права. В итоге, за командой в то время закрепилось прозвище «подневольные» (второй перевод – «непьющие»).
Очередное подтверждение, того, что алкогольный бизнес был плотно интегрирован в футбол, мы находим в истории «Манчестер Юнайтед», на то время именовавшимся «Ньютон Хит». У команды были большие долги в размере 2670 фунтов стерлингов, и даже стоял вопрос о ликвидации клуба. Но на собрании акционеров в «New Islington Hall» Гарри Стэффорд объявил, что манчестерский пивовар, Джон Генри Дэвис, выразил готовность к погашению задолженностей клуба. В результате долги были выплачены, команда спасена от банкротства, но уже под новым названием «Манчестер Юнайтед».
В истории британского футбола много примеров покупки пабов бывшими известными футболистами. Так Уильям Фолк, тот самый знаменитый «толстяк», владел пабом «Дюк» в Шеффилде. Такой бизнес сказывался на его весе, и, когда он решил завязать с футболом в ноябре 1907 года, то весил 350 фунтов!
История может предоставить множество примеров того, как алкоголь пагубно влиял на профессиональных футболистов. Например, Джимми Крэбтри был удостоен Королевского креста королевы Виктории в Бирмингеме, но спустя 4 года умер от алкоголизма. Ему было всего лишь 36 лет.
Хьюи Галлахер был выдающимся игроком, но при этом страдал от алкогольной зависимости. В одной из игр он вел себя расхлябанно и был обвинен в употреблении спиртного перед игрой. В свою защиту Хьюи сказал: «Использовал виски как воду для полоскания рта». Смешно, не правда ли? Галлахер продолжал пить и после ухода из футбола. А 12-го июня 1957 года его уже ждали в суде по обвинению в побоях 14-летней дочери. Но Хьюи не появился в суде на первое слушание, не появился и на второе. Его тело нашли рядом с железнодорожными путями, а голова лежала отдельно от него. Галлахер покончил с собой, прыгнув под поезд. Он не смог вынести обвинений перед дочерью, но знал, что не сможет отказаться и от алкоголя. Итог печален.
И борьба с алкоголизмом в британском футболе стала нарастать с каждым днем. Герберт Чепмен, тренер «Арсенала», с новой силой ввязался в борьбу за здоровый образ жизни футболистов. В октябре 1927 года, Герберт заключил контракт с Эдди Хэпгудом, 19-летним молочником, который играл за любительскую городскую команду Кеттеринга за плату в 750 фунтов. В своей автобиографии Хэпгуд описывает первую встречу с Чепменом: «Ну, молодой человек, вы курите или пьете?». Огорошенный вопросом, я ответил, что не пью. «Хорошо, – ответил он. – Тогда не желали ли вы подписать профессиональный контракт с «Арсеналом»?» Тот вопрос господина Чепмена о курении и алкоголе был странным для меня, по крайней мере я с такими вопросами раньше в футболе не встречался. Но в любом случае я не брал и капли в рот, иногда, правда, выпиваю бокал вина на банкетах и праздниках».
Еще долго британский футбол был связан с алкогольными компаниями и преследуем алкоголизмом. Каждый новый тренер команды пытался взять под свой контроль эту проблему, но каждый раз это оканчивалось неудачей. И только к концу 80-х, началу 90-х, когда была организована английская премьер-лига, с этой напастью научились бороться. Так, например, Фергюсон придя в «Манчестер Юнайтед» разогнал всю старую пьющую «братию», и уже совершенно другие лица, с другими ценностями и взглядами стали защищать цвета клуба.
Многие помнят «пьющую» защиту «Арсенала» во главе с Адамсом. Но это были скорее последние отголоски той эпохи, когда футболисты не особо заботились об имидже и любили весело «погудеть» со своими друзьями в пабах. Ведь пабы это неразрывная часть культуры Великобритании, а соответственно британского футбола. Все это происходило естественным образом и очень долго не вызывало порицания. Но когда в футбол пришли большие деньги, то уже сами футболисты взялись за голову и начали бросать пагубные привычки. На данный момент такие истории очень редки, и футбол полностью перешел из разряда любительского в профессиональный. Так что если пьете, то пейте в меру.
текст замечательный, но надо копнуть вширь
связать фанатские движения с окумириванием алкашей-расвиздяев
намекнуть на вынужденность "истинно британского" бей-беги стайла из-за интоксикации бьющих-бегущих
представить футбол спасительным кругом от этих мерзких чаепитий для нормальных людей и от этих мерзких наркотиков для прочих человеков
и вообще надо начать с начала, как демиург надравшись в каком-то баре создал с похмелья Землю в форме мячика
- Президента Эвертона и основателя Ливерпуля звали Джон Холдинг (Хоулдинг/Хулдинг);
- Арчи Хантер карьеру закончил в 1890-м из-за несчастного случая, поэтому о нем уместнее говорить, как об игроке Виллы 1880-х;
- Автора книги Thanks God for Football зовут Питер Лапсон (Lupson)
За статью спасибо.
Последняя фраза особенно актуальна в связи с грядущими выходными.)