13 мин.

Антон Байцур: «Sports.ru - это dream job, о том трансфере я ни разу за прошедшие четыре с половиной года не пожалел»

Антон, здравствуйте. Как и когда вы поняли, что sports.ru и вы должны быть вместе?

- Привет. Это было довольно спонтанно, я сидел на своей прежней работе и читал Sports.ru (потому что все другие спортивные сайты были заблокированы в офисной сети) и увидел новость про открывшуюся вакансию руководителя службы информации - скинул свое резюме и получил приглашение на собеседование.

Мы пару часов поболтали с Димой Навошей про статистику, "Арсенал", Денниса Бергкампа, и через пару дней в воскресенье получил официальный оффер. Примерно тогда я и понял, что Sports.ru - это dream job, о том трансфере я ни разу за прошедшие 4 с половиной года не жалел.

Сейчас я занимаюсь развитием различных продуктов в рамках Sports.ru - статистики, игр, разработкой всей линейки мобильных приложений, работой с внешними партнерами и многим другим. 

Сильно бы переживали и ругали бы себя, если отказались бы от должности?

- У меня даже не было мысли о том, чтобы отказываться, - даже несмотря на то, что я совсем по-другому у себя в голове представлял работу руководителя службы информации до собеседования.

У меня на одной чаше весов была изрядно скучная работа в офисе огромной IT компании и работа, которая была моим хобби. В такой ситуации отказываться невозможно.

Тогда интересно услышать рассказ, как вы подружились со спортом вообще.

- Чемпионат мира 1998 года, четвертьфинал Голландия - Аргентина, гол Бергкампа в два касания после передачи Франка де Бура через все поле. 

С тех пор Бергкамп - любимый игрок, сборная Голландии - любимая команда. После этого я уже не пропускал ни одного матча на Евро и ЧМ и по мере возможности следил за всем остальным футболом, а через пару лет к этому прибавилось увлечение Football Manager (тогда еще Championship Manager). Тетрадки, протоколы матчей, вырезки из "Спорт-Экспресса" - все это тоже, конечно, было.

Антон, сильно изменилась ваша работа за время пребывания на сайте?

- Изначально я занимался только статистикой и Fantasy - приводил в порядок тогдашнюю базу данных, создавал с нуля новую - четыре года назад на Sports.ru можно было узнать статистику только топ-5 чемпионатов - сейчас в каталоге статистики более 300 различных турниров с детальной статистикой и историей до 2000 года.

В планах доведение до идеала того, что есть, добавление все больших архивных данных, детальная статистика других видов спорта, но сейчас работа с ребятами из отдела статистики стала уже хобби в свободное от основной работы время. 

Сейчас я занимаюсь развитием различных продуктов в рамках Sports.ru - статистики, игр, разработкой всей линейки мобильных приложений, работой с внешними партнерами и многим другим.

Самый сложный момент в работе за это время?

- Сложно сказать - мне почему-то вспоминаются олимпийские игры в Лондоне - мы тогда были главным партнером Яндекса по статистике олимпиады - мы тогда с ребятами из отдела статистики работали 24/7 без обеда и сна. 

Еще из забавных воспоминаний - занесение в нашу базу данных протоколов 10 игр НХЛ и 10 игр НБА 1 января в 8 утра - ну и старт любого нового функционала никогда не обходится без тонны багов - большую часть пользователи даже не замечают, а мы, конечно, сразу все видим и страшно страдаем из-за этого. Самые болезненные продуктовые запуски - редизайн и новая версия тегов.

То есть ваши задачи часто пересекаются с функциями Михаила Калашникова или вы параллельные прямые?

- Sports.ru - это гигантский по своим масштабам сайт - ни один другой спортивный или новостной русскоязычный сайт не обладает таким набором функционала - от блогов и статусов до статистической базы, игр и пары сотен мобильных приложений.

Михаил Калашников: «Я слежу, как там развивается сообщество - мне это интересно»

Исторически так сложилось, что Миша занимается всем, что связано с социализацией, - рассылками, редакционной частью сайта, блогами, статусами, рекламными спецпроектами, рекомендациями и кучей других задач, а я - статистикой, тегами, играми, мобайлом, партнерствами и другим.

Мы работаем в команде - ни одно продуктовое решение не принимается без обсуждения с привлечением всех заинтересованных лиц.

Я с грустью смотрю на игры, в которые играет по 100-200 человек. Хоккейные прогнозы - это примерно такая аудитория, а ближе к концу турнира - и вовсе единицы.

Что вас больше всего "напрягает" в работе сайта сейчас?

- Плохой вопрос - меня ничего не напрягает. У нас есть множество разнообразных идей о том, как улучшить ту или иную функциональность, и огромное количество придуманных штук, которые еще только предстоит создать.

Мне лично что-то из наших продуктов может не очень нравиться - например, Лига прогнозов не оправдала мои персональные ожидания, Fantasy уже изрядно устарел морально и эти продукты в будущем ждут глобальные изменения.

Почему не стали проводить хоккейные прогнозы в этом сезоне?

- Формат не "взлетел". Я с грустью смотрю на игры, в которые играет по 100-200 человек. Хоккейные прогнозы - это примерно такая аудитория, а ближе к концу турнира - и вовсе единицы. Ну и простыня из 40 матчей в туре - я слабо себе представляю, как можно вдумчиво делать прогнозы на такое количество матчей. Решили, что хоккея больше в лиге прогнозов не будет.

Вообще я сторонник того, чтобы без лишних страданий избавляться от продуктов и функционала, которые не "взлетают". Лучше потратить свои сили на создание и поддержку более нужных пользователям вещей. Виртуальный букмекер, например, пострадал по этой же причине.

Например?

- Вот-вот закончатся работы над новыми статусами - они очень крутые, мы их уже можем пощупать на тестовой площадке - это совершенно взрывная история. Разработка мобильных приложений не останавливается ни на секунду - приложения обрастают новым функционалом каждый месяц - в ближайшее время начнем работать над адаптацией дизайна сайта под мобильные устройства, займемся несколькими очень интересными проектами, о которых пока не хотелось бы рассказывать  Объективно, пока интерес к Формуле-1 и к Fantasy по Формуле на сайте находится на довольно низком уровне - инвестировать свои силы и деньги в этот продукт неразумно - он просто проигрывает естественную конкуренцию продуктам, которые нацелены на более широкую аудиторию пользователей.

Антон, скажите, когда можно будет добавлять в текст опросы обычным пользователям сайта? Как и совместные тексты - в котором два автора. 

- Сейчас мы полностью с нуля переделываем функционал опросов на сайте для нужд редакции. Вполне возможно, в какой-то момент мы дадим возможность пользователям "Трибуны" добавлять такие же опросы в свои тексты. 

Про соавторство. С технической точки зрения - это непростая доработка - есть куча подводных камней - появится куча людей, которые будут в соавторы ставить условного Уткина. Решения пока нет - но оно будет рано или поздно.

Кроме того, даже в редакционных статьях с несколькими авторами - плюсы не распределяются на обоих авторов - достается только одному. Система просто не адаптирована для таких случаев. Может быть, такая функциональность появится - но я не могу никаких прогнозов давать.

Конференции будут продолжать жить в том же виде, что и сейчас. Специально их закрывать никто не будет.

Выше мы выяснили, что спрос на игры на сайте не очень большой...

- Игры разные - спрос на лигу прогнозов и виртуальный букмекер - низкий. Спрос на Fantasy Формулы-1 - низкий, футбольные Fantasy - пользуются отличным спросом - этот сезон стал для нас рекордным - почти 200 тысяч уникальных участников во всех турнирах. Игры - точно будут улучшаться, обновляться и обрастать новым функционалом. Мы уже придумали и описали две абсолютно новые модели Fantasy и очень хотим их реализовать в одном из ближайших сезонов.

А с конференциями что делать? 

- Конференции будут продолжать жить в том же виде, что и сейчас. Специально их закрывать никто не будет.

Скажите, функция "геолокация" на сайте умерла? Раньше можно было в два клика собрать всех пользователей из твоего города. Сейчас нажимаешь на город и вылезает "страница 404". 

- Да, не перерисовали после редизайна. Но туда настолько редко кто-либо кликал, даже когда эти страницы работали, что да, можно считать, что эта функция умерла. А ссылочки с городов и стран мы, конечно, уберем.

Формат блогов будет меняться? Я не очень люблю, когда в информации к фото есть автор работы, а я не могу его нормально вставить в текст. В отличии от редакционных материалов..

- Точно будет кардинально меняться редактор записей - по нему у нас тоже уже собран пакет идей и предположений - он будет выглядеть совсем по-другому и работать с ним будет раз в сто удобнее, чем сейчас. Ну и да, будет куда больше различных возможностей.

Когда?

- Мы никогда не отвечаем на вопросы "когда". У нас гигантский план разработки на год вперед, задачи и проекты могут менять приоритет и двигаться туда-сюда по плану. В среднесрочной перспективе - сделаем. Но это не произойдет завтра или через неделю. Но могу сказать, что очередная часть задач, связанных со статусами, почти завершена. Это будет уже совсем скоро. Если бы не майские праздники - было бы еще быстрее. И их можно будет удалять. Как и раньше. 

Расскажите про новинки, которые вы уже запустили.

- Самые прорывные штуки последних нескольких месяцев - это, конечно, мобильные приложения - там у нас уже более двух миллионов установок, сумасшедшие цифры по частоте использования. Ну и сами приложения, совершенно точно, - лучшие спортивные приложения на русском языке и уж точно не хуже западных аналогов. Ну и, конечно, нет повода не гордиться новыми тегами с объединенными контентными лентами - они стали намного удобнее, а новый функционал, вроде расхлопа с результатами выступлений команды и игрока за всю историю под шапкой, стал популярным у пользователей.  

Вообще, мы делаем кучу всяких штук на сайте, часть из них пользователи просто не замечают - сайт ведь гигантский, мы, например, запустили систему рассылок - с точки зрения разработки - это был очень масштабный проект, мы постепенно настраиваем и дорабатываем нашу систему аналитики и рекомендаций - это вообще штуки с другой планеты - о них с удовольствием сейчас можно читать на Хабре и слушать доклады наших разработчиков на профильных конференциях.

Проводится куча работ над "движком" сайта - нагрузки растут, мы должны адекватно и своевременно модернизировать все, что спрятано под "капотом".

Не могу не отметить изменения в комментариях.

- Это как раз мелкая штука - мы просто добавили возможность просматривать не топ-10 комментариев по рейтингу, а отсортировать их все. Такие штуки делаются довольно быстро, но их пользователи замечают и радуются им - аналогичные вещи - появление значков телеканалов в онлайнах, например. 

Я говорю, что сейчас стало видно, с помощью чего написан комментарий. Сайта или гаджетов. 

- Это тоже мелочь - по большому счету, пользователям все равно, откуда был написан комментарий. Мы для себя просто добавляли пометку, чтобы анализировать динамику - следить за частотой и типом действий пользователей в мобильных приложениях - прикрутить картинку для мобильных комментариев - было самым простым, что только можно было придумать - несколько минут.

Антон, на сайтах tribuna.com вы выполняете похожие функции?

- Да, те же функции на tribuna.com, что и на Sports.ru. Но большая часть продуктов, за которые я отвечаю, - едины для всех трех сайтов, например, статистика и теги полностью управляются из одной админки для всех трех сайтов.

Новинки будут запущены в один момент или для каждого сайта - отдельная история? Статусы, блоги, опросы...

- Одновременно. Возможно, что на каком-нибудь из сайтов проекта tribuna.com появится чуть раньше, чем на Sports.ru, - но это вопрос одного-двух дней.

 Стараюсь следить за всем, что происходит в футболе. Остальными видами спорта интересуюсь на уровне главных новостей. 

Как там дела с играми складываются? Скажем, нет идеи сделать, как аналог КХЛ, чемпионат Беларуси по хоккею?

- Пока чемпионат Беларуси по хоккею сделать просто невозможно - Федерация хоккея Беларуси не публикует данные о времени, проведенном хоккеистами на площадке. Чемпионаты Украины и Беларуси вызывают вполне неплохой интерес на своих сайтах, но там еще есть большой запас для роста.

Хочу немного тайн. Скажите, почему так решили назвать сайты tribuna.com и выбрали адрес? По каким параметрам?

- Название выбирали долго в ходе мозгового штурма - конкретное название Tribuna появилось совершенно спонтанно уже ближе к концу обсуждения - фаворитами были какие-то другие варианты.

Антон, какие темы для вас актуальны в плане чтения, как пользователя этих сайтов?

- Сложно сказать - стараюсь читать все, что появляется на главной странице и в разделе футбол, пробегаюсь по главной странице Трибуны - в последнее время все чаще потребляю контент Sports.ru с помощью приложения - новости и вовсе читаю только там. Каких-то отдельных тем нет - стараюсь следить за всем, что происходит в футболе. Остальными видами спорта интересуюсь на уровне главных новостей.

Совсем недавно Сергей Гилев писал, что вы стали отцом. Жена не ревнует вас к сайту?

- Моя жена отлично справляется с дочкой, а я стараюсь ей помогать и соблюдать баланс между личной жизнью и работой. В общем, никто не жалуется.

Обычные тексты о спорте я не комментирую никогда. Плюсы/минусы удовлетворяют все мои потребности в таких случаях.

Ваше отношение к баннерорезкам?

- Баннерорезка - это вообще неуважение ко всем тем, кто работает над сайтом. Реклама - это единственный работающий способ монетизации для медиа - в наших планах есть несколько штук, которые сильно ухудшат работу сайта для тех, кто пользуется различными баннерорезками.

В заключение разговора, хочу спросить, как вы поддерживаете новичков сайта?

- Система рекомендаций строится в том числе и для новичков сайта - мы стараемся уменьшать порог входа во всех наших продуктах, в т.ч. в играх. Даже незарегистрированные пользователи получают рекомендации, основанные на их поведении, - мы с достаточной точностью определяем интересы пользователя и предлагаем ему релевантный контент.

У пользователя, попавшего впервые на сайт, мы сразу спрашиваем про его любимый клуб - если пользователь выбирает команду - мы предлагаем ему сразу подписаться на тег, скачать приложение, почитать новости и тексты. Мы наблюдаем за поведением пользователя - и даже у незарегистрированного после прочтения нескольких новостей формируется плашка с "любимыми" тегами.

После каждой новости и текста мы выводим специальные блоки с самыми интересными рекомендациями - наша основная задача сделать так, чтобы пользователь, пришедший из поиска или из социальных сетей, не закрыл вкладку после прочтения страницы, а продолжил изучать сайт, заинтересовался, зарегистрировался и стал лояльным постоянным пользователем.

Я люблю мучать собеседника вопросом, что важнее - комментарии или рейтинг. Отвечают по-разному. Антон, что для вас важнее? Сколько расставлено за сутки плюсов или сколько комментариев появилось за это время?

- Мне не важен ни рейтинг, ни комментарии. Плюсы и минусы - это аналог лайков - простой способ выразить одобрение или несогласие с собеседником. Не все любят комментировать и вступать в дискуссии - возможность поставить плюс и минус для них вполне подходит.

В целом же рейтинг в первую очередь работает для отбора контента пользователями - будь то список лучших комментариев или тексты, попавшие на главную страницу сайта в блок "Трибуны". Ставлю много плюсов и минусов каждый день, не считаю. Комментарии оставляю в последнее время значительно реже.

Я обычно общаюсь в комментариях с пользователями о тех или иных штуках, которые мы запускаем. Обычные тексты о спорте я не комментирую никогда. Плюсы/минусы удовлетворяют все мои потребности в таких случаях.

Давным-давно была идея монетизировать блогеров. Почему идея умерла, не пройдя испытания на сайте?

- Про монетизацию вкратце - пытались многие general news сайты, был даже стартап, который предлагал всем ставить кнопку для добровольной оплаты за контент - у них были очень печальные цифры и стартап в итоге умер. На Трибуне тоже кто-то пытался - общая сумма смехотворно мала. В России люди не привыкли платить за контент. Ни в обязательном, ни тем более в добровольном порядке. Это просто не работает.

Антон, ваши советы блогерам.

- Больше думать, изучать, погружаться в тематику - смотреть по сторонам, читать как можно больше, искать новые приемы и методы подачи информации. В итоге могут рождаться новые форматы и звезды "Трибуны".

Спасибо за беседу. Удачи. 

- Тебе тоже спасибо. Если у кого-то из пользователей есть еще какие-то вопросы - с удовольствием отвечу на все-все в комментариях.