Страх и ненависть в Глазго. Часть 2
Особенности национального дерби (продолжение)
Celtic Soccer Crew — бывшая ударная группа хулиганов «Селтика», одна из крупнейших банд не только в Шотландии, но и в Великобритании в целом. Фирма образовалась в 1984 году и зажила себе славы прежде всего в боях с английскими траблмейкерами. CSC считалась авангардом кельтских кэжуалов, в числе которых были также такие группировки, как Roman Catholic Casuals и Celtic Soccer Babes.
Первый серьёзный забив с английскими хулзами у Soccer Crew произошёл в начале 90-х, когда во время выезда в Мидлсбро после длительного махача с местными фанатами за решётку угодило с десяток «кельтов». Перед началом сезона 1995/96, в контрольной игре с «Бирмингем Сити», глазвегианцы не упустили возможности подраться с хулиганами «браммис», за что самые активные из них получили 7 суток ареста. Также известными являются стычки хулз «Селтика» с фанатами «Блэкберна» и «Куинз Парк Рейнджерс».
Безоговорочным лидером группировки 21 год подряд (с 1984 по 2005 года) являлся Джон О'Кейн, позже написавший и издавший книгу под названием «С чего бы, чёрт возьми, нас это волновало?» (англ. What the Hell Do We Care?).
Фирма «Рейнджерс» называлась Inter City Firm, а зародилась примерно в тот же исторический промежуток, что и CSC — на рубеже первой и второй половины 80-х годов. Кроме этой, к движу «джерс» принадлежали также такие группировки, как Her Majesty Service и Rangers Soccer Babes. Наибольшей славы они заслужили в «битве за Копенгаген» в 2000 году, когда выступили как часть общебританского моба, направленного на локализацию и уничтожение ультрас турецкого «Галатасарая».
Также одной из важнейших страниц биографии ICF считается так называемая «битва за Британию». В 2003 году «Рейнджерс» дома встречался с «Манчестер Юнайтед» на групповом этапе Лиги чемпионов. В ту ночь хорошо организованные манкунианские хулз численностью 300 человек по пути на «Айброкс» пошли по Пэйсли-роуд, на которой тогда запретили появляться болельщикам. Члены движа «плюшевых мишек» (ещё одно прозвище «Рейнджерс») находились в пабе в районе Сисснок. После минования полицейских патрулей между хулиганами завязалась настоящая бойня, результатами которых стали многочисленные травмы.Лидером группировки считался Сэнди Чагг, также после отхода от хулиганских дел издавший автобиографическую книгу о своём движе. «Я не люблю «Селтик» и все чанты о нём ровным счётом настолько же, насколько уважаю право болельщиков этого клуба на их исполнение» — прокомментировал Чагг своё отношение к принципиальнейшему сопернику. Теперь же бывший кэжуал тренирует подростков в одной из футбольных школ Глазго. Чувства, которые невозможно купить
В дерби «Старой Фирмы» часто были такие игроки, которые одним лишь жестом могли выразить негодование у враждебного им клуба. Одним из таких персонажей был польский голкипер «Селтика» Артур Боруц (выступал с 2005 по 2010 года), прозванный своими болельщиками «Король Артур» и «Святой Вратарь». Кипер славился своей открытой нелюбовью к «джерс», а как-то в подтрибунном помещении даже высказал своё мнение прямо в лицо защитнику Дэвиду Уэйру: «Я не люблю тебя, твой клуб и твоих фанатов». 28 апреля 2008 года Боруц после победы в дерби снял свою вратарскую кофту, под которой была футболка с надписью «Бог хранит Папу Римского» (англ. God bless the Pope), подчёркивая свою католическую веру. Этим он заслужил ещё больше любви со стороны болельщиков своего клуба и ненависти со стороны «рейнджеров», которые издавна считаются последователями протестантизма. В мае 2010 года Артур показал фанам «Рейнджерс» рисунок обезьянки на своём животе, а пупок выступал в роли... заднего прохода, куда и указал Боруц трибуне с фанатами «джерс». Правда, больше подобного за ним не наблюдалось, так как летом он был продан в «Фиорентину» за 2,5 миллиона фунтов.
Но, как бы то ни было, Боруц с того времени и до сих пор остался примером настоящего «кельта». О нём в Глазго вспоминают с любовью и улыбкой на лице в одной половине, чередуя с ненавистью и злобой в другой. Такие же персоналии были и у «Рейнджерс», что неудивительно для столь крупного дерби. И это относится не только к известным личностям, а и к простым болельщикам, которые однажды решили раз и навсегда связать свою судьбу с ирландским триколором или Юнион Джеком.
Любовь и ненависть в футболе всегда стоят на грани клубных симпатий.
Особенно в Глазго.