12 мин.

«Каждая следующая неделя огорчает тем, что приближает развязку». Русские болельщики «Ливерпуля» – о близком чемпионстве

1. Вы и «Ливерпуль». Как это получилось?

2. Как вы будете жить в ближайшие четыре недели?

3. Что вы сделаете, если «Ливерпуль» станет чемпионом?

***

Илья Азар, специальный корреспондент сайта «Эха Москвы»

1. Признаюсь честно и сразу, что я тот еще фанат «Ливерпуля». Настоящий болельщик команды посмотрит в мою сторону только чтобы плюнуть, да и то, скорее всего, побрезгует. Недавно в киевском пабе, который вроде как считается «ливерпульским», я почувствовал себя идиотом, когда сидел и с завистью смотрел, как несколько столов, обнявшись, поют совершенно незнакомые мне фанатские песни.

Хотя, наверное, именно благодаря самой попсовой такой песне – «You’ll Never Walk Alone» – я по большому счету и начал болеть за «Ливерпуль». Все-таки это поистине непередаваемое ощущение, когда слышишь ее живое исполнение всем стадионом даже по телевизору (черт, я ведь и на «Энфилде» никогда не был!).

И, конечно же, я еще и жалкий неофит и глорихантер, поскольку первое мое осознанное детское воспоминание о «Ливерпуле» – это финал Лиги чемпионов 2005 года. Я сижу в московском боулинг-клубе (внезапно), первый тайм настолько ужасный, а болельщики «Милана» рядом настолько довольные, что хочется повеситься или прыгнуть в глубокую яму, где исчезают кегли. Я едва не срываюсь в гардероб, но все-таки остаюсь, и ****** ***** ****** [катарсис счастье безумие]. Не помню вообще ничего подобного ни до, ни после. Разве что победа хоккейной сборной России в финале чемпионата мира 2008 года над Канадой у нее дома.

Именно видеоролик о победе «Ливерпуля» над «Миланом» я пересматриваю, когда в очередной раз падаю духом и думаю, что все потеряно, просраны все полимеры, и ничего уже никогда у меня не получится. Так что болеть за «Ливерпуль» для меня – это история преодоления себя и возвращения на временно потерянные позиции, что, я верю, произойдет уже прямо вот сейчас. Еще чуть-чуть, да, да, пожалуйста, уррррррра!

2. Никого из тех, кто дочитал до этого момента, уже, наверное, не удивлю, если скажу, что видел не так много матчей «Ливерпуля» в этом сезоне. Просто целиком провожу его в Украине, где, увы, происходит слишком много событий, куда более важных, чем чемпионат Англии по футболу. Хотя, конечно, игру Старриджа, Суареса или Шкртела в этом сезоне трудно переоценить, они просто звери. А Луис перестал кусаться и один тащит всю мою фэнтези-команду.

Путин, пожалуйста, не начинай войну на востоке Украины, чтобы я мог спокойно посмотреть матч «Ливерпуля» с «Челси»! Спасибо.

3. Не бейте меня камнями, но мне всегда казалось, что настоящую любовь (до гроба и несмотря ни на что) можно испытывать только к клубу из своего города, а в яром болении за иностранный и в сущности чужой тебе клуб (в том числе и культурой боления), есть что-то ненастоящее, неискреннее. Поэтому только Россия и «Спартак». ¯\_(ツ)_/¯

А когда «Ливерпуль» станет чемпионом, я напьюсь вдрызг и поверю, что московский «Спартак» сделает то же самое прежде, чем врачи запретят мне пить.

Баста, музыкант

1. Давно уже, где-то с тех пор, как «Ростсельмаш» перестал был по-лютому народной командой. А «Ливерпуль» – это образец единения города и команды. Как там болеют, как команда умирает на поле. У меня когда был концерт в Лондоне, я специально поехал в Ливерпуль, посмотреть город. Я видел этот стадион. А знаешь, что я там еще понял? Я ходил смотрел все вокруг, на эти лица, на город, на большой порт – ну это же вылитый Ростов! Я понял, что я дома! Я же и Джеррарда однажды живьем видел. Я ездил в Донецк на чемпионат Европы. Меня начали выселять из гостиницы по причине того, что номера забронированы кем-то. Я спустился на ресепшн, хотел сначала поругаться немного, мол как так? А администратор мне говорит, что здесь будет жить сборная. А какая, не уточнила. И вот мы стоим, выясняем все это, я поворачиваю голову и заходит Джеррард и вся сборная Англии. Я чуть сознание не потерял (взято отсюда).

2. Будем надеяться, что «Ливерпуль» будет всех разъ###вать и станет чемпионом.

3. Сделаю себе татуировку на ливерпульскую тему.

Артем Степин, редактор ленты новостей Sports.ru

1. Какой-то особенной истории любви, о которой сейчас можно рассказывать с придыханием, у нас не было. Году в 98-м или 99-м, учась в школе, я посматривал футбол на REN-TV и решил, что мне нужен любимый клуб.

Выбор в пользу «Манчестер Юнайтед» и «Арсенала» попахивал глорихантерством (тогда я еще не знал такого слова, но чувствовал, что начинать болеть за победителей как-то тухло). Моему отцу нравился «Челси» с Дзолой и Пойетом, я же, вооружившись подростковой ершистостью, положил глаз на ребят в красном. Немножко Пола Инса, немножко Стива Макманамана (который помимо умной игры напоминал фронтмена Simply Red Мика Хакнелла, что стало дополнительным плюсом), Патрик Бергер со своей бронебойной левой, сверхзвуковой Майкл Оуэн – эти парни много сделали для того, чтобы у команды появился новый болельщик.

Теперь я понимаю, что моя симпатия к клубу, в сущности, всегда строилась на эмоциональной привязанности к конкретным игрокам: Дитмар Хаманн, Йон-Арне Риисе, Хаби Алонсо, Дирк Кюйт и, конечно, фантастический капитан. Постоянно присутствовал не абстрактный символ, а какой-то живой якорь, удерживавший мой корабль в ливерпульской бухте.

2. На подобный вопрос хочется рефлекторно ответить фразой про быструю перемотку. Именно так я бы ответил лет 15 назад. Но сейчас, когда прошло столько времени, никакой быстрой перемотки я не хочу.

Это сезон, удивительным образом преобразивший настроения болельщиков. Это сумасшедший сезон с точки зрения турнирной борьбы. Это первый сезон, когда наш ребенок осознанно смотрит футбол (и по совместительству подрабатывает справочным бюро, потому что у меня неблестящая память). Я намерен получить удовольствие от каждой оставшейся минуты. И каждая следующая неделя огорчает меня в том смысле, что приближает концовку восхитительной футбольной истории.

3. Я сентиментальный человек, поэтому сделаю вот так, наверное:

Эльмар Муртазаев, главный редактор Forbes

1. В 80-х, в незамутненном советском прошлом, для футбольного болельщика в Ташкенте было немного возможностей посмаковать хороший футбол. Матчи чемпионата СССР, который, впрочем, в конце 80-х стал весьма ничего, да газеты «Советский спорт» и «Хоккей/Футбол», где на последних страницах были несколько абзацев с новостями европейских чемпионатов. Четко помню, как летом 86-го прочитал на последней странице «Совспорта» про победный дубль (чемпионат и кубок) английского «Ливерпуля», командовал которым человек со звучной фамилий Далглиш. Это почему-то запало в душу. Стал следить за клубом, читать про его историю. В конце 80-х, когда поеденный молью железный занавес рухнул, стал читать про клуб во всех возможных советских источниках. Отчасти «горе помогло» – трагедия на «Хиллсборо» активно описывалась в советской прессе, и авторы вынужденно рассказывали о клубе, игроках, особой атмосфере города. Так что когда в 1994-м я впервые оказался в Великобритании (это был космос, я был впервые за рубежом бывшего СССР и сразу в Англии), вопроса куда ехать и что смотреть для меня не стояло.

За эти годы мне, в общем-то, не довелось увидеть капитана «Ливера» с чемпионским кубком. Но я не жалею, если честно. В «Ливерпуле» есть что-то особенное. Да, он не выигрывал два десятка лет, но даже самые ехидные мои друзья-болельщики «МЮ», «Челси», «Арсенала» почему-то всегда воспринимали мой клуб как реального конкурента. Возможно, потому, что много раз «Ливерпуль» был близок к победе, и при Улье, и при Бенитесе, но на весь сезон его не хватало. Или потому что в клубе за эти годы играло много отличных игроков: Макманаман, Реднапп, Оуэн, Алонсо, Хююипя. А может, потому, что у «Ливерпуля» много каких-то ультрадраматичных, почти телевизионных историй побед и падений: начиная с хрестоматийного возвращения в победном финале Лиги чемпионов в Стамбуле и заканчивая великой ничьей 4:4 с «Арсеналом», после которой мы потеряли шансы на победу в чемпионате в 2009-м. Но мне кажется, что невозможно не уважать стройный 45-тысячный хор «Энфилда», терпение и веру ливерпульских болельщиков.

2. Да как обычно. Надеяться ведь не впервой. Я реалист – возраст не позволяет быть романтиком – и понимаю, что по составу «Ливерпуль» объективно слабее и «Челси», и «Ман Сити» и даже «Арсенала». Команда только строится. Собственно, матч с «Ман Сити» это подтвердил – на невероятном эмоциональном подъеме с такими классными соперниками можно продержаться тайм-полтора, а потом неизбежен спад. Вот выбыл на три матча Хендерсон, а на скамейке, в общем-то, равноценной замены нет. А если травмируется Суарес, Джеррард или Коутиньо… Но, может, на этот раз проскочим.

3. Буду пить. Уже заготовил бутылку хорошего порто. Не выиграют – все равно выпью. За Роджерса. Приятно ведь, когда твоей командой управляет интеллектуал.

Глеб Чернявский, корреспондент еженедельника «Футбол»

1. Зима 2000 года, мне девять лет. В руках джойстик, а на компьютере запущена только что приобретенная FIFA-2000. Сложнейший выбор – за кого начать карьеру? В 1997-м или в 1998-м, когда Александр Елагин начал комментировать английскую премьер-лигу, мне чем-то нравилась «Астон Вилла». Но ее характеристики в игре не впечатлили. Я захотел выбрать что-то красное и остановился на «Ливерпуле». С тех пор Майкл Оуэн забивал в моем компьютере ежедневно по двадцать мячей. Потом был автогол «Алавеса», чтение всего, что писали в «СЭ» про «Ливерпуль», и главное «крещение» – майка Милана Бароша с пятым номером, купленная в 2003 году на рынке в Чехии за 300 крон.

2. Сомневаюсь, что в ближайшие дни моя жизнь как-то изменится. Более того, в ближайшие десять дней буду в отпуске, поэтому даже не представляю, как и где смотреть матч с «Челси». Но если честно, стараюсь как можно меньше думать о возможном чемпионстве. Очень боюсь в него раньше времени поверить и потом разочароваться. Мне даже один раз снился довольный Моуринью, который по окончании чемпионата собрал всех тренеров премьер-лиги и объяснял, за счет чего «Челси» занял первое место.

3. 25 мая 2005 года перед серией пенальти в Стамбуле я зачем-то набрал полную ванную холодной воды. Как только Дудек отбил решающий удар, я в эйфории нырнул туда в той самой майке Бароша. Я уже дал себе обещание, что если «Ливерпуль» сейчас станет чемпионом, то повторю этот трюк.

Артур Петросьян, шеф-редактор «СЭ-Интернет»

1. У истоков этого союза стояло слишком много факторов. Ну, во-первых, «Битлз», чьи песни раздавались из немаленьких колонок, когда я еще только учился ходить. Причем родители регулярно эти песни не только слушали, но и пели, и в своем глубоком детстве их я запомнил гораздо лучше колыбельных и прочей детской ерунды. Ну а где пластинки, там и книги, и альбомы, и фотографии... На которых где-то просто виднелся красивый город на реке Мерси, а где-то стояла четверка парней, обмотанных красно-белым шарфом...

Цвета – это еще один фактор. На футбол папа меня впервые повел, когда мне не было и шести. Повел на «Спартак», за который болел, еще даже не переехав в Москву. И неудивительно, что любовь эта передалась мне практически мгновенно, а со временем стала перерастать в какое-то более глубокое чувство. К команде, клубу, истории, «лучшим людям страны», которые рядом с командой в радости и в горе. И постепенно, где-то что-то прочитав, увидев или услышав, я стал понимать, как много общего у этих двух клубов. Естественно, не только на футбольном поле, но и в отношении государства к клубам и его болельщикам, в этих самых болельщиках, даже в схожих трагедиях и еще много в чем другом. Но это отдельная и очень непростая тема.

Ну а определяющим стал 1992 год. Тогда в мае «Спартак» обыграл в финале Кубка ЦСКА со счетом 2:0. Вернувшись со стадиона, я включил телевизор и в «Футбольном обозрении» увидел, как «Ливерпуль» в финале Кубка обыграл «Сандерленд». Со счетом 2:0.

2. Ощущение предвкушения чего-то грандиозного порой даже сильнее ощущения наступления этого самого грандиозного. Вот этими самыми ощущениями я последние месяцы и живу, и подпитываюсь ими словно дозой. Это неповторимое ощущение, когда целую неделю ждешь следующего матча, просыпаешься в день игры... и тебя накрывает эйфория.

Что может быть лучше, чем то, когда твоя любимая команда не только исправно добивается результата, но и радует своей игрой весь футбольный мир? Нынешний «Ливерпуль» – это одновременно самая быстрая, самая тактически гибкая, самая непредсказуемая, самая интересная, самая романтическая команда в Европе. И вдвойне приятно от того, что еще год назад многочисленные «эксперты» причисляли ее к середнякам, а на протяжении этого сезона чуть ли не вплоть до марта называли ее успехи неожиданными и предрекали скорую сдачу позиций. Как бы ни закончился этот сезон, его запомнят надолго.

3. Ну, во-первых, я хочу это видеть! И не с экрана телевизора. Видел, как поднимали над головой Кубок с большими ушами в 2005-м, видел как обыгрывали «Барселону» на «Ноу Камп» и прочих «челси» с «юнайтедами». Не видел только одного. Кажется, пора. Вот только осуществить это нереально сложно. Вокруг последних матчей «Ливерпуля» такой ажиотаж, что клуб даже пошел на беспрецедентный шаг и чуть ли не вдвое сократил квоту билетов, полагающихся футболистам, руководству и прочим випам. Только ради того, чтобы больше билетов досталось простым болельщикам, имеющим солидный послужной список выездных матчей, но не имеющих абонементов. В общем, придется здорово постараться...

Фото: REUTERS/Phil Noble