Максим Лепский: «Не считаю себя суперталантливым игроком, всего добился благодаря трудолюбию»
28-летний хавбек «Арсенала» Максим Лепский, по собственному признанию, проводит в Туле лучшие годы карьеры.
- Максим, начнем с традиционного вопроса. Как вы пришли в футбол?
- В детстве попробовал разные виды спорта. Занимался баскетболом, каратэ, тхэквондо, настольным теннисом, но в итоге отдал предпочтение футболу. Когда мне было шесть лет, семья переехала из Ставрополя в Пятигорск: чуть позже в местной ДЮСШ и началась моя карьера.
- Кто-то из взрослых оказал влияние на ваш выбор?
- Нет, я сам все решил. Хотя гены у меня футбольные. Отец в восьмидесятые годы играл, кстати, тоже полузащитником, в первой союзной лиге за ставропольское «Динамо». Тренерами тогда были авторитетные Олег Долматов и Борис Стукалов.
- «Динамо» из столицы края – известный футбольный бренд. У Пятигорска же достижения скромнее.
- Разница ощутима даже на уровне спортшколы. У нас была обычная ДЮСШ, готовились, можно сказать, на любительском уровне. Если ребята из ставропольского интерната ездили на соревнования даже за границу, то у нас самый дальний выезд был в Ростов-на-Дону. И только когда началось юношеское первенство России, мы выезжали в Ставрополь, Астрахань, другие города.
- Трудно вам было заявить о себе в таких условиях.
- Не считаю себя суперталантливым игроком, всего добился благодаря трудолюбию. Всегда оставался на 30-40 минут после тренировки и отрабатывал подачи с фланга. С детства выделялся физической подготовкой, за что спасибо тренеру ДЮСШ «Машук» Евгению Петровичу Лысенко. В конце обучения в спортшколе стал привлекаться к тренировкам в главной команде, а на следующий сезон, это был 2003 год, меня заявили за «Машук».
- В составе пятигорцев в 2006-2008 годах вы провели три сезона в первом дивизионе.
- Я был единственным воспитанником пятигорского футбола в команде. В 2009-м «Машук» снова стал играть во второй лиге. Когда контракт заканчивался, мне поставили жесткие условия. Но я хотел стать свободным агентом и сменить клуб, чтобы расти в мастерстве. Не стал продлевать отношения с «Машуком», в результате чего на три месяца меня отстранили от тренировочного процесса. Форму поддерживал самостоятельно. Но считаю, принял правильное решение. С помощью агента перешел к Андрею Канчельскису в «Торпедо-ЗИЛ».
- У вас снова появился шанс сыграть в первом дивизионе.
- Зиловцы в первенстве 2010 года заняли второе место в зональном турнире второго дивизиона, проиграв путевку в старший класс владимирскому «Торпедо». После чего столичный проект благополучно закрыли.
- И вместе с Канчельскисом вы переехали в Уфу.
- Андрей Антанасович мне доверял правую бровку в «Тор-ЗИЛе», постоянно играл я и в «Уфе». К сожалению, история повторилась: два года назад нам не хватило чуть-чуть, чтобы обойти в таблице нижнекамский «Нефтехимик». При равенстве очков соперник вышел в ФНЛ по дополнительному показателю.
- Мы наконец-то подобрались к тому моменту, когда вы стали игроком «Арсенала».
- Тут такая предыстория. Перед «Уфой» стояла задача выхода в Футбольную национальную лигу, но задача, как мы знаем, не была выполнена. По-моему, за пять туров до финиша сняли Канчельскиса, его преемник Колыванов присматривался к команде. Последний матч сезона в Челябинске «Уфа» выиграла 3:1, я забил со штрафного. В целом по сезону набрал солидную сумму очков по системе «гол плюс пас». Но когда вернулись домой, выяснилось, что со мной не подпишут новый контракт, на сборы меня не пригласили. И тут возник вариант с Тулой. Зная, что «Арсенал» возглавляет Дмитрий Аленичев, не раздумывал ни минуты.
- Что ни делается – все к лучшему. Передумай Колыванов, и мы бы не оценили по достоинству игровые качества Максима Лепского – скорость, работоспособность, фирменные подачи с правой ноги.
- С «Торпедо-ЗИЛ» и «Уфой» не получилось взять ФНЛ, а с «Арсеналом» это удалось с первой попытки. Я переживаю лучшее время в карьере. Важно, что мы не останавливаемся на достигнутом. То, что происходит сейчас, вообще сказка! Мы реально претендуем на выход в премьер-лигу, такой шанс упускать нельзя.
- Лучший свой матч в составе команды Дмитрия Аленичева назовете?
- Он еще впереди.
- Вы пользуетесь уважением в среде тульских болельщиков, они признали вас лучшим игроком осени в составе «Арсенала». Одного только не хватает правому вингеру канониров…
- Забитых мячей. Знаю-знаю. Сам удивляюсь, почему за два года в Туле не отличился ни разу. В той же «Уфе» забил шесть мячей. На тренировках все получается, в контрольных матчах тоже забивал, а в официальных матчах, как отрезало.
- Ничего. Этот день не за горами. Вот недавно Сергея Маслова прорвало - забил победный гол «Нефтехимику».
- Рад за Сережу. У нас сейчас все матчи на вес золота. 9 апреля, в день игры с «Балтикой», надеюсь на хорошую погоду и заполненный стадион. Три победных матча не должный пройти мимо наших поклонников, зрителей наверняка будет больше, чем в мартовской встрече с «Ангуштом». Мы уверены в себе, знаем свой потенциал, подходим к матчу с холодной головой. Остается только сыграть в свою игру.
- Поддержка трибун для вас много значит?
- Конечно! Наши болельщики – это вообще отдельная тема. Лучших болельщиков, чем в Туле, в ФНЛ я не видел. Дома мы играем с удвоенной силой.
- Что показали два валидольных матча «Арсенала» в Екатеринбурге с «Уфой» и с «Нефтехимиком» в Казани?
- Что у нас есть характер, без которого невозможно побеждать в столь тяжелых играх. А еще это повод задуматься о том, что удача в футболе далеко не последняя вещь. В Екатеринбурге невероятный сэйв при счете 3:3 сделал Филимонов. Владимирыч это умеет.
- Вы всегда так называете капитана команды?
- Всегда, учитывая возраст и авторитет Филимонова. Помните, какой мяч Владимирыч вытащил в домашней игре с «Факелом» еще во втором дивизионе? Это было при счете 0:1, а потом мы распрямились и забили воронежцам четыре безответных мяча.
- Говорят, ваша правая нога – золотая.
- Правда? Скорее серебряная (смеется). Я же не Бекхэм!
- Многие ваши подачи с правого края таят угрозу воротам соперника.
- Отрабатывал их еще в «Машуке». Поначалу из пяти попыток мог сделать не больше одной острой передачи. На меня кричали старожилы команды, стимулируя совершенствоваться после тренировок. Вот так и набил ногу.
- Вы суеверны? Почему на вашей футболке две семерки?
- Нет, суеверием не страдаю. №77 взял еще в Уфе, в «Торпедо-ЗИЛ» играл под восьмым. Мне нравятся цифры 7 и 8, но такие номера были заняты, поэтому решил: пусть будут две семерки. Мне нравится мой номер.
- Знаете, что у вас есть «двойник»? Ваш тезка и однофамилец Максим Лепский, выступающий в «Ростове».
- Мы познакомились летом 2012-го перед матчем «Арсенала» в Саратове: мой полный тезка тогда играл за «Сокол». Кстати, он тоже полузащитник. В интернете, наверное, без путаницы не обошлось.
- Максим, какой вы по характеру? Попробую перечислить основные черты – спокойный, интеллигентный, скромный…
- Все правильно. Добавьте «рассудительный» и получите мой психологический портрет.
- А как же две красные карточки в минувшем сезоне?
- За повторные предупреждения. Было такое. Это все по глупости, за откидку мяча. Дмитрий Анатольевич мне тогда все высказал. Но грубым игроком меня назвать нельзя.
- С вашей фотогеничной внешностью не предлагали сниматься в кино или для журналов?
- Предложения участвовать в фотосессиях были, но я их не воспринимал серьезно. На первом месте - футбол, все остальное – хобби.
- На прозвище Ботаник не обижаетесь?
- Нет, конечно. Это, наверное, наш острослов Андрей Лях придумал. Впрочем, ребята чаще называют иначе - Макс или Лепс.
- Если Лепс, то вам петь надо хоть иногда.
- Увы, голосом бог не одарил. Супруга Маргарита начинает бояться, когда пою (смеется).
- Зато по литературной части вы точно один из лидеров «Арсенала». Какую последнюю книгу прочитали?
- «Трилогию желаний» Теодора Драйзера.
- Чему еще посвящаете свободное время?
- С женой любим путешествовать, открывать новые страны, города, знакомиться с новыми культурами.
- В Туле что нового узнали?
- С Ритой не раз бывали в Ясной Поляне. К поездкам мы готовились, читали об истории усадьбы Льва Толстого. Понравилось нам в музее оружия. Теперь ждем, когда в кремле откроют восстановленную колокольню, непременно там побываем.
- А вот если вас попросят провести экскурсию по Пятигорску, что первым делом покажете?
- Пятигорск – это курорт. Маленький, красивый, солнечный, зеленый город. Покажу место дуэли Лермонтова, озеро Провал, беседку «Эолова арфа», по канатке поднимемся на Машук, с которого открывается чудесный вид на весь Пятигорск и гору Бештау. И это далеко не весь маршрут.
- В Пятигорске еще и незабвенный Киса Воробьянинов отметился.
- Когда Гайдай снимал «Двенадцать стульев», меня еще на свете не было. Знаю, что сцена, где Воробьянинов просит милостыню, на самом деле снималась в соседних Ессентуках. В Пятигорске были натурные съемки в парке «Цветник», рядом со статуей орла. Но там грот Дианы (Лермонтова) выдается за Провал.
- Максим, кто ваши самые преданные болельщики?
- Родители, моя семья. Старший брат Антон до 18 лет занимался футболом, у него двое замечательных детей – старшая Арина и младший Семен. Антон живет в городе Лермонтове и пока еще не был на матчах «Арсенала», но обещает приехать поболеть за нас 30 апреля в игре с «Торпедо». Маргарита не пропускает ни одного домашнего матча.
- Расскажите романтическую историю знакомства с будущей женой. Вы познакомились в библиотеке?
- Почти угадали (смеется), без книг не обошлось. Мы оба из Пятигорска. Однажды я увидел Риту с подругой, они шли из института и несли тяжелую кипу книг. Взялся помочь, донес книги до ее дома. Взаимная симпатия возникла сразу. На тот момент мы почти не знали друг друга, мне было девятнадцать лет, Рите – семнадцать. Потом девушки вспоминали, что им было очень приятно, что им помог молодой человек. А для меня это была судьба. Свадьбу сыграли спустя четыре года, я уже выступал за «Тор-ЗИЛ». Расписались, отметили в ресторане в кругу самых близких людей. Вот такая история…
Беседовал Евгений Овсянников