Страх и ненависть в Глазго. Часть 1
Это противостояние имеет религиозные и национальные корни. Год назад ему исполнилось 125 лет. Часто его называют в народе «Старая фирма», или Old Firm Derby. Это — столкновение католицизма и протестантизма, националистических и пробританских, левых и правых идей в одном лице. Естественно, под этим противостоянием все имеют в виду матч «Селтика» и «Рейнджерс».
Футбольный клуб «Селтик» появился на свет в 1887 году, однако свой первый официальный матч провёл лишьгодом позже. Образователем клуба стал католический священник-марист брат Уолфред (в миру Эндрю Керинс), ирландец по национальности. Первой игрой «кельтов» был как раз матч против «Рейнджерс», в котором они разгромили соперника со счётом 5:2. Девизом «Селтика» считается фраза «Создан иммигрантами для иммигрантов» (англ. Created by immigrants for immigrants), подчёркивающая толерантное отношение клуба и его фанатов к представителям других национальностей. В национальном чемпионате «обручи» имеют 45 побед, а в Кубке страны — рекордных 36. Кроме того, «Селтик» является единственным шотландским клубом, на счету которого есть победа в Лиге чемпионов (1967 год). Первыми болельщиками клуба становились ирландские мигранты, а также рабочие и просто обездоленные граждане, жившие на востоке Глазго (Ист-Энд). Вскоре «бело-зелёные» получили 100%-ную поддержку от всего ирландского населения города.
В 1872 году четверо футболистов — братья Мозес и Питер Макнилы, Питер Кэмпбелл и Уильям Макбит — озаботились идеей создания футбольного клуба. По названию, взятому из одной из прочитанных книг, игроки решили назвать её «Rangers». Таким образом, в Глазго начал своё существование футбольный клуб, фанатов которого в большей мере всегда связывала идея единой и неделимой Великой Британии. «Рейнджерс» считался клубом для «коренных» глазвегианцев, а его болельщики в основном были из Гоуэна — района, находящегося ближе к деловому центру города. Клуб является рекордсменом по победам в чемпионате Шотландии, а их у «джерс» целых 54. На европейской арене «Рейнджерс» известны победой в Кубке обладателей кубков (1972), а в новое время ещё и выходом в финал Кубка УЕФА (2008).Фанаты «Селтика» по своим политическим взглядам являются ирландскими националистами, а на матчах любимой команды всегда вывешивают триколор Изумрудного острова для подчёркивания своего происхождения. Наиболее тесно они поддерживают отношения с «Ливерпулем», так как «кельты» первыми поддержали мерсисайдский клуб после трагедии на «Хиллсборо» в 1989 году. Также ультрас клуба имеют дружественные отношения почти со всеми, кто поддерживает национально-освободительные движения своих регионов: французский «Ренн», чьи активные фанаты считают себя бретонцами, славно известный «Атлетик» из Бильбао, а также со многими ирландскими клубами. Особенно дружеские отношения у «бело-зелёных» с гамбургским «Санкт-Паули» — клубом, который прославился на весь мир своими левыми взглядами.
Ультрас «Рейнджерс» же связаны с немецким «Гамбургом», белфастским «Линфилдом» и лондонским «Челси», между фанатами которых ранее существовал альянс. Фанаты «плюшевых мишек» гордо исповедуют идеи и концепции единой Британии, а на секторах особо активных саппортеров нередко можно увидеть Union Jack. Девизом их фанатов считается фраза «Не сдаваться!» (англ. No surrender!), используемая североирландскими протестантами-юнионистами. Кстати, в 70-е годы этот же слоган использовался самой же командой, а ввёл его в обиход тогдашний главный тренер «джерс» Джок Уоллес.
Особенности национального дерби (начало)
Первое серьёзное столкновение между поклонниками глазговских коллективов произошло 17 апреля 1909 года, когда оппоненты устроили крупную потасовку во время переигровки финального матча Кубка Шотландии. В 1980 году фанаты «Селтика» и «Рейнджерс» сошлись в рукопашной схватке прямо на поле стадиона «Хэмпден Парк», где их команды проводили решающий поединок того же трофея. Драка приняла массовый характер, и полиции стоило немало усилий заставить её прекратиться. Спустя два часа после начала беспорядков поединок был всё же доигран — «кельты» победили со счётом 1:0.
В мае 1999 года снаряд из ракетницы, запущенный из сектора болельщиков «Селтика», попал в голову главному судье матча Хью Далласу. К большому счастью, серьёзных последствий для здоровья арбитра этот инцидент не имел — после оказания ему помощи игра была продолжена. В том же поединке по меньшей мере четыре раза агрессивно настроенные фанаты «Селтика» пытались прорваться на поле, чтобы выяснить с Далласом отношения, который, по их мнению, судил матч с благосклонностью к «Рейнджерс». Однако инциденты на этом не исчерпались, так как всю встречу болельщики «кельтов» закидывали различными предметами и обстреливали из ракетниц участников дерби и оппонентов. Шотландская футбольная ассоциация, расследовав этот эпизод, наложила на «Селтик» рекордный штраф и пригрозила, что повторение подобных вещей может привести к недопущению фанатов «бело-зелёных» на игры своей команды.
Сложные взаимоотношения болельщиков наложили свой отпечаток и на отношение к тем футболистам, которым за свою карьеру удавалось поиграть за оба клуба. До 1912 года противостояние было не столь яростным, поэтому переходы из «Селтика» в «Рейнджерс» или обратно не вызывали большого резонанса в среде фанатов. После того, как ненависть поклонников глазговских клубов начала выплёскиваться за рамки мирного боления, игроки, решившиеся на переход в стан злейшего врага, подвергались жесточайшей обструкции. В ряде случаев, дело доходило до прямых угроз здоровью и даже жизни футболиста. Показателен в этом пример нападающего Мо Джонстона. С 1984 по 1987 год шотландский форвард выступал за «Селтик», затем последовали два года во французском «Нанте», и в 1989 году Мо вернулся в Шотландию, подписав контракт с «Рейнджерс». Этот шаг вызвал бурю недовольства по обе стороны баррикад — поклонники «кельтов» обвиняли Джонстона в предательстве, фанаты «джерс» в знак протеста против прихода в их стан бывшего игрока «бело-зелёных» и к тому же ещё и католика, публично у стадиона «Айброкс» жгли сезонные абонементы и клубные шарфы. Но не только болельщиков захватывали антикатолические и антипротестанские настроения — нередко бывали случаи, когда руководства глазвегианских клубов разрывали контракты с футболистами лишь из-за того, что они были, по их мнению «неправильной» религиозной направленности.
В этой эмоциональности и принципиальности среди обеих сторон отдельно стоит лишь один человек — футболист и легендарный тренер «Селтика» Джок Стейн, победитель Кубка европейских чемпионов 1967 года в качестве наставника. Всё дело в том, что Стейн был непримиримым протестантом, никогда не скрывавшим своих религиозных взглядов. Но своим отношением к работе и непоколебимостью собственного жизненного кредо он заслужил уважение обоих клубов «Старой Фирмы».
В дни дерби полиция Глазго переходит на сверхурочный режим работы. Довольно часто случаются столкновения между болельщиками клубов, которые нередко заканчиваются летальными исходами. По сообщениям министерства здравоохранения Шотландии,число поступающих людей в больницы Глазго в дни проведения «Old Firm» увеличивается в девять раз по сравнению с обычными уик-эндами. Наиболее ярко обстановку вокруг дерби охарактеризовал начальник шотландской полиции Лес Грей, заявивший в начале марта 2011 года следующее: «У нас просто нет достаточного количества денег и ресурсов для обеспечения должной безопасности. Всем участникам этих дерби нужно сесть и изучить ситуацию. Нужно что-то делать. Это безумие не может продолжаться. Я не знаю, каким должно быть решение. Я понимаю, что игру невозможно отменить. Но, возможно, стоит проводить её при пустых трибунах. То, что происходит на поле, воспроизводится потом по всей Шотландии — на улицах, в пабах, в домах. Так продолжаться не может. После игр творится просто ужас, какой-то бедлам».
Ныне «Рейнджерс» выступает во Втором дивизионе Шотландии. Туда клуб поднялся после победы в дивизионе ниже, в котором оказался после банкротства в 2012 году. После этого дерби исчезло как минимум на три года, и это в том случае, если «джерс» поднимутся с первого дивизиона сразу в Премьершип. Вообщем, ждать осталось не так уж и долго, если судить по истории этой славной дуэли.
Окончание следует