2 мин.

Секта ли «Спартак»?

Друзья, всегда скептически относился к тому, что московский "Спартак" иные величают "сектой". Наверное, потому, что, извините за гордыню, имею представление, что такое секта, не раз видел настоящих религиозных сектантов, общался с ними и составил определенное мнение о том, что является признаком принадлежности. В давние постперестроечные времена мы даже спорили об этом со знаменитым и несколько одиозным товарищем Дворкиным, руководителем Центра св. Иринея Лионского, главным сектоборцем РПЦ.

И вот не верилось мне никак, что красно-белые, несмотря на все свои "Фратрии", невероятное количество туннельно мыслящих ветеранов, преклонение перед звездочками и прочее - это Она. Секта. Но последние события с Черчесовым пошатнули уверенность. Свечку не держал, темна вода во облацех, однако то, что просочилось в желтую прессу, просто обескураживает. Слежка за потенциальным главным тренером, стремление к тому, чтобы человек либо полностью разделял все ценности и воззрения коллектива, презрительные комментарии о недостаточной преданности - всё ведь это основные признаки сектантства. Не ересь, не противопоставление другим - именно вот это желание подчинить личность, покрасить его душу в свои цвета и вытянуть дух ромбиком: тут кроется главное.

Православный Черчесов, разумеется, истово перекрестился и предпочёл спастись в "Динамо", тоже не Бог весть какой христианской команде, но хоть более-менее понятной и нетоталитарной. Станислав, наверное, здорово напугался - при том, что поработал, на минуточку, в "Тереке" - казалось бы, чего после бояться! Но ведь, когда имеешь дело с настоящим фанатиком, нутром чуешь, что для него от слежки за автомобилем до того, чтобы подложить в этот автомобиль бомбу - один шаг.

Во славу ли Господню или в чью-то ещё. Святые Старостин, Романцев, юродивый Бубнов, новомученик Карпин, армянские прозелиты - всё это иконостас, или, точнее, пантеон спартаковцев, мистический тарасовский дух озаряет таких разных людей, как Федун, Асхабадзе и Сочнов. Лично меня это приводит в недоумение, словно бы я живьем узрел Левиафана. С одной стороны, христианство ведь тоже когда-то считалось сектой, притом маргинальной. С другой - часто возникает ощущение, будто самые экстремальные сайентологи - наивные и романтичные дети по сравнению с болельщиками народной команды. Ну а рассудит лишь Всевышний, однако, при всей любви к ближнему, мне, грешнику, не хотелось бы в раю сидеть с парнем, наигрывающим на арфе "Валера-верим", на одном облаке.