Легенда Самуэля-Дидье Бианга
Вы слышали о Самуэле Бианге? В 1996-м он приехал в Россию за образованием, а в итоге стал футболистом.
Самуэль - нетипичный камерунский человек. У него одна сестра и состоятельная семья. Отец - летчик, мать - медсестра. Бианг родился на военной базе в Кутабе, где служат парашютисты. Вырос в Криби, где живут рыбаки. Это красивый город на берегу Гвинейского залива. "У вас есть похожий на Криби город, это Сочи", - рассказывает футболист.
Больше всего меня поразил факт, что Сэм, как некоторые его называли, не футболист. С детства он планировал стать военным летчиком, пойти по стопам родни. Будучи мальчишкой, он гонял мяч во дворе, но имел голову на плечах. Сами подумайте, зачем стремиться к футболу, если таких, как ты - все молодое население страны? "Спорт любить нужно, но не до такой степени", - говорит Бианг.
Время бежало: пришел момент определяться с будущей профессией. Камерунская конституция гласит: чтобы работать военным летчиком, нужно два образования, причем второй диплом надо получить за границей. И тут как некстати подруливает отец с российской командировки и нехилым предлогом: "Сэм, у меня есть интересное предложение - ты едешь в Россию. Выбирай город!"
"Я подумал-подумал - и согласился. Пришел в турфирму, мне предложили несколько вариантов. Выбрал Краснодар только потому, что он на юге, а рядом море, и мне пообещали, что будет тепло. О России прежде слышал как о стране с холодным климатом. Но рассудил так: ничего страшного в этом нет", - вспоминает игрок.
- И как впечатление?
- Я приехал с небольшой группой ребят в 1996 году. Если честно, у нас было желание развернуться и уехать в первый же день... Но я же пообещал отцу.
Как правило, приезжие студенты в первый год учат язык. Сэм попал на курсы в академию физкультуры. Русский стал для него четвертым: он разговаривал по-французски, по-английски и по-мамбейски. Освоение проходило негладко.
Через 12 месяцев Дидье обрусел и поступил в Кубанский Госуниверситет на факультет прикладной математики. Отучился два года и... вспомнил, что такое футбол.
Вместе с ним в Россию прибыл один страстный любитель - Адриан Пахо. На одном футбольном турнире для студентов-иностранцев при сельхозуниверситете их заметил Хамза Абдулович Багапов. Предложил попробовать свои силы в "Кубани". Сэм пришел на стадион, посмотрел игру, плюнул, развернулся и ушел - не понравилось. Со стороны это казалось не таким крутым, как в самом процессе.
Адриану пообещали перезвонить, Самуэля же прямиком определили в молодежную команду. Представьте: всем пацанам по 16 лет, а к ним приходит чернокожий мужик с бородой, и ему 23 года. В команду приняли мужчину, не игравшего ранее в футбол... да что говорить, он даже им не увлекался. Первым, кто преподал уроки мастерства по удару в мяч, стал Виталий Калешин. Евгений Бузникин - вторым. Камерунец был самым старшим и поэтому старался больше всех, ибо такими шансами не разбрасываются. Физически-то, может, было и попроще, а вот что касается тактического ума...
Сначала Багапов определил новичка центральным защитником. Но он забывал о своей позиции и не мог вовремя возвращаться. Тогда его поставили на край, но и там после фланговых кроссов у него не хватало сил отрабатывать в защите.
- Кто же поставил вас в нападение?
- Эту возможность предоставил другой тренер - Казаков. Стало получаться. В том же году успел сыграть во втором круге чемпионата края в команде "Торпедо-ГАЗ", забил за нее 25 голов. А еще семь на первенстве города.
"Торпедо" развалилось, и парня пригласили в тимашевский "Изумруд-Нефтяник", хотя Бианг поставил условие: "Буду играть, если клуб заплатит за мое обучение в КубГУ". За полтора года Бианг забил 18 раз. Но и эта команда распалась.
Самюэль познакомился с Тчуйсе и Тонгой: они стали общаться, дружить, подсказывать как правильнее двигаться на поле. Ведь поначалу Биангу не давалось взаимопонимание с партнерами. Именно они помогли освоится и, наконец, постичь само понятие футбол.
Потом камерунцу предложили профессиональный контракт в "Славянске". В 24 (!) года. "Очень хотел попробовать себя на профессиональном уровне, во второй лиге, чтобы понять, нужно ли вообще заниматься футболом профессионально. Если говорить честно, то особой разницы между уровнем команд второй лиги и чемпионатом края не увидел", - вспоминает форвард.
Однако вскоре из клуба пришлось уйти: ввели запрет на участие иностранцев во второй лиге. И Дидье поддерживал форму в МЖК, ставшими чемпионами города. Понятное дело, игрок определился с будущим, желал играть на профессиональном уровне, но контракты лезли лишь из второго дивизиона; для первого он был слишком сыр и малоизвестен. Поэтому Александр Молдованов (его первый агент) устроил в довольно известный по тем временам "Немком", который участвовал на первенстве КФК.
Удачное выступление "Немкома" и выход во вторую лигу заставили многих руководителей обратить внимание на самого яркого игрока этого клуба: его ждали в красноярском "Металлурге", известным сейчас под названием "Енисей".
"Я был очень рад возможности проверить себя в первой лиге. Красноярск - город очень большой и красивый, мне там понравилось. О том времени не жалею, хотя в конце 2001 года маловато выходил на поле, больше сидел в запасе. Но 4 мяча все-таки забил. А через год команда оказалась на последнем месте. Но зато отыграл весь сезон, забил 7 голов, и один из них - в Краснодаре. Вот тогда, видимо, меня и запомнили. В межсезонье Владимир Лагойда пригласил меня в "Кубань", - рассказывает Бианг.
Владимир Иванович Лагойда видел в игроке большой потенциал. Самому Биангу это предложение показалось удобным: в Краснодаре он учился, начал играть в футбол, там у него жила девушка. К тому же его радовало присутствие Патриса Тонга.
После того как "Кубань" стала чемпионом первого круга, Бианг съездил домой в Камерун. Только тогда он рассказал родителям, что стал футболистом и что в его жизни все хорошо. Ведь они считали, что сын до сих пор учится в университете и подрабатывает как может. Все были ошарашены: никто и представить не мог, что сын станет спортсменом. Впрочем, родители были рады: "Отец сказал, что я сделал выбор, как и положено взрослому человеку, и что у меня теперь своя семейная жизнь. Родители уже на пенсии, я им помогаю"
В первый же сезон Дидье стал главным заводилой атак кубанцев, помог им выйти в высший эшелон российского футбола. Правда, еще будучи в Красноярске, он получал небольшие травмы на замерзших полях - что и вылилось в будущем. В премьер-лиге Сэм не показывал той уверенной игры, его отдали в аренду в другой солнечный и прекрасный город Махачкала, где он также не мог набрать былые кондиции, а еще через год камерунца арендовал благовещенский "Амур", что в девяти тысячах километров от Дагестана.
Заканчивал карьеру Бианг в другой крайней точке России - в Калининграде. Травмы.
В настоящее время Самуэль воспитывает двоих детей. Он закончил институт физической культуры в Краснодаре. Сейчас работает тренером по технике в ФК "Краснодар". Планирует получать гражданство. Жизнь в России его устраивает.
Ну а Сэм - молодец. Очень счастливая история)
Да и в Дагестане поля не всегда хорошие - это ведь не только от климата зависит, но и как работают с газоном. Если помните, лет 5 назад у Томи было поле даже в ноябре в хорошем состоянии, потому что им занимался агроном, на которого большой спрос потом был в РПЛ. Щас вроде в "Анжи".
Отлично помню Бианга, первый раз его увидел, когда в 2002 в Томске играли "Томь"-"Металлург") игра была интересная очень. Бианг забил быстрый гол и потом отметился кульбитами. Я потом еще у него взял автограф после матча и, если не ошибаюсь, для меня это был первый случай, когда я вживую вблизи увидел африканца :)
Матч тогда закончился 2:1 в пользу "Томи", которая в лидерах шла. Буквально после пары минут как забил Бианг - Алексей Бугаев забил со шрафного с метров 35-40 шикарным ударом. А победный забил ветеран и легенда Сергей Жуков.
А было мне тогда 12 лет, помню как сейчас.
Вью с Жаном Були будет?