Родионов: «Победа в зимнем первенстве Москвы - результат работы по новой системе подготовки»
Президент спартаковской Академии Сергей Родионов в интервью для официального сайта подвел общие итоги зимнего первенства Москвы:
— Хочу поздравить тренерский штаб, всех футболистов, сотрудников Академии с победой в общем зачете зимнего первенства Москвы. Подчеркну при этом, что самоцели занять первое место у нас не было. Победа эта стала итогом работы, проведенной нами по новой системе подготовки за последние год–полтора. Данный турнир позволил нам еще раз убедиться в том, что выбранное направление развития является верным. Эйфории по случаю выигрыша никакой нет: и руководство, и тренеры прекрасно понимают, что мы были в привилегированных условиях, все матчи провели дома. К тому же всегда рассматриваем зимнее первенство как подготовительный этап в начале сезона. Тренеры прекрасно видят и проблемные аспекты в своих командах, работают над их исправлением.
— Второй год подряд зимнее первенство проводится по двухэтапной системе: сначала все участники разбиваются на две группы, а затем сильнейшие команды каждой из групп между собой разыгрывают итоговые места. Каково ваше отношение к этой системе и к тому, что в этом году в группах было неравное количество участников?
— Мне двухэтапная система нравится. Она является оптимальной в том плане, что количество игр в ее рамках не превышает норм, положенных для ребят в двухмесячный период, ведь команды, встречавшиеся в отборочной стадии и вышедшие в финальную, между собой повторно не играют. Что касается числа школ и академий, оптимальны для турнира, конечно, 10 участников. Но коли мы пошли навстречу казанскому «Рубину», изъявившему желание заявить команды зачетных возрастов на эти соревнования, то пришлось играть при условии неравных составов групп.
— Поделитесь своим мнением относительно участия представителей регионов в первенстве Москвы и впечатлением, которое на вас произвели команды «Рубина», с которыми спартаковцам довелось играть на втором этапе соревнований.
— Все московские академии и школы не возражали против участия казанцев, но прекрасно понимали то, что это в первую очередь нужно «Рубину», потому что в Казани на данный момент отсутствует конкуренция (это заявление руководителей академии «Рубина»). В Москве, на мой взгляд, конкуренция и так весьма серьезная. Не скажу, что в матчах против «Рубина» увидел что-то сверхъестественное, но команды у них вполне хорошего уровня, футбол в их исполнении произвел приятное впечатление. Татарстан сегодня развивается интенсивно в плане спорта, поэтому, думаю, и зрителям было интересно наблюдать за играми. Для нас же каждая встреча с новым соперником — источник информации для сравнения и размышлений на тему, в правильном ли направлении мы движемся.
— Что скажете о московских соперниках Академии в первенстве?
— В первую очередь — что они нам хорошо знакомы. Любая игра в зоне Москва требует определенных усилий. И речь не только о командах из шестерки сильнейших академий. Это зимнее первенство в очередной раз показало, что на «Спартак» все соперники, даже явно уступающие нашим воспитанникам, настраиваются с удвоенной энергией и порой против красно-белых выдают одни из лучших своих матчей.
— Как при таком отношении к играм против «Спартака» со стороны каждого из соперников тренеры доносят воспитанникам Академии важность настроя на любую встречу?
— Все время находиться на пике психологического настроя сложно даже взрослым спортсменам, мы же имеем дело с детьми. В некоторых матчах у футболистов была заметна недооценка соперника, особенно когда команда знала, что цель выйти из группы, например, достигнута или же досрочно завоевано призовое место. У многих были игры, когда команда играла не в свою силу. Мы эту проблему видим и работаем над ее решением. Программа подготовки юного футболиста в «Спартаке» не ограничивается тренировками, важной ее составляющей является и учебно-воспитательная работа, в рамках которой ребята изучают клубную историю, посещают занятия психолога. Работа ведется серьезная, комплексная, но сиюминутных результатов в плане того же настроя на каждый матч ждать не стоит. Будем стремиться сначала к тому, чтобы подобных ситуаций с недостаточным настроем с каждым разом было все меньше, ведь это поможет спартаковцам приблизиться к той игре, которую мы от них хотим видеть, которой учим.
— В очередной раз внесены изменения в формат проведения игр у команд незачетных возрастов. В прошлом году они коснулись ребят категории U-12, в этом — футболистов U-10 и U-11…
— Мнений существует много. Наше далеко не всегда совпадает с предложенным Федерацией футбола, но если такой регламент принят — значит, мы будем играть в его рамках, в тренировочном процессе поможем ребятам адаптироваться к новым условиям. Хотел бы подчеркнуть, что тема эта требует детального изучения. Принимая решения о размерах площадок, количестве игроков в поле, нужно понимать, сколько соприкосновений с мячом мальчик в среднем сделает за игру, какую нагрузку он при этом получит, например. Без привлечения научных групп здесь не обойтись, если мы стремимся организовать соревновательный процесс так, чтобы он позитивно влиял на индивидуальную подготовку каждого юного футболиста, которого нам важно научить правильно отбирать мяч, уметь обвести соперника, вовремя и точно отдать пас.
— Неоднократно в матчах зимнего первенства одними из главных действующих лиц были судьи, решения которых становились определяющими в ряде игр. Как оцениваете уровень судейства в данном турнире?
— Я с пониманием отношусь к судейскому вопросу, знаю, что существует недостаток квалифицированных судей, в сложности подготовки судей. Ошибки будут всегда, они случаются и во взрослом футболе. Стоит сказать, что в зимнем первенстве судейские ошибки коснулись едва ли не всех школ и академий. Ошибка ошибке рознь. Если человек ошибается в силу своего неумения, с этим пусть болезненно, но можно примириться. Важно отличать ошибку обычную от предвзятой. Последний вариант очень опасен. Меня сложно вывести из себя судейством, но в некоторых эпизодах арбитрам это удавалось сделать. Например, когда нашей команде 2000 года рождения «Чертаново» забивало при явном нарушении правил: один из соперников за несколько секунд до гола сыграл в нашей штрафной рукой; этот мяч стал единственным во встрече и принес победу гостям. Я понимаю, что судья не мог не видеть этого момента, но ни главный арбитр, ни боковой на нарушение это не обратили внимание… или сделали вид, что этого не заметили. Таких судей я бы близко не подпускал к детскому футболу. Имея изначально предвзятое отношение к каким-либо командам, даже начинать заниматься судейством не стоит. Все прекрасно понимают, что есть матчи принципиальные, ключевые в турнире. Таким, к слову, был и матч, о котором я упомянул ранее. Хотя бы в подобных играх хотелось бы видеть судей достаточно квалифицированных, чтобы и мы, и юные игроки сфокусировались на футболе, а не на решениях арбитра. Оговорюсь, что в зимнем первенстве некоторые подобные встречи судили арбитры Премьер-Лиги и тоже допускали ошибки. Но ошибки эти были другого рода.
— С чем вы связываете довольно большое количество удалений в составе команд Академии?
— В первую очередь скажу, что это не есть хорошо. Недисциплинированное поведение, которое в большинстве случаев было причиной удалений, является нарушением морально-спортивных принципов спартаковца, один из пунктов которого — «дисциплина на футбольном поле и за его пределами». На последнем тренерском совещании уже попросили наставников команд уделить этой проблеме повышенное внимание. У воспитанника Академии дисциплина и на поле, и в быту должна быть на высоте. Опять же везде есть свои «но»: бывают разные карточки, разные удаления. Порой ценой карточки футболист спасает команду от верного гола. В такой ситуации его понять можно.
— Какое впечатление произвели на вас команды, игравшие вне общего зачета: спартаковцы 2004 и 2003 годов рождения, финишировавшие на третьем месте, и выигравший турнир в своей возрастной категории «Спартак»-2002?
— Говорить о местах, когда мальчишкам по 10–11 лет, смысла нет. Для нас главное сейчас привить им любовь к спорту, к футболу. Требовать от ребят чего-то серьезного рано. Беспокойства за эти команды у меня нет, работа тренеров видна как в плане улучшения индивидуальных качеств каждого мальчика, так и в смысле построения командной игры. Что касается «Спартака»-2002, по ходу турнира у команды было несколько сбоев: качество игры в матчах не соответствовало тому, которое команда может демонстрировать. В целом первыми они оказались заслуженно, да еще и в решающей встрече одержали волевую победу на ЦСКА. Молодцы!
— Футболистам 2002 года рождения весной предстоит участвовать в турнире, где предполагается играть на большое поле. Окажутся ли они к этому готовы?
— Мне кажется, да. Я не сторонник вывода 2002 г. р. на большое поле, но в плане эксперимента и опыта это полезно на будущий год, когда уже в первенстве Москвы им предстоит играть в формате 11 на 11.
— В начале интервью вы упомянули новую систему работы Академии. Можно ли говорить, что она уже окончательно сформирована? Есть ли на данный момент ощутимые результаты?
— Работа не завершена, она продолжается, совершенствуется, но плоды ее уже видны, пускай не во всех матчах. Система наша будет дорабатываться регулярно, ведь футбол не стоит на месте, а мы не имеем права от него отставать.
— С какими сложностями столкнулись в этот переходный период?
— Идя на изменения, знали, что трудности будут. Главная состоит в том, чтобы весь тренерский штаб понимал философию Академии и принципы ведения игры одинаково. Это задача не из простых. Не все быстро приняли эту систему, содержащую обязательные требования для тренеров, которые необходимо выполнять. Каждый из наших специалистов — хороший тренер, знает свое дело, сомневаться в этом не приходится. На протяжении этого времени старались доносить до них, что тренировать нужно с учетом философии, принципов ведения игры дублирующего состава, «Спартака-2», основного состава. Таким образом, каждое упражнение, утвержденное руководством Академии, клубом, в идеале должно пониматься всеми тренерами и доноситься до ребят одинаково. Кто-то возразит, что мы лишаем тренеров возможности творчества. Не соглашусь: мы лишь вводим некие определенные требования. Творчество существует, например, в виде поисков новых упражнений: тренер предлагает нам их, после чего обсуждение идет на тренерском совещании. Если упражнение полезное и интересное, наверняка его примем.
— Продолжается ли активное взаимодействие с основной и дублирующей командами клуба?
— Конечно! В зависимости от загруженности Гунько или Пятницкий с удовольствием при первой возможности появляются у нас, смотрят игры команд Академии, общаются с тренерами. Такие беседы всегда очень полезны и информативны.