Виктор Вальдес: «Я фанат виндсерфинга: два часа на воде для меня как неделя каникул»
Колумнист The Guardian Сид Лоу пообщался с голкипером «Барселоны», который в конце сезона покинет каталонский клуб, в котором провел всю карьеру.
Фото: Fotobank/Getty Images/Clive Brunskill
О самом важном моменте в карьере:
«Это финал Лиги чемпионов в Париже, 2006 год. Когда я выходил на поле, то был уверен, что уже на следующий день перестану быть вратарем «Барселоны». На меня тогда обрушился град критики. Никто в глаза ничего не говорил, но интуиция подсказывала, что мне придется уйти. И вместо того, чтобы чувствовать давление, я почувствовал свободу. Я понял – надо идти и наслаждаться игрой, поскольку она будет для меня последней. Но судьба уготовила кое-что другое. Я сыграл хорошо, и многие вещи были пересмотрены.
Момент в финале стал поворотным моментом. Ощущение свободы в том матче стало отправной точкой, я старался воспроизводить его в каждой важной игре. Годами я доводил до ума новый подход – убеждать себя, что репутация не всегда стоит на кону. Не надо постоянно сдавать экзамен перед другими людьми. Не надо легко поддаваться влиянию, пропускай мимо ушей. Все изменилось, когда я подошел к самой важной игре в карьере с совершенно другим настроем, чем обычно. Выиграв Лигу чемпионов, я выиграл карьеру в «Барселоне». После финального свистка у меня появилось будущее».
Об особенностях игры за «Барселону»:
«Год в «Барселоне» идет за два в любом другом клубе. Наша философия заключается в том, чтобы не отдавать мяч сопернику, лишая их возможности часто бить по воротам, но это не так просто. Порой, ты выжат как лимон. Сильно выматывает психологически. Бывали у меня игры, когда я едва ли мяча касался, но в раздевалку заходил без сил. Почему так? Потому что психологически ты постоянно поддерживаешь себя в напряжении и устаешь еще больше, чем от физических нагрузок».
О том, чем нынешний сезон отличается от предыдущих:
«С самого начала я заметил, что команды теперь атакуют наши ворота по-другому: они все чаще оказываются на краю штрафной, чаще бьют по воротам. Это не одни только выходы один на один. Да и в плане внешних факторов год очень сложный. Игрокам в раздевалке тяжело оставаться герметически закрытыми от всего происходящего.
Все это замечаешь не только на протяжении 90 минут матча. Это во всем. Все, что происходит, анализируется до последнего миллиметра, и если ты не можешь себя оградить, то обязательно пострадаешь. Тренер очень уязвим, он подвержен общей динамике клуба. Сегодня ты здесь, на вершине, а завтра глубоко внизу. И думаешь «Что произошло?». «Барселону» по многим причинам называют «больше, чем клубом», и это – одна из них».
Об имидже и характере:
«В этом сезоне болельщики впервые скандируют мое имя? Да, это правда. Помню, как Дель Боске в свое время заткнул уши и сказал себе: «Я все равно вызову этого футболиста в сборную, пусть у него и сомнительная репутация». И мне удалось оправдать себя. Мои партнеры по командам знают, что я не во всем соответствую своей репутации.
Меня это не сильно волнует, поскольку одноклубники мне как братья, и они ценят меня. Если бы я много думал о внешней критике, то не выжил бы. К тому же, хорошее всегда перевешивает плохое. Всегда.
В конце концов, вратари всегда одиночки. Мне нравится уединение. Я страстный фанат виндсерфинга: два часа на воде для меня как неделя каникул, полная отрешенность от реальности. Дело в том, что я... Может, со стороны так и не покажется, но я застенчив. Интроверт. Так уж я чувствую. Знаю, что моя замкнутая натура отчасти навредила мне в некоторых аспектах, которых требует профессия (будь то публичные встречи, общение с прессой, и так далее), но с этим трудно что-либо поделать.
А сейчас болельщики скандируют мое имя, чем я очень горжусь. Наверное, это происходит потому, что они знают – это мой последний сезон, а я все равно стараюсь на совесть».
Об уходе из «Барселоны»:
«Я был честен, когда объявил о своем решении. Людям трудно понять, но я сделал то, что велело сердце. Для того, чтобы понять мотивы решения, надо еще знать, кто я. Зачем юлить? Зачем говорить «Давайте посмотрим, что будет в будущем»?
Куда теперь? Пока не знаю. Не скажу, что Англия – это реальный вариант, но мне всегда нравилась здешняя атмосфера. Например, традиция аплодировать вратарю соперника. Это та футбольная культура, с которой я всегда себя ассоциировал».
О встрече с бывшим одноклубником:
«С Чики (Бегиристайном) повидаться не удалось в Манчестере, но зато встретился с Яя (Туре). Он взял семерых друзей в клубный автобус, и мы там два часа фотографировались, как если бы он все еще был одним из нас. Бывает грустно, когда люди уходят, и ты знаешь, что не увидишь их завтра после всего того, что вы вместе пережили, но к этому привыкаешь. Да и связь можно поддерживать – на Рождество я побывал в гостях у Тьерри Анри в Нью-Йорке.
Яя начинал как опорный полузащитник, у нас мы его иногда использовали как центрального защитника, но его сильная сторона в том, чтобы тащить мяч к чужой штрафной. Премьер-лига, будучи более открытым чемпионатом, больше ему подходит. Он хорошо защищает мяч, но там в полной мере раскрылся его талант, о котором я хорошо знал – у него отличный удар».
О противостоянии с «Манчестер Сити»:
«Кто-то скажет, что «Сити» подарил нам мяч, но я предпочитаю смотреть на это, как на хорошую игру «Барселоны». Не думаю, что все уже решено. 2:0 – хорошее преимущество, но не решающее, особенно если учитывать, насколько талантливый у них состав. Еще и Агуэро вернется. Он мне забивал голы за «Атлетико», это выдающийся футболист. Он очень быстро бьет и передвигается по полю с умом. У них великолепная команда. Нам придется здорово выложиться, иначе за последствия придется расплачиваться».
3 главных позитивных момента в карьере Вальдеса:
– Полный набор трофеев: 6 чемпионских титулов в Ла Лиге, 2 Кубка Короля, 6 Суперкубков Испании, 3 Лиги чемпионов, 1 Суперкубок Европы, 2 чемпионских титула в клубном чемпионате мира. Можно упомянуть и медали за победу в чемпионате мира и чемпионатах Европы.
– Пять раз выигрывал трофей Заморы, приз вратарю, пропустившему меньше всех голов в чемпионате Испании.
– В этом сезоне отбил десятый пенальти за карьеру в матче против «Аякса».
3 главных негативных момента в карьере Вальдеса:
– Не вызывался в сборную Испании до 2010 года, не выходил на поле на чемпионате мира, всего 13 игр за национальную команду.
– В прошлом году был дисквалифицирован на 4 матча за агрессию в адрес арбитра Мигеля Анхеля Переса Ласа по итогам проигранного класико.
– Подарил «Эспаньолу» первую победу на «Камп Ноу» за 27 лет и нарушил их 14-матчевую серию без побед. Это случилось в 2009 году, когда Вальдес отбил мяч прямо на Ивана де ла Пенью, который перебросил мяч через вратаря.
А в следующем году принес его Барсе.
Виктор на выходах бывало, ошибался грубо. Пас чужому давал. Отбивал неуклюже. Выходил не во время. Но всё это игровые моменты в игровых динамичных ситуациях.
После ухода Вальдеса нас ждут тяжелые времена. После таких эпох всегда разруха. Тем более в такой уникальной позиции как вратарь Барсы. Это должен быть больше, чем вратарь. Исключительный. Только для Барсы. Бывало, приходили вратари в статусе лучших – Байя и Рюштю и всё равно не могли заиграть. Была и молодежь – тоже впустую. Суби ушел и началась Семивратарщина: Бускетс, Байя, Хесп, Дютрюэль, Рейна, Бонано, Рюштю. Пока не пришел Он. Теперь грядет новая смена эпох. Будет ли новый цикл Семивратарщины?
Надеюсь, что в этом сезоне Барсе удастся выиграть хоть что-нибудь с такой игрой, ибо вместе с Валдесом уйдёт ещё и Пуйоль.