Интервью. Зинедин Зидан: «Это нормально, что сейчас многие говорят о триплете»
Какие ощущения после 28 матчей без поражений? (интервью было опубликовано до встречи последнего тура с «Леванте» – прим.ред.)
Это невероятное количество матчей, и знаете, в чем секрет? Игроки: они конкурируют друг с другом, играют на хорошем уровне, отлично тренируются и профессионально относятся к делу. К тому же, у нас есть тренер, который отлично руководит командой.
Можно ли сравнить этот «Мадрид» с Вашим?
Я не думаю, что можно сравнивать разные исторические периоды в футболе, поэтому любые попытки сравнить нынешний «Реал» с тем, в котором играл я, лишены всякого смысла – в каждой эпохе и в истории, и в футболе есть хорошие и плохие моменты. Я говорю это не для того, чтобы уйти от ответа – я просто не понимаю, откуда берётся желание постоянно спекулировать какими-то сравнениями, не задаваясь вопросом, а есть ли вообще критерии для этого сравнения. Важной отличительной чертой этой команды я вижу её молодость: «Реал» моего времени был гораздо более возрастной командой, многие игроки уже заканчивали свою карьеру.
Как и во времена Вашего «Мадрида», люди говорят о возможной победе «Реала» во всех трёх турнирах, это дополнительное давление?
Это нормально, что люди говорят о триплете: когда ты играешь в мадридском «Реале», ты должен стремиться к максимальным результатам во всех турнирах. Сейчас мы играем в трёх турнирах, и это логично, что мы хотим выиграть все три: мы вышли в финал Кубка Короля, поднялись на первое место в Ла Лиге и почти прошли в 1/4 финала Лиги Чемпионов. Надо двигаться в этом же направлении, осознавая, что впереди нам встретятся сильные соперники. Если мы будет сконцентрированны или продолжим работать так же, как и сейчас, мы можем добиться успеха.
Я один из тех, кто считает, что у «Мадрида» все лучшее впереди. Вы согласны?
Конечно, и игроки об этом знают. То, как они вкладываются в сложных матчах, это невероятно: они всегда отдаются на поле, поэтому я уверен в них.
Восемь месяцев на посту второго тренера: действительно ли теперь тренерская скамья – место Зидана?
Да, без сомнений, именно этим я и хочу заниматься в будущем – я учусь у отличного тренера, я знал Карло и раньше, так как он был моим тренером, но сейчас я учусь, чтобы когда-то стать тренером самому.
Вам нравится на тренерской скамье?
Естественно, ведь я хочу быть тренером. Когда я ушел из футбола, я занимался разными вещами, встречался со многими людьми, изучал футбол и различные специальности, но в итоге нужно возвращаться к тому, что заряжает тебя энергией и наполняет тебя жизнью. Если возможно, нужно заниматься тем, чем хочешь, и для меня это футбол – именно здесь я могу дать что-то, передать другим то, что чувствую и знаю я.
Вы скучали по обстановке в командной раздевалке?
Да, да, сейчас все по-другому, потому что я тренер, но мне нравится: я узнаю другую сторону футбола.
Зидану удалось вернуть Бензема на прежний уровень. Почему Карим – особенный игрок?
Потому что он очень хорош. Карим – очень закрытый человек, который редко говорит, но у него огромный талант. Ему нравится играть в футбол, а все вне футбола – нет, но он еще молод, и это нормально.
Как Вы его мотивируете?
Я ему объясняю, как жить вне футбола, потому что о футболе я мало что ему могу сказать.
И если я Вам скажу, что Бензема – точная копия Зидана, как игрок…
Я знаю, в какой-то мере мы похожи: для меня важнее всего был футбол, я выкладывался по максимуму на поле, хорошо играл… а после игры мне нравилось проводить время с семьей. Бензема в этом похож на меня. Есть и другой тип людей, но у Бензема талант, и не у всех он есть.
Он должен продлить контракт. Вы будете использовать свое влияние, чтобы он остался в клубе?
Думаю, он продлит. Клуб хочет этого, и Бензема нравится в Мадриде – надеюсь, проблем не будет.
Еще одно достижение, которое приписывают Вам – это работа с Хесе.
Да, и в этом случае важно, чтобы игрок понимал – то, что я говорю, и это поможет ему играть лучше. У Хесе невероятный талант, и этим все сказано. То, что я делаю с Хесе, я делаю и с Карвахалем, и с Вараном… Мы стараемся помогать каждому улучшать свою игру.
Как Вас приняли в раздевалке?
Хорошо, думаю, хорошо. Каждый живет так, как ему нравится, и знаете, я не так много говорю, а игроки благодарны за это.
Думаете, Ваше сообщение доходит до игроков?
Вы мне скажете, что тренер должен говорить много, но это не так: тренер не может говорить целыми днями, он должен говорить точно в нужный момент. Я молчалив, но очень важно сказать именно те слова игроку в нужный момент. Игроки прекрасно знают, что им говорят, и особенно в «Реал Мадрид».
Сложно управлять такой командой, как нынешний «Мадрид»?
Совсем нет – мне кажется, что управлять такой командой довольно легко: им не нужно много говорить, только какие-то определенные вещи об их индивидуальных качествах.
У Вас есть пример тренера, которому Вы следуете?
От всех понемногу, я учусь у всех, кто рядом. Другое дело – то, что исходит от меня, из моих знаний футбола и из того, что я думаю, как бывший игрок.
Вы продолжаете думать, как игрок?
Думаю, да, но я считаю, что не нужно забывать, что ты был игроком. Многие считают, что в футболе тренер должен говорить, кричать, объяснять все, но все на самом деле гораздо проще: нужно работать, обращать внимание на детали и иметь в голове четкий план. Футбол – очень простая игра.
И Анчелотти вернул Вам нормальную жизнь, которую Вы потеряли?
Ну, я не знаю, терял ли я ее – самое главное, чтобы игроки были довольны работой с этим тренером.
Криштиану Роналду получил Золотой Мяч. Это была заслуженная премия?
Он заслужил Золотой Мяч как никто другой – я это хорошо знаю, потому что вижу его почти каждый день и могу утверждать, что за его успехами стоит колоссальный труд: он раньше всех приезжает на тренировку и заканчивает её одним из последних, он постоянно стремится к совершенству и хочет прогрессировать. Помимо своего таланта он ещё боец, каких мало. Криштиану – пример для подражания для всех: своих товарищей по команде, мадридистов, соперников.
Вам нравятся такие матчи на грани, как недавнее дерби?
Да, таков современный футбол: иногда нужно играть на грани, отдаваться по максимуму, что и произошло в матче с «Атлетико». Чтобы выиграть, надо бороться, и это случается, когда ты играешь против команды, в которой не так много таланта. У «Атлетико», как у других команд, есть и другие качества, кроме таланта, и чтобы выиграть, нужно бороться. Мне нравится такой футбол, и будучи игроком, я тоже наслаждался такой игрой.
Вы ожидали Лигу на троих?
Нам приходится бороться с двумя командами: как «Атлетико», так и «Барселона», будут нашими соперниками до последнего тура. Когда у команды 61 или 60 очков, значит, они правильно играют. Чтобы выигрывать всегда, нужно прикладывать усилия, особенно – если речь идет о «Мадриде».
А в Лиге Чемпионов Вы представляете финал против «Атлетико»?
В Лиге Чемпионов много различных факторов, от которых зависят пары, та же жеребьевка. Это более сильное соревнование, потому что в нем участвуют лучшие команды Европы.
Несколько месяцев назад ходили слухи о Зидане – будущем тренере французской сборной. Вы видите себя на месте Дидье Дешама после его ухода?
Посмотрим, сейчас я не хочу обсуждать это. Я уже говорил давно, что мне хотелось бы тренировать сборную, потому что я многого добился в ее составе, и сейчас, когда я тренер, почему бы мне не стать тренером сборной. Посмотрим, когда это случится, но мне действительно хотелось бы этого.
Вы больше переживаете на тренерской скамье или когда смотрите матчи своих сыновей?
Я не переживаю, когда играют мои дети – они должны наслаждаться футболом, а вот как тренер я переживаю очень сильно.
Больше, чем когда были игроком?
Намного больше: когда ты играешь, все не так плохо, а когда ты тренер, то после начала матча уже не можешь сделать больше ничего.
Вы были из тех игроков, кто слушал тренера?
Конечно, когда начинается матч, то уже все, тренер ничего не может сделать до перерыва.
Вы пришли в «Мадрид» в 2001 и так до сих пор здесь…
Испанцы – особенные люди, они всегда ко мне хорошо относились. Я француз, но у меня алжирские корни, и мы чем-то похожи. Кроме того, моя жена – испанка. Я вижу, что люди меня любят, как во времена, когда я был игроком, так и сейчас, мне говорят приятные вещи – это лучшее место для жизни.
Вы считаете себя человеком президента Флорентино Переса?
Президент и его появление в моей жизни стали одной из лучших вещей, которая со мной произошла. Флорентино привел меня в «Мадрид», именно из-за него я сейчас здесь. Я молчаливый человек, мне не нравится много говорить, но когда мне дают возможность сказать, я всегда говорю, что Флорентино был и продолжает быть важным человеком в моей жизни: он изменил все для меня, я играл в этом клубе благодаря ему. Я забил гол, который дал «Мадриду» девятый кубок Лиги Чемпионов, и это было бы невозможным без него. Я играл в «Мадриде» пять лет благодаря ему, и я всегда буду ему благодарен. Я обычный человек и очень люблю этот клуб – «Мадрид» мне дал все, и теперь я хочу ему вернуть это как тренер.
Как Вы думаете вернуть «Мадриду» то, что он Вам дал?
Продолжать работать в том же направлении – посмотрим, что мы сможем сделать.
Hala Madrid!