Неженская работа. 5 самых влиятельных женщин в английском футболе
«Если хочешь, чтобы что-то было сказано – попроси об этом мужчину; если хочешь, чтобы что-то было сделано – попроси женщину», – эти слова Маргарет Тэтчер до сих пор зачастую игнорируются, когда дело доходит до большого бизнеса, где на первых ролях по-прежнему представители сильной половины человечества. В международный женский день блог «Англия, Англия» обращает внимание на немногочисленных, но весьма влиятельных женщин в английском футболе.
Маргарет Берн
В 2011 официальный сайт «Сандерленда» объявил о назначении 31-летней Маргарет Берн на пост исполнительного директора клуба: «Талантливая, восходящая звезда юриспруденции и футбольной индустрии, настоящая движущая сила в клубе». В структуре клуба Берн работает с января 2007 года, когда была назначена юридическим директором и секретарем «Сандерленда». Она принимала активное участие в процессе приобретения игроков и контрактных переговорах. Ирландка по происхождению, она не скрывает того, что национальность повлияла на выбор работы: «Рой Кин был назначен тренером, владельцы клуба – ирландцы, конечно же, у нас на родине к «Сандерленду» было приковано все внимание. К тому же здесь мой ирландский акцент не мог бы мне помешать».
Эллис Шорт бросил Маргарет на амбразуру после увольнения Паоло ди Канио: на вопросы журналистов пришлось отвечать ей одной, а многие противники увольнения считали, раз Маргарет назначила итальянца, а теперь увольняет его из-за плохих результатов, то и самой не помешает взять на себя ответственность и уйти. Но Маргарет совсем не глупа, как предпочитают считать многие болельщики: она была номинирована на юриста года в Англии, стала членом юридического консультативного комитета премьер-лиги, а также самым молодым за последние 20 лет представителем премьер-лиги в совете футбольной ассоциации.
О личной жизни Маргарет известно немного, кроме того, что она выросла в большой семье, где у нее было 60 двоюродных братьев и сестер, с которыми она любила погонять мяч в детстве, и того, что недавно Маргарет вышла замуж.
«Я люблю эту работу. Возможно, кому-то она кажется гламурной и притягательной, поверьте, это не так. Я засиживаюсь здесь до глубокой ночи и ни на секунду не могу оставить телефон».
Делия Смит
Следующую женщину не надо гнать на кухню варить щи – там прошла большая часть жизни Делии Смит. Более 40 лет назад она создала кулинарную передачу на ТВ и стала ее лицом.
Ее путь на ТВ, а потом и к «Норвичу» был непростым. В 16 она окончила школу и сразу же пошла работать парикмахером. Затем была работа продавцом и посудомойкой в ресторане. По ее признанию, готовить она начала из ревности к парню, который частенько нахваливал кулинарные умения своей бывшей. В 1969 она начинает вести кулинарную колонку в Дейли Миррор, а вскоре выходит замуж за заместителя редактора издания Дэвида Уинн-Джонса. До того, как официально стать частью любимого клуба в 2003 году Делия запустила кулинарное и образовательное шоу на Би-Би-Си, издала множество кулинарных книг, ее имя стало нарицательным в словаре Коллинз, а ее торт попал на обложку альбома культовых Rolling Stones.
В 2003 Смит с мужем помогли остаться на плаву «Норвичу», который переживал трудные времена. Нельзя сказать, что 10 лет Смит в большом футболе были однозначными. Болельщикам «Норвича» не нужно напоминать о матче против «Манчестер Сити» в сезоне 2004/05. Команда проиграла, лидируя в два мяча, но самым памятным моментом все же останется пламенная речь руководителя клуба в перерыве матча.
«Это послание для лучших болельщиков. Где вы? Покажите себя! Станьте 12-ым игроком!».
Призыв не подействовал, а Смит еще долго в прессе оправдывалась, что не была пьяна.
Даже после солидных инвестиций в «Норвич» и заявления о том, что в ее голове больше нет кулинарных рецептов, Делия не ограничилась футболом. На базе клуба она стала организовывать банкеты и торжества, стала периодически пользоваться именем клуба для продвижения своих проектов. Фанаты «канареек», однако, готовы простить ей все лишь за то, что когда-то именно она не как бизнесвумен, а как простой болельщик спасла клуб от банкротства.
«Футбол – мой главный грех».
Марина Грановская
Имя Грановской стало известно относительно недавно после новостей о том, что загадочная дама стала членом совета директоров «Челси». Согласно краткому резюме на официальном сайте «Челси», Марина работает на Абрамовича с момента окончания Московского государственного университета в 1997. Она работала на него и в «Сибнефти», и в «Миллхаузе», и, само собой, в «Челси». До своего повышения она де факто представляла Абрамовича на совещаниях членов правления и на встречах по вопросам трансферов, когда сам босс не мог присутствовать.
О ее функциях в клубе ходят лишь слухи, но согласно СМИ, именно она заведует трансферными вопросами на самом высоком уровне, в то время, как роль Майкла Эменало сводится по большей части к скаутингу и тактическим вопросам. Именно Марина является связующим звеном между клубом и агентами игроков. С ней напрямую связывают ряд важных трансферов, в том числе переходы Фернандо Торреса, Давида Луиза, Виллиана. Поговаривают, что именно она занималась всеми деталями временного контракта с Рафой Бенитесом и большей частью вопросов по возвращению Жозе Моуринью в «Челси». В общем, если Грановская и не распоряжается финансами в клубе, то серьезно их контролирует.
Марина закрыта от прессы и мира примерно настолько же, насколько и её шеф. И остаётся нам довольствоваться интервью шеф-повара её любимого ресторана, который рассказывает лишь о том, какая она милая и дружелюбная и с кем она отмечала свой день рождения.
Молодые таланты из «Челси» являются значительной подмогой в «Витессе», но самой важной арендой из Лондона может стать именно Грановская. И исполнительный директор клуба Юст де Вит, и технический директор Мо Аллак, и финансовый директор Питер Ганслер уже советовались с Грановской по разного рода вопросам. Трио до того регулярно консультировалось по делам футбольным у Эменало, но похоже на то, что вскоре Грановская будет влиять на «Витесс» больше, нежели любой другой представитель «Челси».
Кэролин Рэдфорд
29-летняя Кэролин «тогда еще» Стилл в сентябре 2011 была назначена исполнительным директором «Мэнсфилд Таун», а спустя две недели вышла замуж за своего работодателя, владельца клуба чертовски привлекательного 45-летнего Джона Рэдфорда.
Парочка всячески отрицала свои связи до назначения, убеждая общественность, что Кэролин заслужила эту должность своим трудом. До карьеры в футболе по официальной версии девушка работала в таких компаниях, как Bulgari и Gucci. Пока вопрос, кем она там работала, замалчивался клубом, журналисты разведали, что не совсем на руководящих должностях: Стилл была эскорт-девушкой, которую эти компании отправляли в качестве сопровождения на переговоры с потенциальными клиентами-мужчинами.
Кэролин, не являясь футбольной болельщицей, однако, в 2012 была арестована за «угрожающее поведение» во время матча «Мэснфилда». Как она угрожала своим поведением, неизвестно. Известно только то, что задержана она была рядом со стадионом, который покинула расстроенная развитием событий и охмеленная изрядным количеством алкоголя.
В конце прошлого года Кэролин на фейсбуке объявила о рождении сына.
«Хочу разбудить спящих болельщиков новыми инициативами, я готова прислушиваться к их пожеланиям», – заявила девушка на своей первой в новой должности пресс-конференции.
Каррен Брэйди
«Первая леди футбола» и «главная бизнесвумэн страны» – Каррен Брейди является ярчайшим примером успешной женщины у руля. В 1993 году 23-летняя Каррен была назначена директором «Бирмингем Сити» после того, как уговорила своего шефа Джона Салливана выкупить клуб, находившийся на грани банкротства. Тем самым она стала самым молодым футбольным руководителем в Англии. В 2002 году, когда клуб вышел в премьер-лигу, Каррен стала первой женщиной на руководящей должности в высшем дивизионе. В 2009 она продала «Бирмингем» за 82 млн. фунтов и с января 2010 начала строить свою карьеру в лондонском «Вест Хэме».
В обоих клубах Каррен, как бы выразиться мягче, были не очень-то рады. Тогдашний тренер «Бирмингема» Барри Фрай был настроен весьма негативно, футболисты похабничали: «Эй, крошка, я вижу твоих подружек в этой майке!». «Не стоит переживать, когда я продам тебя в «Крю», оттуда ты их не разглядишь!». Грант, как и Фрай, не уживался с решительной Брэйди. В погрязшем в долгах «Вест Хэме» у режима жесткой экономии Брейди оказалось много противников. Вскоре, однако, скепсис и презрение сменились на куда более теплое отношение. А все благодаря ее безграничной энергии и целеустремленности. Как говорит о ней ее муж, бывший футболист Пол Песчисолидо: «Неугомонная».
В обоих клубах Каррен провела массовую феминизацию: «Когда я продала «Бирмингем» 75% директоров были женщины, чем я несказанно горжусь, это уникальный случай в бизнесе. Когда я пришла в «Вест Хэм», в руководстве не было ни одной женщины, но теперь их около половины».
Каррен как-то посетовала, дескать, 13 лет не была в отпуске, а через месяц запустила собственную линию одежды. Она является членом Парламента, активно принимает участие в популярном ТВ-шоу. Она автор 4 книг, ведет колонку в таблоиде The Sun, где делится личными переживаниями по поводу лишнего веса и воспитания детей. Супервумен не боится признавать своих ошибок, главной из которых она считает слишком быстрое возвращение на работу после родов: «В среду я родила дочь, а в понедельник уволила очередного тренера. Все произошло слишком быстро».
Примерно так же сложно, как проследить за ее деятельностью, становиться вместить в несколько строчек список ее наград и достижений: ее имя регулярно в списках самых влиятельных женщин в британском спорте и бизнесе, FCBusiness признал Брейди исполнительным директором года, она была женщиной года в категории «Женщины, которые изменили мир», деловой женщина года, ей даже однажды была назначена аудиенция у королевы в знак признания ее заслуг и влияния в бизнесе и промышленности.
«Три ночи в неделю я обычно провожу в Лондоне, а остальные – в своем доме в Мидландс, но если звонит мой сын и спрашивает: «Мама, когда же ты будешь дома?» — я точно знаю, где я проведу этот вечер».
не знаю, какая там ситуация была в клубе, но считаю, что женщин, занимающих руководящие должности, нужно в принудительном порядке отправлять в декреты. Повышенная эмоциональность на таких постах явно ни к чему.