Есть ли у «Юнайтед» стратегия развития молодежи?
Блог «Молодые резервы» представляет вашему вниманию перевод интереснейшей статьи Тони Парка - ведущего специалиста по делам манкунианской молодежи. Оправдана ли была массовая отправка резервистов «МЮ» по арендам в последний день трансферного окна? Есть ли вообще у клуба план развития своих талантов? Какие шаги целесообразно было бы предпринять, чтобы облегчить перспективным игрокам переход из молодежной команды в первую? На эти вопросы пытается ответить данный материал.
Более 30-ти лет я работаю в транснациональных корпорациях специалистом по кадрам. В мои задачи, помимо прочего, входит консультирование по вопросам оценки и управления потенциалом сотрудников и их текущей производительностью. Крупные организации насчитывают тысячи работников, и руководство заинтересовано в максимизации отдачи от каждого из них, привлечении новых талантов, а также поощрении и удержании наиболее ценных кадров.
Каждый сотрудник оценивается по трем категориям: а) текущая производительность, б) мотивация и отношение к делу, в) потенциал. Порою это, мягко говоря, непросто — каким образом можно отслеживать производительность каждого сотрудника в течение каждого рабочего дня? Как следствие, на помощь приходит целый ряд различных тактик и механизмов.
Результаты этих оценок сводятся в итоговую «карту талантов», и разрабатываются различные стратегии для ключевой группы сотрудников, а также, что наиболее важно, для каждого работника в отдельности. Для тех работников, которые признаются высоко-перспективными, разрабатывается особый план развития, включающий в себя целый ряд мероприятий: дополнительные тренинги, изменения ролевых моделей, командировки, карьерные продвижения и т. п. Каждый сотрудник находится в тесном контакте со своим начальником и имеет четкое представление о перспективах своей карьеры. Все кадровые перестановки внутри компании подчиняются тщательно проработанной программе.
Это называется стратегией.
Развитие любой крупной компании базируется на двух ключевых элементах: эффективной инфраструктуре и индивидуальных планах развития. Давайте рассмотрим этот вопрос применительно к футболу, и в частности — к «Манчестер Юнайтед».
В последний день зимнего трансферного окна я работал из дома, поэтому мог отслеживать новости о переходах футболистов. Было ощущение, что каждое второе сообщение касалось молодого игрока «Юнайтед», отправляемого в аренду. В итоге 12 футболистов покинуло клуб — на правах аренды или на постоянной основе... такого «плана развития» история «МЮ» не припомнит. Если посмотреть с точки зрения игроков, это неплохо. Многие страдали от недостатка игровой практики, пара игроков начала закисать в U21, у прочих не было будущего в клубе. Так что эти переходы имели смысл, вопрос только в том, насколько они были продуманны?
Скажу вам честно, я тут никакой стратегии не наблюдаю, и все эти переходы кажутся мне спонтанными. Так что я попытался представить, насколько эффективна инфраструктура и какие существуют индивидуальные планы развития в «Юнайтед», и хочу поделиться с вами своими мыслями.
Начнем с инфраструктуры, хотя два этих момента сильно взаимосвязаны. В футбольном смысле инфраструктура включает в себя комплекс тренировок (как физических, так и психологических), тренировочное оборудование, форму, поля, тренерский штаб, современные технологии, эффективную систему футбольных турниров, предоставление богатой игровой практики и, конечно, благоприятную для развития атмосферу. Со времен «Клиффа» (тренировочного центра, используемого клубом до переезда в Каррингтон в 1999-м году — прим. пер.) «Юнайтед» сделал огромный шаг вперед по большинству из этих направлений, однако, что касается системы футбольных турниров и игровой практики, — тут есть над чем поразмыслить.
Футболистам просто напросто не хватает игрового времени. До поздних 90-х, обладая куда меньшим составом, «МЮ» принимал участие в четырех различных лигах. И вне зависимости от возраста и опыта, футболисты получали игровую практику каждую неделю. Сегодня штат клуба насчитывает более 60-ти профессиональных игроков, а команда участвует лишь в двух турнирах. Получается, что мы вдвое увеличили состав и вдвое сократили возможность играть в футбол. Товарищеских матчей по ходу сезона тоже стало меньше примерно на 70%. Так что считайте сами.
Если говорить бизнес-терминами — вы не будете нанимать дополнительных работников, для того чтобы они ничего не делали. Вы либо расширяете бизнес (ищете дополнительные возможности, т. е. увеличиваете инфраструктуру), либо уменьшаете штат.
В 2005 году мы вступили в еще одну резервную лигу - Pontins Reserve League West, в которой играли резервисты «Рокдейла», «Бернли», «Блэкпула» и прочих. Таким образом, у наших неопытных юнцов появилась возможность играть против резервистов профессиональных клубов. Кроме того, команда участвовала в FA Premier Reserve League North. Это было вполне логичное действие, но спустя сезон от него отказались. Ума не приложу, почему.
Футбольная лига и Футбольная Ассоциации придумали свою, не особенно гибкую, систему (чемпионаты U21 и U18), и хотя в техническом плане современные футболисты гораздо оснащеннее своих предшественников из 70-х, соревновательный компонент в этих матчах зачастую отсутствует.
И что мы имеем в итоге? Давайте возьмем для примера Лиэма Гримшо — прошлогоднего капитана нашей U18-команды. Возраст не позволяет ему играть в юношеском чемпионате, и за 6 месяцев этого сезона, он вышел на поле всего 5 раз, включая игры в Юношеской Лиге УЕФА. Т. е. реже, чем раз в месяц. Для первой команды он недостаточно опытен, в U21 есть другие люди, так как же ему развиваться, не играя?
Не считая вышеупомянутого опыта в 2005 году, со стороны клуба не видно никаких телодвижений в сторону увеличения игровой практики, так что можно считать, что этот вопрос вообще не рассматривается. Как следствие, мы используем аренды, чтобы как-то скомпенсировать неэффективность системы турниров и недостаток игровой практики. Но насколько оптимально мы подходим к этому вопросу?
«Юнайтед» отправлял своих игроков в аренды еще в 70-х годах, так что практика не нова, хотя в те годы это случалось существенно реже. Однако, к октябрю 2013 года только 7 молодых футболистов на профессиональных контрактах было отдано в долгосрочные аренды: Танниклифф, Вермайл, Петруччи, Македа, Бебе, Энрикес и Пауэлл — и к разочарованию Гримшо ни один из них не является центральным защитником, так что игрового времени у него не прибавилось.
Выбор правильного места для аренды — вещь тяжелая. Надо учитывать культуру клуба, игровой стиль, тренера, состав команды и т. д. Сколько раз мы отправляли игроков в аренду, а они там грели скамейку запасных или, что еще хуже, переводились в резерв. Молодые футболисты возвращались в родной клуб с ощущением впустую потраченного времени.
Итак. Не слишком ли много у нас игроков? В какие клубы лучше всего отправлять молодежь? Сколько человек отдавать в аренду? Что делать с ними потом, после возвращения? Все эти вопросы требуют тщательного планирования и выработки стратегии. А что такое стратегия? Вот мы и подошли ко второму вопросу — что такое индивидуальный план развития?
Как и в любом бизнесе, выступления игроков должны постоянно оцениваться. Только в футболе с этим дело обстоит гораздо проще — тренеры следят за каждым твоим шагом во время матча, видят тебя каждый день на тренировке, просматривают видеозаписи с твоим участием, а если им нужно знать общественное мнение, достаточно прислушаться к гулу 75-тысячной толпы на «Олд Траффорд».
К вашему сведению, в индивидуальном планировании развития нет ничего нового. Еще в 70-х годах по каждому молодому футболисту составлялся список его физических и ментальных характеристик (на картинке — пример подобного списка для молодого Мартина Роджерса). Франк Бланстоун, на тот момент тренер молодежной команды, объясняет, для чего это делалось:
"Мы составляли подобные отчеты по целому ряду причин. Одна из них — связь с родственниками, мы таким образом уведомляли родителей, как их сын развивается в клубе. Для молодых ребят, особенно для тех, кто приехал издалека, участие семьи было очень важным моментом. Но основная цель была, конечно, в том, чтобы помочь футболисту развиваться. Кроме того, тренерский штаб мог по этим отчетам оценить, на каких моментах нужно сделать упор во время индивидуальных тренировок".
Так что еще в 1976 году стратегический подход имел место, и по мере того, как Мартин преодолевал ступень за ступенью своего развития, ему в этом помогали различные тренеры (Мартин Роджерс вышел в стартовом составе на матч против «Вест Брома» в октябре 1977 года; «Юнайтед» уступил 0-4, и больше Роджерс в красной форме не появлялся, летом 1979 года он был продан в КПР — прим. пер.).
Я очень хотел увидеть в «Каррингтоне» огромную доску, на которой написаны имена всех футболистов и план их развития на ближайшие год-два. В крупном бизнесе именно так и делается. Возможно, на этой доске написано, что перевод Чарни Экангамене в центр защиты связан с его последующей арендой в «Карлайл», и Лиэм Гримшо в курсе этого. Возможно, что так. Но то, каким образом мы распихивали игроков по арендам в последние дни трансферного окна, наводит меня на мысль — а ведется ли вообще какое-либо планирование?
Возьмем Райана Танниклиффа. В начале сезона он отправился на правах аренды в «Ипсвич», где начал получать регулярную игровую практику. Зимой срок аренды подошел к концу, и тренер «трактористов» Мик МакКарти заявил: «Я говорил с Дэвидом Мойесом, и если Райан срочно не потребуется «МЮ», мы сможем продлить его аренду до конца сезона. Надеюсь, все получится». Словом, все шло к тому, что Танниклифф останется на «Портман Роуд» до лета. А затем в последние минуты трансферного окна он переходит в «Фулхэм» на постоянной основе. Возможно, клуб уже давно задумывался о продаже Райана, и предложение «дачников» на флажке стало первым. Тогда получается, что это у «Фулхэма» проблемы с планированием, а не у нас. В любом случае, я надеюсь, что «Ипсвич» на нас не обиделся, ведь найти хороший клуб для аренды игрока очень сложно.
Или вот, например, Федерико Македа. После своей минуты славы в матче против «Астон Виллы» в 2009-м, он побывал в аренде в «Сампдории», КПР, «Штутгарте» и «Донкастере». Его карьера обвалилась куда быстрее, чем цены на акции «МЮ». Может быть, выбор этих команд в трех разных странах - это снова просчеты в планировании?
Еще есть Давиде Петруччи. После ужасной череды травм он наконец-то получил шанс проявить себя в «Петерборо», куда отправился в аренду в 2013 году. Однако после нескольких хороших выступлений вновь получил травму и выбыл из строя. Возможно, до уровня первой команды он и не дотягивает, но в матчах резервистов Давиде смотрелся здорово. И вот в сентябре 2013-го он отправляется в аренду в клуб второго бельгийского дивизиона «Антверпен». И снова возникает вопрос — неужели никому в Англии не пригодился бы игрок, неплохо обращающийся с мячом, и вариант с «Антверпеном» был единственным? Сейчас Давиде вернулся в «МЮ» и играет за U21, хотя он уже не вписывается в возрастные рамки и проходит как исключение. Что дальше?
Напоследок, разберем пример Тома Торпа. Еще один победитель Молодежного Кубка 2011 года, Том выделялся во всех возрастных категориях. Но, как и в случае с другими талантами из той компании (в том победном составе, помимо Торпа, играли Погба, Моррисон, Танниклифф, Лингард, Коул и братья Кины — прим. пер.), складывается ощущение, что клуб просто не знает, что с ними делать, и они уходят один за одним. Возможно, стоило в свое время приложить какие-то усилия?
Том прошел через различные возрастные группы, и клуб дал ему возможность регулярно выступать за U21-команду на позиции полузащитника. Может, это был запланированный этап развития его тактических навыков? Однако, большую часть прошлого сезона и во всех матчах этого он вновь играл на позиции центрального защитника. К счастью, в последний день трансферного окна он отправился до конца сезона в «Бирмингем» вместе с Тайлером Блэкеттом и... а, да, Федерико Македой (в своем дебютном матче за «Бирмингем» Торп отыграл всего 14 минут, после чего получил травму голеностопа — прим. пер.). Ни одна из этих сделок не была на повестке дня — все они произошли внезапно, изрядно удивив болельщиков. А клуб с нашей историей, культурой и репутацией должен и в этом аспекте использовать самые передовые методы.
К сожалению, я не вижу, что по этому направлению ведется какая-та работа. Процесс перехода таких игроков, как Дэвид Джонс, Джузеппе Росси, Жерар Пике и Робби Брэйди из резерва в первую команду был лишен четкой структуры, а Магнусу Эйкрему вообще не дали нюхнуть пороха. Ну, и наконец многие в связи с этим вспомнят Поля Погба и Равеля Моррисона, хотя лично я считаю, что там были иные причины.
Я не футбольный тренер и не знаю всех тонкостей молодежной политики клуба. Однако, я бы предложил людям, ответственным за воспитание молодых игроков, такие основополагающие шаги:
выбрать 2-3 клуба в каждой из лиг и наладить с ними регулярные арендные отношения;
добиться того, чтобы большинство молодых игроков хотя бы раз за сезон отправилось в аренду (это надо вносить в индивидуальный план развития и по необходимости корректировать);
вернувшиеся из аренды игроки должны получать опыт игры в первой команде, чтобы можно было отслеживать их прогресс;
организовывать и принимать у себя европейские молодежные турниры;
более эффективно привлекать молодых талантов из-за рубежа;
более решительно расставаться с игроками, которые занимают место других — более талантливых;
увеличить число товарищеских матчей, чтобы заполнить паузы в календаре, и обеспечить игровой практикой всех футболистов;
прикрепить к наиболее талантливым игрокам футболистов из первой команды в качестве наставников (например, Рио берет под свой патронаж Тома Торпа).
Я надеюсь, что Джесси Лингард, Андреас Перейра, Бен Пирсон, Джо Ротвелл и другие имеют четкий план развития и ясные перспективы.
Я надеюсь, что у Дэвида Мойеса за прошедшие полгода было время обратить внимание на молодежную систему клуба и понять, что она также нуждается в модернизации.
Я надеюсь, что «Юнайтед» находится на ведущих позициях на «карте талантов», как это происходит у крупнейших транснациональных корпораций.
Я надеюсь, что наша молодежная система все еще лучшая в стране и одна из лучших в мире — недаром более 100 выпускников «Юнайтед» сейчас играют в профессиональных клубах по всему миру.
Я надеюсь, что мы вернем себе звание пионеров развития молодежного футбола, как это было в 1938-м, когда был основан MUJAC (Manchester United Junior Athletic Club), как это было в 1954-м, когда детки Басби отправились на турнир в Цюрих (подробнее об истории участия МЮ в этом турнире можно почитать здесь), и в более поздние годы, когда стартовал Nike Premier Cup.
Я надеюсь, что множество футболистов, не сумевших раскрыться в «Юнайтед», все же построят футбольную карьеру.
Я надеюсь, что хотя решение отправить 14 игроков в аренду во время январского трансферного окна и было внезапным, но это была стратегическая внезапность.
Источник: www.stretford-end.com
А идея наставничества мне нравится, хорошая идея.
но в любом случае вопрос с практикой молодежи действительно стоит очень остро