3 мин.

Мацуев: «У «Спартака» есть шанс, как никогда в последние годы»

Пианист Денис Мацуев – о Сочи-2014 и «Спартаке».

— Вы участвовали в церемонии закрытия. Можете описать свои эмоции?

— Даже на репетициях ощущал, насколько это трогательно. Мой рояль стоял в центре сцены, его окружали 60 маленьких роялей. Второй концерт Рахманинова… Картинка, да и весь сюжет, на мой взгляд, получились очень яркими. Даже когда зрителей не было, во время репетиций, это произвело неизгладимое впечатление. А уж на самой церемонии…

Всё придумал знаменитый итальянский режиссёр-постановщик Даниэле Финци Паска – безусловно, очень творческий человек. Был очень трогательный момент, когда вспоминали Олимпиаду-80… И, конечно, музыка. Она для меня, естественно, самое главное – как, кстати, и в фигурном катании. Так вот, на закрытии "попадание" в музыку получилось стопроцентным. Чайковский, Рахманинов, Хачатурян, Прокофьев – все произведения здорово накладывались на то, что визуальный ряд. И на фоне того, что мы победили, думаю, все были тронуты до глубины души.

— Что-то в вашей музыкальной карьере по важности идёт в сравнение с церемонией закрытия на домашней Олимпиаде?

— Я участвовал во многих статусных мероприятиях. Играл для папы римского, во всех знаменитых залах. Но, безусловно, на своей Олимпиаде, в момент, когда мы победили, и такой прилив эмоций… Нет, это не сравнить ни с чем.

— Не было бы, по-вашему, здорово, если бы знаменосцем России на церемонии закрытия был трёхкратный чемпион Игр-2014 Виктор Ан? Да, в чём-то это был бы эпатаж – но, во-первых, справедливый, а во-вторых, получивший бы сумасшедший резонанс по всему миру.

(Улыбается.) Да, это было бы красиво. Мы не первые, кто натурализует иностранцев – те же кенийские бегуны выступают под чужими флагами, и если человек действительно живёт в стране и это не обман, ничего предосудительного в этом, на мой взгляд, нет. Ан завоевал для России три золотые медали, выучил язык, пел гимн на пьедестале – и дать ему возможность быть знаменосцем стало бы хорошей идеей.

— А ещё круче – вместе с Виком Уайлдом. Представляете – кореец с американцем, выигравшие под российским триколором пять золотых медалей, вдвоём несут российский флаг. Это же символ открытости миру, которую продемонстрировала Россия на этой Олимпиаде!

— С одной стороны это – сюр. А с другой… Уайлд ведь в Америке ничего не выигрывал, а в России – выиграл, да как! И в таком жесте было бы очень много приятных знаков и символов. Вообще на этих Играх произошло огромное количество интереснейших и удивительных историй – как житейских, так и спортивных. Может быть, я напишу отдельно и развёрнуто свои впечатления об Олимпиаде в своём блоге, чтобы не упустить и не забыть ни одной мелочи.

Меня тронуло чувство единения, которое в Сочи ощущалось постоянно. И не только среди русских. Как болельщики поддерживали и других, причём даже прямых конкурентов наших спортсменов! И это говорит о том, что у нас ещё не всё потеряно.

— Какой момент будете вспоминать о Сочи-2014 через 30-40 лет?

— Номером один в моём личном восприятии будет всё-таки выступление на церемонии закрытия. А выделить из всего остального что-то одно, извините, не могу. Потому что в память и в душу врезалось очень многое. Впечатления и эмоции ещё свежи, и они должны улечься, прежде чем можно будет говорить о чём-то главном.

— Трудно будет переключаться с Олимпиады на любимый футбольный "Спартак"?

— Небывалое дело – я даже не знаю, как они в эти 17 дней играли в контрольных матчах на сборах (смеётся). Но сейчас всё вернётся на круги своя.

Надеюсь, будем биться дальше. Ведь у нас в этом году есть шанс, как никогда за последние годы! Как говорится, "Валера, верим" — и я действительно верю, что в этом году мы что-то наконец-то должны выиграть.

ПОЛНОЕ ИНТЕРВЬЮ