Клейменов: «Надеюсь, что Ребров поедет на чемпионат мира»
Тренер вратарей московского «Спартака» Валерий Клейменов рассказал корреспонденту Sportbox.ru о том, как он работает с голкиперами красно-белых, оценил прогресс Валерия Карпина и проголосовал за возвращение российского чемпионата к старой системе проведения.
С психологией у Песьякова все в порядке
- Как для вас прошел сбор команды в Португалии?
- Пока идет подготовительная работа, а уже по ее итогам будем смотреть, кто из ребят примет участие в первом мартовском матче с «Тереком». Сейчас все вратари получают практику, у них есть шанс себя проявить. Кто лучше себя проявит, тот и будет первым номером весной.
- Что можете сказать об игре вратарей «Спартака» в первой части сезона?
- Если сравнивать показатели прошлого сезона и этой части чемпионата, то есть тенденция к лучшему. Кто бы что ни говорил, если брать статистику, то по ходу нынешнего сезона она, безусловно, улучшилась. По сухим сериям, по отраженным пенальти, на десять мячей меньше пропущено.
- Сейчас только ленивый не критикует игру Сергея Песьякова. Под таким давлением прессы и болельщиков игрок может сломаться психологически…
- С психологией у Сергея все в порядке. Он уже не мальчик и прекрасно понимает, что должен делать. Критикуют любого игрока. Выступая за «Спартак», порой очень сложно завоевать то доверие болельщиков, которое помогало бы не обращать внимания на какие-то ошибки в дальнейшем. Что касается его игры — иной раз критика бывает огульной. Если взять 15 матчей, которые он провел, то в вину ему можно поставить лишь два гола: в играх с «Томью» и «Локомотивом». Кончено, он мог выручить, но ругать за пропущенные им мячи голкипера не стоит.
- В чем главная проблема Песьякова на данный момент?
- В современном футболе очень важен такой компонент в действиях голкипера, как игра ногами. Эталоном в этом плане является Мануэль Нойер и Виктор Вальдес. Мы стремимся к именно такой игре. Любому человеку нужно дать время, чтобы перестроиться. Сергей хорошо играет ногами, но как любой вратарь он не уделял этому компоненту игры должного внимания в детско-юношеском футболе. Порой на поле у него случаются заминки. Иногда происходит такая ситуация: можно просто отдать мяч ближнему, а он ищет более выгодные варианты. Мы говорим Сергею, что порой лучше сыграть просто, что обостряющие передачи — дело полузащитников.
- Как сами вратари относятся к тому, что их заставляют привыкать к такой игре?
- Любое новое начинание, пока оно не доведено до автоматизма, имеет шероховатости. Конечно, основная работа любого вратаря — отбивать мячи. Могу сказать, что в прошлом году и в нынешнем на тренировках мы уделяем значительное время отработке этого компонента. Пока никто не жалуется.
Не надо сравнивать Митрюшкина с Акинфеевым
- Андрей Дикань в ближайшее время может избавиться от статуса легионера. В таком случае у вас прибавится головной боли?
- Пока об этом говорить рано. Вот если он действительно получит такой статус, тогда мы с тренерским штабом и будем решать, как действовать дальше.
- Как сам Андрей относится к тому, что не выходит на поле?
- Естественно, Андрей переживает по поводу сложившейся ситуации, но он мужественный человек и продолжает в полную силу работать на тренировках. Безусловно, он понимает, что статус легионера практически исключает его появление на поле. У нас в команде достаточное количество игроков с иностранными паспортами.
- Спартаковские болельщики верят в молодого Антона Митрюшкина, считая его будущим команды. Что можете сказать о нем?
- В таких случаях я всегда предлагаю не торопиться. Да, у Антона есть все данные для того, чтобы стать большим игроком: антропометрические данные, талант, но над всем этим еще нужно работать. У нас было много примеров, когда юным футболистам рано начинали петь дифирамбы, а потом они просто пропадали. Звездной болезнью Антон не страдает — и это самое главное. Сколько я с ним работаю, такого не замечал. Скромный парень, в меру наглый, неуступчивый, по-спортивному злой. Я бы не стал его сравнивать с Игорем Акинфеевым. Они разные по своей физиологии. Если Игорь с юности был крепким парнем и ему легче было заиграть, то Антон пока «дохленький», ему еще нужно обрастать мясом. Когда мы брали в команду Сергея Песьякова, он тоже был таким, а сейчас стал похож на вратаря. Всему свое время.
- Давит ли на вас тот факт, что «Спартак» уже довольно продолжительное время не может ничего выиграть?
- Давит, конечно. Например, когда прихожу домой после поражений, семья меня даже не трогает — все расходятся по своим комнатам. Разговаривать со мной в таком состоянии нет смысла. С такими мыслями нужно переспать, а утром со свежей головой начинать анализировать ошибки и работать над собой. После игр я ничего не высказываю никому из ребят по горячим следам — разбор полетов начинается на следующий день.
- По общению с вами можно сказать, что вы достаточно мягкий человек. Ребятам крепко попадает?
- Бывает. Когда я на работе, то могу стать совершенно другим.
Кто станет первым - на 70 процентов уже определился
- Для себя уже определили, кто будет первым номером «Спартака» весной?
- Примерно на 70 процентов.
- Еще совсем недавно Валерию Карпину было сложно выбирать между тренерской деятельностью и работой генерального директора. Сейчас Карпин на 100 процентов тренер?
- Однозначно. Он растет, его взгляды меняются. Валерий Георгиевич смог побороть в себе игрока. Могу сказать, что он прогрессирует. Больше обращает внимания на тактические и технические действия команды. Много занимается с ребятами, проводит большое количество видео-уроков с игроками. Глядя на построение тренировочного процесса, можно смело сказать, что его уровень растет.
- Почему у испанца Эмери не получилось успешно поработать в России?
- В одном из интервью он сам сказал, что до конца не понял наш менталитет. Не в обиду иностранным тренерам будет сказано, но в Россию они едут в роли своего рода спасителей. Они думают, что приедут и научат всех играть и бить по мячу. Это не так. У нас своя хорошая тренерская школа. Ни один иностранный тренер из ведущих футбольных стран не будет учить нас играть в футбол. Русские очень хорошо учатся, а значит, дальше будут только обыгрывать оппонентов. Никто в Европе этого не хочет. Могу сказать однозначно: приезжим тренерам наш футбол до лампочки. Пока мы не начнем доверять своим специалистам и пока сами не будем развивать инфраструктуру — будем стоять на месте. А раболепство перед иностранцами — наш бич.
- Со сборной России сейчас работает иностранец Капелло…
- Я не говорю про всех тренеров. Конечно, если приезжает такой человек, как Капелло, и отдает душу тому делу, которое делает, — это только плюс.
- Кто, на ваш взгляд, должен быть основным голкипером сборной на ЧМ-2014?
- Я считаю, что Акинфеев.
- Надеетесь, что Артем Ребров, который уже вызывался в сборную России, поедет на чемпионат мира?
- Конечно, надеюсь. А как может быть по-другому?
- Российский футбол вновь может перейти на систему «весна — осень». Как вы к этому относитесь?
- В каждой системе есть как свои плюсы, так и минусы. При прошлой мы начинали играть на плохих полях, а «золотые очки» разыгрывались на нормальных газонах. Сейчас у нас большой перерыв в чемпионате, а весной, когда настанет пора самых важных матчей, нормальных полей вновь не будет. Первые 5–6 туров нам вновь придется месить грязь. Уровень команд от этого выравнивается.
- Если бы сейчас голос Валерия Клейменова в этом вопросе был бы решающим, за какую систему вы бы его отдали?
- За старую систему. Нужно учитывать наши климатические условия. Лето есть лето, когда на улице тепло, нужно играть в футбол, а не сидеть на сборах.