5 мин.

Что хотел сказать Игорь Порошин про светлое будущее России в XXI веке?

 

Но не решился. Если добавить два его комментария к своей статье про церемонию Открытия – станет понятнее.

Игорь (хотела найти отчество, но не нашла) отметился ровно двумя комментариями – на примерно тысячу комментариев читателей. Впрочем, форма разговора, диалога, на сайте не очень в чести.

Это важные два комментария, вот они. Здесь целиком, а ниже выделены кратко, можно пролистнуть. И дальше длинные цитаты из статьи тоже можно пропускать. :)  

«Ах, Заблудившийся Трамвай, в Вас столько хорошего здравомыслия и столько невнимательности. Где же у меня Андрей Рублев, а? Легкое событие, да. Коммерческое, вряд ли. В последнее время - еще и остро идеологическое. Нация выходит к миру и помимо того, чтоб сделать миру красиво и приятно, сообщает что-то важное о себе. Лондон делал Сэм Мэндес - человек, который снял "Красоту по-американски" и последнего Бонда, на всякий случай. Там и легкость, и виртуозность, и послание - да мы, немножко переоценили свои возможности и просрали Империю. И, возможно, не только себе самим, но и другим жизнь испортили. Но мы обязательно опять построим что-нибудь большое и клевое. Потому что в самые трудные минуты мы умеем смеяться над собой. А теперь, леди и джентельмены, - Королева Английская Елизавета II. И в Пекине было послание. Еще какое: Вы тут ждете, что мы за Мао каяться начнем? Ага, сейчас. Хрен вам! Мы такие техничные, ловкие, мы оставляем все наши сомнения дома, чтобы замочить вас всех в XXI веке в стиле героя фильма "Герой" Чжана Имоу (режиссер церемонии Открытия Пекина). Теперь понимаете, о чем я? Понимаете, что я не о разнице между Андрее Рублевым и Розовой Пантерой говорю? Если Вас смущает градус моей статьи, то давайте его снизим до совсем прагматического поля: Россия очень хреново распорядилась тремя часами рекламного времени worldwide. Удачи». (8 февраля 16:37)

«И Вы не очень внимательны, Милостливый Государь. Я говорю об этом почти в самом начале. Подобные мероприятия должны опираться не на хрестоматию по истории, а работать с традицией национального зрелища. Главное в мире русское зрелище, абсолютно всеми признанное и понятое - это императорские балеты Чайковского-Петипа конца ХIХ века. Это могло бы стать всего лишь структурной основой церемонии, которую можно было бы развивать куда-угодно - хоть в комикс, хоть в хип-хоп. Открытие делали люди очень профессиональные, зоркие, насмотренные. Я уверен, что вариант с "Щелкунчиком" или "Спящей красавицей" они обсуждали как один из основных. Но побоялись очень богатой символической составляющей. Каких-нибудь паразитических мэмов про Путина. Или - другой вариант - пересказ хрестоматии по российской истории (не понятно, кстати, кем написанной) был навязан сверху. Вроде: давайте мы еще раз расскажем миру нашу историю. В итоге они предсказуемо потерпели катастрофу на рифах ХХ века. Это мое мнение, разумеется. Если ты берешь историю страны, нужно иллюстрировать более или менее все ее важные события. Например, что случилось однажды с красным цветом в России - куда он исчез. Символический спектакль, изначально поданный как аллегория, не предполагает никаких объяснений. Смотрим: верим или не верим. Эта церемония именно структурно очень рыхлая. А сценарий, Милостливый Государь, - они над ним 5 лет работали. Я в следующий раз. Обещаю». (8 февраля 19:31)

Итак:

[Смысл церемонии Открытия] «Нация выходит к миру и помимо того, чтоб сделать миру красиво и приятно, сообщает что-то важное о себе».

[Англия о себе] «Мы обязательно опять построим что-нибудь большое и клевое. Потому что в самые трудные минуты мы умеем смеяться над собой».

[Китай о себе] «Мы такие техничные, ловкие, мы оставляем все наши сомнения дома, чтобы замочить вас всех в XXI веке в стиле героя фильма "Герой" Чжана Имоу».

[Россия о себе] ?????????????????????????????????????????????????????????????

Вот, как мне кажется, мысль Игоря – в самом кратком изложении.

(А вот из его статьи: «Что мы? Куда идем и зачем? Какую мысль нужно прожить в этом часовом кувыркании над русской историей?»).

Похоже, Игорю все же нужен был statement про миссию страны в будущем. Именно о будущем, а не о прошлом, то есть не «учебник истории страны с эпическими обобщениями о национальной миссии», в который превратилась наша церемония Открытия.

Причем версия «мы с вами – цивилизованные люди – одной крови, давайте жить дружно» Игоря не устроила.

(Это «серое, скукоженное представление западного мещанина о России». «Это колыбельная для тех, кого Александр Солженицин (не попавший в букварь) называл «образованцами». Баю-баюшки-баю – война и мир, русский авангард, лебединое озеро – ты ложися на краю, прийдет серенький волчок, не укусит за бочок. Мы теперь Би-Эм-Даблю в Калининграде собираем и хаус играем. А картинка? А-а, какая у нас телекартинка – не хуже лондонской. Мы твои прилежные ученики, Страна Чудес, Лучший из Миров. Спи, малыш, не бойся».)

Занятно, что у автора – репутация «западника», чуть ли не «русофоба». А жаждет обрести он – похоже – очередную версию российского мессианства и особого пути для XXI века.

А как насчет – очень оптимистической – версии «Мы выжили – и будем жить дальше»?

(Игоря это, кажется, тоже не устраивает. «Очнувшаяся, наконец, от многовекового анабиоза девочка Любовь, с ее чудесным букварем, застала Россию в момент высшего счастья. Наконец, россияне после изматывающих балов и не менее изматывающей индустриализации приступили к самого приятному занятию на свете – стали жениться и делать детей».)

Вообще-то, вся великая революционно-либеральная эпоха «радикальных реформ» девяностых – зацепилась за историю только «русским демографическим крестом», со сверхсмертностью.

В этом смысле, заявление «а вы думали, мы все сдохнем и вымрем? нате, выкусите! Рожали и будем рожать! Вы загниете и умрете, а мы останемся» – тот еще statement, message и смысл.

Что же касается подмеченного автором экзистенциального кризиса – эта беда у нас давняя. И лечится известно как. Обратимся к ироническим заветам В.В. Розанова: Что делать? Летом варить варенье, а зимой пить с ним чай.