3 мин.

Миф.Венгер.Gypsy Punk. ч1

Но и сам человек имеет непреодолимую склонность поддаваться обманам и бывает словно очарован счастьем, когда рапсод рассказывает ему эпически сказки, как истину, или когда актер в трагедии изображает царя еще более царственным, чем его показывает действительность. Интеллект, этот мастер притворства,до тех пор свободен и уволен от своей рабской службы, пока он может обманывать, не причиняя вреда; и тогда-то он празднует свои сатурналии”. Ф.Ницше. Об истине и лжи во вненравственном смысле.

Итак, человек, любит все мифическое и сказочное, он любит сам придумывать сказки, он любит слушать чужие. Человек любит верить во все чудесное и необыкновенное, что позволяет ему вырываться  из повседневности, и отправиться на поиски того-не-знаю-чего.

Несмотря на это, буржуазное счастье, буржуазный идеал счастья – символом которого является  какое-нибудь “послание к Гарсия “ . Вполне спокойно продолжает гулять по планете, увы не призраком. Нам уже нечего приобретать, кроме цепей. Да и не хотим иного. Свободу мы обменяли на комфорт и безопасность. Сказки и мифы всеобщего либерализма или  коммунизма на рационально устроенную клетку золотого миллиарда. Мечтать о чем-то другом, а тем более публично высказывать свои мысли - опасно. В лучшем случаи назовут провокатором и идиотом, в худшем террористом и преступником, подрывающим демократические устои.

Тем не менее, потребность мечтать, неистребима, и если она изгнана из политики, она вынуждена искать себе пристанище в других сферах человеческой жизни, будь то искусство или спорт(под спортом здесь и далее подразумевается футбол, как один из самых популярных и влиятельных видов первого) И если искусство, несмотря не на что, остается прерогативой талантливых одиночек, то сфера спорта, дает возможность для создания коллективного мифа, для удивительного акта со-творчества. Впрочем, тут тоже не все так гладко, как видно спорт все больше срастается с политикой, все больше рационализируется, резкие высказывания больше недопустимы, нужна умеренная разумность, происходит разделение игры и “реальной жизни”, etc.  За этим следует незамедлительная реакция, все движения вроде against morn football, являются, пусть и бессознательно,протестом против - все большего подчинения спорта целям псевдолиберальной политики, основная идея которой сводится к умеренно-разумному потреблению.  

Футбол становится даже не театром, а кинотеатром, зритель не вовлечен в действие, он больше не творит Миф. Ему его предлагают уже готовым, завернутым в рекламную обертку. Футбол превращается в  объект индивидуального потребления. Футбольный матч становится просто очередным средством от скуки на вроде порно, можно позволить себе не досмотреть и уйти раньше, ведь исход итак понятен, а потребность уже удовлетворена, так зачем тратить время?

Эта тенденция сказывается и на футбольных героях, на тех личностях вокруг которых и складывается миф.  У Ивана Калашникова есть потрясающий текст на эту тему.

“Главное отличие Месси от Марадоны – отсутствие четкого образа. Марадона – это конкретный тип мужчины, со своими проблемами и особенностями, со своими глупостями, чрезмерным эго и самолюбованием. Месси не имеет запаха и вкуса, фактически – не имеет публичной личности. И это, наверное, особенность не столько Месси, сколько времени – сейчас характерность и величие почти исключают определенность образа.”Калашников усматривает в этом дух времени,“ сейчас характерность и величие почти исключают определенность образа.”. То есть великий сегодня тот: кто не имеет определенного образа и живет в рамках постоянно меняющегося контекста и обладает необходимой политкорректной универсальностью и способностью рекламировать и продавать все что угодно, без ущерба для собственного образа.

Тем удивительнее на этом фоне смотрится фигура Арсена Венгера…

удивительная фигура