8 мин.

ЧМ - 2018: Болельщики. Часть I.

2 декабря 2010 года Исполнительный комитет ФИФА доверил Российской Федерации право провести Чемпионат мира по футболу 2018 года. Для России – это в первую очередь возможность укрепления своего статуса в глазах международного сообщества, ввиду престижности проводимого соревнования, но что является еще более важным – это привлечение инвестиционных потоков, развитие необходимой инфраструктуры, а, следовательно, при правильной расстановке приоритетов – позитивный толчок развития в нужном для экономики государства русле.

На сегодняшний день усиленным ходом идет  подготовка стадионов, на полях которых уже через несколько лет тысячи любителей главной игры планеты будут рукоплескать действующим и будущим звездам футбола. Но мало возвести необходимую инфраструктуру. Здесь и встает вопрос  безопасного проведения футбольных матчей и обостряющаяся в современных реалиях проблема поведения тех самых любителей игры – футбольных фанатов, в ходе баталий их любимых команд. Свидетельством эскалации становится поведение футбольных хулиганов, от которого страдают не только кошельки владельцев клубов, но  и сами футболисты (как пример - ситуация с попавшим в голкипера ФК «Динамо Москва» А.Шунина пиротехническим устройством). Данная проблема поднималась и на ежегодном международном юридическом форуме в Санкт-Петербурге[1].

Конечно, можно сказать, что более-менее безопасные условия на трибунах обеспечиваются, однако достигается это экстенсивными методами привлечения усилий огромных отрядов полиции, ОМОНа    и подразделений внутренних войск. Нагнать мириады полицейских и на матчи мирового первенства в 2018 году?  Что же, вполне допустимо, но тогда и не стоит удивляться тому, что о России в последующем будут  говорить  как о полицейской стране, дополняя тем самым стереотипы о «медведях с балалайками».

Тут же в один ряд с проблемой безопасности, вырастая из нее, встает и проблема расизма, проявлениями которого на российских футбольных стадионах также серьезно обеспокоены в международном сообществе.         Таким образом, можно сделать вывод о том, что безопасность от физического  и морального (под личиной проявления расовой нетерпимости) насилия, а также вопрос статуса России в глазах всего мира будет зависеть, в том числе, и от тех мер, которые будут приняты по отношению к футбольным хулиганам, с целью нормализации обстановки на стадионах. Ведь футбол – это также часть жизни общества, показывающая во многом состояние текущего положения в социуме.  

Именно вопросам борьбы с футбольными хулиганами и будет посвящена данная статья.

Итак, кто  же они – футбольные хулиганы?

 Многие рассматривают их как обычных девиантов, нарушающих общественный порядок во время и вне периода проведения футбольных соревнований,  но при этом обязательно связывающих свою деятельность с футбольными предпочтениями, обосновывая при этом ими свои, зачастую, асоциальные деяния.  Данный подход видится несколько поверхностным, так же как и то, что  СМИ часто смешивают понятия болельщика и хулигана, культивируя при этом негативный образ фанатского движения в целом. Более верным будет рассмотрение объекта изучения в качестве  особой субкультуры. Этот подход поможет более детальному выявлению некоторых особенностей описываемого феномена, что также поспособствует и объяснению многих причин  «околофутбольной» девиантности и покажет возможные пути разрешения проблем.

Само фанатское движение в футболе берет начало еще с  ХIХ века, с периода образования первых футбольных фирм в Англии. Молодежь, большую часть из которых составляли рабочие из окраин городов, не имея  особых средств на дорогие развлечения, устремили свой интерес к футболу. С 50-х годов XX века проблема «hooligan’s» начала набирать обороты – беспорядки хлынули на стадионы, обычные болельщики, опасаясь дебоширов, перестали ходить на стадион, ввиду чего посещаемость матчей упала.  Начало транслирования футбольных соревнований на телевидении ситуацию только ухудшило – лишний ажиотаж в СМИ лишь подстегивал самолюбие и попытки самоутверждения хулиганов, став лишней рекламой их деятельности.

Апогея ситуация достигла в конце 70-х – начале 80-х годов прошлого века, когда успешное выступление британских клубов в еврокубках поспособствовало  частым и массовым выездам подданных Соединенного Королевства в Европу, что привело к культивированию островного стиля поддержки команд на континенте. Примерно в тот же период возникают и первые разрозненные фанатские образования в СССР, которые начинают набирать обороты развития в годы «перестройки» и окончательно укрепляются с распадом советского государства в 90-х гг.

Таким образом,  можно заметить, что движение футбольных хулиганов имеет сугубо английский генезис, и «туманный Альбион», получается, подарил миру не только такой вид спорта, как футбол, но и такую проблему, как беспорядки на трибунах.

Об истории борьбы с «hooligans» в Британии немного позже, сейчас же необходимым видится ознакомление со спецификой «околофутбольной» девиации в России.

В целом, стоит отметить, что в отличие от Запада, фанатское движение в России как субкультура стало активно развиваться лишь в 80-е годы, а  точнее - даже в 90-е годы прошлого века.  Из-за столь позднего периода своего развития  Россия практически не участвовала в процессе создания этой субкультуры. Социолог А.Илле отмечает, что фан-движение в России возникло в тот момент, когда в мире эта субкультура уже  давно существовала. Кроме того, можно говорить, что именно факт существования такой субкультуры и породил фан-движение в России. Оно возникло для того, чтобы воспроизводить ее [2].

 Движение фанатов в любой стране состоит из определенного числа сформировавшихся групп и большой массы неорганизованных фанатов. В самом движении, как отмечает тот же А. Илле, можно заметить большую неоднородность, ввиду чего вся болельщицкая масса может быть разбита на три сектора:

Во-первых, сами «hooligan’s», или футбольные хулиганы - это наиболее активные и агрессивные члены фан-движения. Их численность невелика, по 20-30, реже 50, человек в фан-группе. В фан-движении может быть несколько таких фан-групп. Они пытаются претендовать на роль своеобразной элиты фан-движения[3].

 Еще можно выделить рядовых участников групп и неорганизованных фанатов, которые могут примыкать к фан-группам во время выездов либо непосредственно в период проведения акций фирмами, а также так называемых «кузьмичей»  - фанатов, не примыкающих к фирмам, и рядовых болельщиков. Также, в эпоху развития Интернета, особенно среди младшего среза подростков,  можно выделить такую группу, как «glory hunters», что в переводе означает «охотники за славой» - фанаты, болеющие за клуб по причине его частых побед в соревнованиях. Такие болельщики отличаются непоследовательностью, что в большей массе объясняется возрастом или незначительной погруженностью в футбольную специфику.

Для данного исследования наибольший интерес имеют представители первого сектора, то есть «hooligan’s». Ввиду чего он просматривается – позже в статье.

Стоит также отметить, что  основные фанатские массы находят свою концентрацию лишь в двух городах – Москве и Санкт-Петербурге, что идет в некоторое расхождение с провинциальным генезисом британских «hooligans». Составная масса участников фирм в РФ также младше мировой в среднем на 10 лет и включает в себя лиц в возрасте от 15 до 25 лет. Данная возрастная группа отличается наибольшей склонностью к девиациям, восприимчивости и внушаемости со стороны лиц, под чье влияние они попадают. Руководящая же когорта хулиганских движений в среднем намного старше, если смотреть общемировой уровень -  в «руководство» входят  лица, начинавшие свою деятельность  еще в 90-ые, а то и более ранние годы, что придает им необходимый авторитет внутри сообщества.

В целом, специфика этой субкультуры состоит  в том, что она требует от участников минимальных  моральных затрат и не затрагивает глубоко образ жизни. Как отмечает А. Тарасов, «субкультура футбольных фанатов – это субкультура молодежи (подростков), живущей обычной жизнью и «возвращающейся» в субкультуру только во время матчей. Это – субкультура досуга. Она задала образцы поведения только применительно к матчам и/или взаимоотношениям с другими футбольными фанатами, выработала очень условные и необязательные стандарты внешнего вида»[4].

Таким образом, можно отметить в рассматриваемом социальном образовании  схожие черты с так называемой конвенциональной толпой, о чем речь пойдет немного позже.

Также некоторыми социологами отмечается «незавершенность» футбольных «фанов» как  субкультуры, которое выражается, например, в отсутствии своей полноценной псевдофилософии, недостаточно развитой культуре. С  категоричностью данного определения, в целом, можно поспорить – как пример опровержения можно привести издаваемые фанатские журналы, футбольные кричалки и перформансы на трибунах (которые входят в так называемые «коллективные практики»). Хотя, стоит отметить, что зачастую  многие проявления культуры данной прослойки социума порой сквозят примитивизмом либо заимствованиями из других культур.В любом случае, с чем можно согласиться, так это с особой восприимчивостью субкультуры фанатов к влияниям извне.

 

Как любая субкультура, «фаны» настроены изначально противостоять обществу. При этом в исходном положении дел политических либо расистских окрасок данное противостояние не несет. Приобретут ли данные проявления ксенофобии политическую либо националистическую окраску зависит от того, чье влияние на субкультуру фанатов, как группы незавершенной, окажется сильнее – леворадикальных групп либо праворадикальных. Отсюда и растут корни политических акций и проявлений расизма со стороны футбольных хулиганов.  Российские фирмы, как в свое время британские и итальянские, сейчас поддаются большому влиянию ультраправых групп, которые неплохо ассимилируются в болельщицкой среде. Именно вопрос устранения влияния скин-группировок на фанатские массы  видится необходимым выделить как одну из проблем сегодняшних бед нашего футбола и культуры боления в целом.

КОНЕЦ ПЕРВОЙ ЧАСТИ

Примечания: Ссылки на использованные источники:

1.Дискуссионные сессии III  Петербургского международного юридического форума 15-18 мая 2013 года //  Петербургский Международный Юридический Форум [Электронный ресурс].  

2. Илле А.М. Футбольный фанатизм в России: фан-движение и субкультура футбольных фанатов // SociologistsWarehouse[Электронный ресурс]. 

3. Илле А.М. Указ.соч.

4.Тарасов А.Н. Субкультура футбольных фанатов и правый радикализм//Журнальный зал [Электронный ресурс].