3 мин.

Бронза справедлива

Бронзовые медали по итогам сезона, на мой взгляд, справедливы. Было много претендентов на третье место, и если его смог завоевать именно «Зенит» – значит, это заслуженный результат. Что касается самой игры, то были и хорошие матчи, и плохие, но в большинстве своем эти медали были выиграны на характере, нежели на мастерстве.

Этот год оказался разделен на две разные части – до августа и после. Адвокат стал строить новую команду. Ему просто не хватило времени. И откровенно не получилось. Ушли лидеры команды: Аршавин, Тимощук, Погребняк. Ушли практически одновременно. Данни сломался. Домингес тоже ушел. И с потерей такой группы игроков в атаке Адвокату стало очень тяжело. Хотя ребята старались, делали все возможное, но было действительно сложно: я давно такого не припомню, чтоб столь большая группа футболистов покидала клуб. 5 человек. Ведущих игроков, игроков сборных, которые перешли в неплохие клубы. Полкоманды. И Адвокату просто не хватило времени создать новую команду. Поэтому «Зенит» из одного из лидеров российского футбола превратился в одного из участников чемпионата России. По крайней мере, перестал быть главным претендентом на золото чемпионата. Говорили, что в июле по составу «Зенит» – середняк премьер-лиги и заслуженно находится на честном 8 месте. Не думаю: все-таки в команде остались игроки сборных, 8 место – не место «Зенита», но в тот момент, когда строится игра, в клуб приходят новые футболисты, сложно претендовать на что-то глобальное.

Дик в какой-то момент отчаялся. На него просто было тяжело смотреть – психологически он очень устал. Ничего не получалось из того, что он требовал. Притом, что он приверженец исключительно атакующей манеры игры, настоящий голландец – крен в первую очередь в атаку, – ему было особенно сложно. Любая контратака заканчивалась голом в ворота «Зенита». Где-то удача отвернулась – вспомните, сколько мячей мы пропустили на последних минутах. Ну а матч с «Томью» стал венцом – не получалось вообще ничего. И то, что Дик не сделал ни одной замены в той игре – это тоже показатель.

Матч, который мне понравился больше всего – последний, со «Спартаком». Почему? Потому что нужна была победа, команда осталась вдесятером, и та самоотдача, которую показал «Зенит» – это именно то, что нужно в таких матчах. Ребята показали настоящий мужской характер. И мне кажется, болельщики ждали этого очень давно. Худший матч – отвечу банально, но «Томь». Часто вспоминают выездной «Сатурн», но я не согласен: сыграли мы тогда неплохо. Да, Слава ошибся в конце, но если сравнивать с «Томью» – день и ночь. Тут и двух мнений быть не может. Я пытался вспомнить что-то другое, но хуже домашней «Томи» в этом году не было. Хуже просто невозможно.

Эта бронза – первая в моей карьере и первая в карьере Анатолия Давыдова. И есть существенная разница: он в августе только пришел, когда команда была на 8 месте, а я до этого 8 места с командой дошел. У Викторовича должно быть более приятное настроение, чем у меня. Ну и для «Зенита» настроение не должно быть таким уж прям праздничным. Болельщики – я знаю, – обсуждали, что после матча в раздевалке было не самое радостное настроение, но думаю, сказалась усталость – матч же в меньшинстве играли. Да и по себе могу сказать: после того, как ты был чемпионом, выигрывал кубок УЕФА и Суперкубок – радоваться бронзе? Это невозможно. Если б это было до, тогда было б другое совсем настроение.

Других целей у нас кроме первого места быть не может. Да, бронза это хорошо, это возможность попасть в Лигу чемпионов на следующий год, да. Сгладили сезон, да. Вроде бы неплохо, но стремиться надо только к первому. А то, что Викторовичу удалось вытащить команду с 8 места на 3 – это шикарно. Тот же Адвокат: в 2006 году, когда он пришел, «Зенит» был месте на 10, а закончили четвертыми. Дик в тройку не смог влезть, а Давыдов смог. Притом, что его постоянно критиковали, мол, Зырянов слишком глубоко играет, Семшов не выходит – а всех же не поставишь. Давыдов выбирал, какие решения нужно было принимать для достижения максимального результата, и эти решения позволили в итоге стать третьими.