Возвращение «Апельсина из Марокко»
Второй гол подряд в чемпионате Жерара Пике, голы и передачи Алексиса Санчеса, Педро и Месси и многое другое, что останется за кадром нашего сегодняшнего обзора, объектив которого направлен только на одного человека - Ибрагима Афеллая.
2 мая 2012 года болельщики «Барсы», заполнившие «Камп Ноу», чтобы посмотреть, как сине-гранатовые намазывают на хлеб «анчоусное» пюре, еще не знали, что в следующий раз увидеть Ибрагима Афеллая в этих стенах им доведется лишь спустя почти два года. Игра против «Малаги» (4:1 в пользу хозяев) стала для молодого голландца марокканского происхождения заключительным аккордом перед долгим прощанием со столицей Каталонии – он еще вышел на поле в матче заключительного тура Ла Лиги 2011/12, но дело было в Севилье, в игре против «Бетиса», так что формально Афеллай простился с «кулес» именно тогда, в начале мая, за 15 минут до конца встречи заменив автора трех голевых передач, Андреса Иньесту.
За неделю до этого о своем скором уходе с поста главного тренера каталонцев объявил Пеп Гвардиола. Сменивший его Тито Виланова на Афеллая, похоже, больших надежд не возлагал, так как уже в августе 2012-го стало известно, что голландец отправляется в аренду в компанию к земляку Хунтелару в родные и знакомые края – от Гёльзенкирхена, где базируется «Шальке-04», до Эйндховена, где Ибрагим провел почти 15 лет и вырос, как игрок, - всего 1,5 часа езды. На этом в его сине-гранатовой карьере наступил довольно продолжительный перерыв. Но перед тем, как продолжить, стоит сделать небольшой экскурс в историю.
Поскольку именно Афеллай является объектом моего повествования, я позволю себе смахнуть пыль с одного моего древнего текста трехлетней давности, который был написан через несколько недель после подписания голландцем контракта с каталонским клубом, и разбавить эти строчки некоторыми избранными отрывками. Итак, 2 апреля 1986 года, в городе Утрехте, в семье марокканских иммигрантов родился Ибрагим Афеллай. Его родители – одни из многих тысяч марокканцев, приехавших в Нидерланды после 1969 года – года, когда европейская и африканская страны подписали договор, разрешавший прием жителей Марокко на работу в промышленной области, области строительства и сельского хозяйства.
У Афеллая почти не было шансов пройти мимо футбола – его кумир, Марко ван Бастен, был родом из того же Утрехта. Первые свои шаги в бутсах Ибрагим сделал в детской школе местного футбольного клуба «ЮСВ Элинквейк». Вот только пространства на поле ему отвели мало – 7,32 м в длину и 2,44 м в высоту, а на руки и вовсе надели перчатки. Да-да, не удивляйтесь, в возрасте восьми лет свою футбольную карьеру будущая звезда центра поля ПСВ начал на позиции голкипера. Такой видел его роль на поле первый тренер.
Но природный талант вскоре взял свое, и Афеллая перевели в полузащиту, где он демонстрировал куда более яркую игру. Столь яркую, что уже в 10 лет был приглашен в молодежную академию ПСВ. Проведя в ней 7 лет, в 2003 году Афеллай перешел во взрослую команду.
В 17 лет он дебютировал в основном составе брабантского клуба, в кубковом матче против «Бреды». Через 10 дней состоялся дебют в чемпионате. Завоевывать место в основе ему пришлось несколько лет, сезоны 2003/04 и 2004/05 можно считать увертюрой его будущего триумфального марша в составе ПСВ. Его настойчивость, уверенная игра, травмы нескольких игроков, а также уход из клуба Йоханна Фогеля и Марка ван Боммеля дали возможность 19-летнему Ибрагиму заявить о себе в полный голос.
В 2007 году к нему пришло первое признание футбольной общественности – Афеллай был назван талантом года и награжден призом Йоханна Кройффа, наградой, вручаемой игроку не старше 21 года. Этот приз поставил Ибрагима в один ряд с лучшими голландскими футболистами – в разные годы его получали Деннис Бергкамп, Марк Овермарс, Патрик Клюйверт, Кларенс Зеедорф и др. В этом же году, несмотря на интерес со стороны многих европейских клубов и близкие сроки завершения контракта, Афеллай продлил соглашение с ПСВ до 2011 года, сказав, что ему необходимо набраться опыта игр на международной арене, и пока что нигде, кроме как в Эйндховене, ему этого делать не хочется.
Все это привело к тому, что однажды Афеллай вышел на поле с капитанской повязкой. Задатки лидера, отменная игра, верность клубу – то, что ценилось в новоиспеченном капитане сильнее всего. Был лишь один недостаток – его несдержанность. Еще в молодежной команде Ибрагиму ставили в упрек его излишнюю горячность на поле, во взрослом ПСВ за подобные выходки наказывали серьезно.
Весной того года ПСВ потерпел сокрушительное поражение от извечного соперника «Аякса», которое практически поставило крест на борьбе за очередной чемпионский титул. За несколько минут до конца матча, незадолго до того как игрок столичной команды, Луис Суарес, установил окончательный счет встречи (4:1), возникла стычка между капитаном брабантцев и полузащитником хозяев Эонгом Эно. В одном из эпизодов Эно наступил Афеллаю на ногу и попал локтем в живот. В ответ Афеллай ударил камерунца в лицо, момент остался незамеченным судьей, но вызвал широкий общественный резонанс после завершения встречи.
Дисциплинарный комитет, после детального изучения инцидента, принял решение выписать драчуну трехматчевую дисквалификацию. Более того, Ибрагим подвергся обструкции со стороны собственных болельщиков, чья чаша терпения была переполнена. На официальном фансайте ПСВ появилось следующее сообщение: «Мы молчали, когда Ибрагим вел себя как Роналду в матче с НАК. Мы молчали, когда он кувыркался по газону в матче с АЗ. Мы выгораживаем в каждом туре Амрабата (Нордин Амрабат – еще один голландский игрок ПСВ марокканского происхождения) и не хватало нам другого клоуна. Сейчас вопрос поставлен ребром - Афеллай не должен быть капитаном после того, как он опозорил нас перед аяксидами».
Главный тренер ПСВ, Фред Рюттен, также был возмущен: «Я говорил с Ибрагимом. Да, я знаю, что у него сложный характер, но это никуда не годится. Проведем голосование по перевыборам капитана». Сам игрок прокомментировал все это так: «Счет должен был быть до перерыва 2:5, а в итоге получилось 4:1. Я что, должен спокойно на это реагировать? Эно успешно опекал меня весь матч. У меня сдали нервы. Вообще Эно хороший парень. Любой бы упал после того, как я въехал ему в глаз. На этом фоне мое поведение выглядит еще ужаснее. Приму любое решение руководства и тренерского штаба».
Повязки Афеллая действительно лишили, но ненадолго. От любви до ненависти один шаг, и наоборот, особенно, в ситуации с любовью/ненавистью болельщиков. Очень скоро Ибрагима простили.
Первый тревожный звонок для руководства ПСВ прозвучал в начале сезона 2010/11, когда Афеллай отказал клубу в продлении контракта, истекающего 1 января 2011 года. Второй – когда более чем серьезную заинтересованность в его услугах проявила «Барселона». Такие предложения долго не рассматриваются – уже 24 декабря 2010 года голландец поставил подпись под своим новым контрактом и неуверенным голосом произнес несколько фраз на испанском языке.
Что было дальше – все вы знаете. Было медленное и неубедительное привыкание к новой команде. Был голевой пас на Лео Месси в первом полуфинальном матче ЛЧ 2010/11 против «Мадрида», открывший «Барсе» дорогу на «Уэмбли» и к заветному Кубку. Был разрыв крестов в октябре 2011-го, вычеркнувший из жизни Афеллая полгода. Затем была аренда в «Шальке-04», где на него, словно мотыльки на свет, со всех сторон опять слетелись травмы. Наконец, случилось возвращение в «Барселону» - и вновь домашний матч против «Малаги», почти два года спустя, и вновь зрители овацией встречают появление непутевого, но все же какого-то родного, 19-го номера каталонцев.
Почему столько слов об этом «марокканском апельсине», спросите вы? Просто у любого матча должен быть свой герой. Героем вчерашнего матча, лично для меня, стал именно Ибрагим Афеллай. Потому что вернуться в «Барсу» после стольких передряг – дорогого стоит, не то слово. Я не тешу себя лишними надеждами, первый заход Афи на каталонской земле удался постольку-поскольку, на троечку, скажем так. Но вдруг именно сейчас, со второй попытки, получится, а? Вот было бы здорово. Апельсины из Марокко – штучный товар.
По манере напоминает Уолкота...
Но я буду рад, если он заиграет, даже если этот клуб будет не Барселона.