Ринат Билялетдинов: «Очень важно знать, кто с нами шагнёт в февраль»
Старший тренер «Рубина» Ринат Билялетдинов подвёл итоги первого учебно-тренировочного сбора, который сегодня завершается в Турции, рассказал о потенциальных новичках и планах на второй сбор в Испании.
«В ИСПАНИИ ОБЪЕМ УМЕНЬШИТСЯ, ИНТЕНСИВНОСТЬ УВЕЛИЧИТСЯ»
Ринат Саярович, завершается ваш первый сбор с «Рубином». Давайте подведём предварительные итоги. Какие задачи вы на него ставили? Что из задуманного получилось, что – нет?
— Знакомство с командой, с игроками в отдельности. Причём моё знакомство продолжается, и нужно продолжать это делать ненавязчиво. В плане работы – это закладка фундамента, восстановление и развитие функциональной готовности. Упор на это, но не одна сплошная голая физика. Упражнения с мячом тоже присутствовали.
— Вы наверно уже сформировали для себя некий костяк, ту обойму игроков, на которых будете опираться при достижении результата во второй части сезона. Какие позиции требуют усиления?
— В первую очередь, позиция нападающего. Количественно нападающих хватает, но качественно заменить Саломона Рондона некому. Остальные нападающие пока что не дотягивают до необходимого уровня. В силу разных причин. Вторая позиция – крайний хав. Нужно дублировать позиции Гёкдениза и Торбинского. Конечно, универсализм ряда игроков присутствует, но последняя игра показывает, что его хватает только на «прожиточный минимум». На что-то серьёзное рассчитывать не приходится. Не настолько универсальны наши универсалы.
— Этот сбор получился очень продуктивным в плане просмотра новичков. Согласны? За две недели тренерский штаб проверил восемь футболистов, которых не было в составе в первой части сезона.
— Наверно это не принято: бывают случаи просмотра, но не такого массового. Команды заранее готовят игроков к основному составу, отслеживают. Подготовительной работой к зимнему трансферному окну нужно заниматься с сентября месяца. Чтобы зимой игроков приглашать уже для подписания контракта. У нас же сложилась такая ситуация, что мы только знакомимся с игроками, которые в структуре. Это основной состав, молодёжный состав, «Рубин-2». Понятно, что класс оставляет желать лучшего, но нужно честно проверить всё своими глазами. Есть ли какие-то перспективные игроки, которых можно взять на контроль. Но пока это только беглое знакомство для порядка. Также «Нефтехимик» посмотрели, на очереди Набережные Челны. Это республиканские кадры, которые должны быть проверены в первую очередь.
— Кто из просмотренных игроков поедет на второй сбор?
— Камболов, Нуров, Уридия. Это ребята из «Нефтехимика». Также оттуда переводится в основной состав вратарь Нестеренко в связи с отъездом Хагиги. Продолжим смотреть Коронова. Едет на второй сбор и Жестоков. Был на просмотре Дзахов, но позиция опорного хава пока у нас количественно укреплена. Будем смотреть дальше. Иванова посмотрели на позиции крайнего защитника. Он не сильнее тех универсалов, которые временно играли на этой позиции. То есть полузащитник, сыгравший на позиции крайнего защитника, был не хуже, чем классический крайний защитник. Рыбалка также на второй сбор не едет.
— Что касается других возможных новичков, стоит ли ещё кого-то ждать на втором сборе? Неоднократно звучала фамилия Бурлак.
— Я высказал пожелание, чтобы этого игрока привлекли хотя бы для начала в аренду. Переговоры с «Локомотивом» идут, но это не значит, что уже завтра игрок будет здесь. Требуется время. В целом, на второй сбор мы ожидаем ряд игроков, в том числе нападающего. Опять же на стадии просмотра.
— Каково ваше мнение об Александре Бухарове, который на днях перебрался из «Зенита» в «Анжи»?
— Футболист был заметный до перехода в «Зенит». Там тоже были отдельные матчи, но что-то не складывалось. Привлекался во вторую сборную, когда я там работал. Произвёл очень хорошее впечатление, мастеровитый игрок. Я высказал по нему пожелание, но сейчас он в «Анжи». Может быть, побарахтается по морям по волнам и причалит в родную гавань. Я, во всяком случае, не против.
— Во второй сбор команде предстоит включиться уже через три дня после первого. Что будет включать в себя двухнедельная работа в Испании?
— На этом сборе, который будет последним перед первым официальным матчем, будем работать на базе улучшенной функциональной готовности. На первом сборе мы делали игровые упражнения с одной степенью интенсивности. Дальше будем делать другие упражнения с другой интенсивностью. Говоря тренерским языком, объем уменьшается, интенсивность увеличивается. И хотелось бы определиться с составом. Очень важно знать, кто с нами шагнёт в февраль. 31 января закрывается окно в Европе, нам будет полегче. Продолжится только трансферная активность в России.
«МОТИВАЦИЯ – ВАЖНЫЙ КРИТЕРИЙ ДЛЯ НОВИЧКОВ»
— У Курбана Бердыева было такое определение потенциальных новичков: «игроки с базара и игроки на базар». Для вас такой критерий существует?
— Конечно. Я его называю мотивацией. На ярмарку едет голодный, хочет всё купить. А с ярмарки едет довольный покупками, сытый. Игрок не мотивированный может быть и молодой. Сорвал какой-то куш на контракте и кажется, что вся жизнь в шоколаде. «Потом через года два опять напрягусь, опять что-то выпадет». Людей, мотивированных на успехи, достаточно по декларированиям. А по содержанию, реально готовых работать, не так уж много. Бить себя в грудь у нас умеют. Потом остывают. Оказывается это очень сложно, нужно ежедневно работать. При том неизвестно, будет ли результат. И мотивация быстро теряется. К сожалению, у большинства. С немотивированным спортсменом что-то выиграть сложно. Мотивированный впитывает всё, он хочет добиться успеха.
— Продолжая тему Бердыева. Ваш предшественник в «Рубине» говорил, что его вдохновляет «Барселона». У вас есть в этом смысле команда-пример?
— А кого «Барселона» не вдохновляет? Меня тоже вдохновляет. В целом я был сторонником английского футбола и остаюсь им. За последний год, прожитый в Германии, переосмыслил своё отношение к Бундеслиге и даже ко Второй Бундеслиге. Там люди умеют делать выводы. Нравится темп, борьба, мысль на поле. Испанский футбол тоже имеет свой стиль. «Реал», «Барселона» две ведущие команды. Остальные хороши по-своему, но эстетическое удовольствие в первую очередь получаешь от этих двух команд. Сейчас «Атлетико Мадрид» подтянулся. У «Барселоны» так называемый «парад планет». Собрались игроки в отличном возрасте, говорящие на одном футбольном языке. Там не только Месси, пять-шесть фамилий можно назвать. Без них Месси не Месси. Сборная Аргентины тому подтверждение, где Лионель не так ярок. Эти игроки придают шарм. Можно удивляться, как ходя пешком, можно отгружать по четыре-пять мячей. Но восхищаться одно, а делать – другое. Копия всегда хуже оригинала. Проблема, прежде всего, в исполнителях.
— Какие люди повлияли на формирование вас, как тренера? В частности, Золотухин и Волчок, с которыми вы работали, тренировали в своё время и «Рубин».
— Я действительно уходил из «Локомотива», когда его возглавлял Игорь Семёнович Волчок. Я с ним оббегал кавказские среднегорья. Где мы только не были. Бегали и бегали. Наверно рубиновские ребята, которые работали с Волчком, подтвердят. Поэтому какое-то влияние, конечно, оказал. Золотухин Иван Васильевич со мной работал в далёком 1980-м году. Я после дубля ЦСКА поехал в костромской «Спартак». Я там был по распределению, как выпускник технического вуза. Вместо того, чтобы работать инженером, я три года работал на футбольном поле. Меня никуда не отпускали – по закону я был молодой специалист. Тогда пришёл туда Золотухин. Своеобразный человек, обожал играть в шахматы. Играл очень прилично и эмоционально. Однажды я имел неосторожность сильно упереться. Он сказал: «ты напрасно это делаешь». После чего я быстренько предложил ничью и был помилован (смеется). А как специалист он мотиватор хороший.
— Вы ведь и в Первой лиге играли.
— Точно. Цели мы своей добились: заняли первое место в зоне Второй лиги, выиграли стыковую пульку у «Ротора» и вышли в Первую лигу. Это был 1981 год. Из 46 матчей в Первой лиге я провёл 44. Пропустил два из-за перебора карточек. Доиграв там обещанные три года, в декабре 1981 года я перешёл в «Локомотив». Кстати, кого я могу отметить, это Александр Александрович Севидов (Севидов-старший, к слову, в своё время выступал за казанское «Динамо» - прим. ред.). Это человек с большой буквы. Он дал многое, как специалист, и с точки зрения общечеловеческих качеств. Я многое записывал за его тренировочным процессом. Неизгладимое впечатление оставил хоккейный тренер Анатолий Владимирович Тарасов. Это гениальнейший педагог. Со своими минусами, но это человек своей эпохи.
— В «Легенде №17» как раз изображается гений Тарасова.
— Там очень верно, кстати, схвачен образ, выражение, взгляд. Кто бы ни критиковал. Тонкости я не беру, но стиль передан верно. Хорошо, что жизнь меня свела с этим человеком. Можно долго рассказывать о том, как великий хоккейный тренер тренировал футбольную команду… До сих пор помню отдельные упражнения для атлетизма, но своим ученикам я их не предлагаю (смеется).
— Мы коснулись темы «Локомотива». В этом сезоне мы с этой командой уже не сыграем. Когда же будем встречаться, будут ли для вас эти матчи носить принципиальный характер?
— Такая мысль напрашивается, но жизнь идет дальше. Нужно оглянуться, оценить пройденный путь и двигаться вперед. Постоянно оглядываться назад не стоит. «Локомотив» был очень важным клубом в моей судьбе дважды. Там я состоялся как футболист достаточно высокого уровня. Годы спустя вернулся туда уже в качестве тренера, где проработал 10 лет. Каждый этап имеет право заканчиваться. Значит, так было угодно свыше.
— Есть такое понятие «футбольный человек». К этому понятию в последнее время не всегда относятся с доверием. Для вас важно, чтобы вас окружали футбольные люди, профессионалы?
— Конечно, хочется, чтобы окружало как можно больше футбольных людей. Но «футбольный человек» – это не значит «любящий футбол». Болельщик, фанат футбола – это еще не профессия. Люди, которые работают в сфере футбола, не только менеджеры и спортивные директора. Это и финансовые структуры, и экономисты, бухгалтера, целые хозяйственные блоки. И на каждой позиции нужен профессионал. Если он работает в футбольном клубе, значит, он в какой-то степени является человеком футбола. Футбольное хозяйство сейчас действительно сложное, в нем не так просто разобраться, но когда в основе стоит единство цели во благо клуба, тогда что-то получится.
Профессионал отличается от ремесленника тем, что ремесленник не отвечает за качество своей работы, а профессионал отвечает. У нас профессиональных клубов много, но результата добиваются единицы. И назвать непрофессионалами тех, кто что-то не выиграл, язык не поворачивается. Они делали свою работу. Это спорт. На старте все равны, и всегда кто-то приходит первым, а кто-то последним.
Мы помним, как в Казани собрали звёздных хоккеистов, а паззл не сошёлся. В то же время много примеров, когда команда побеждает, когда от нее никто этого не ждет. «Спартак» в 1977 году вылетел в Первую лигу, было много шума чуть ли не вернуть команду не спортивным путем. Великий спартаковец Старостин, тоже герой своего времени, тогда сказал, что мы сделали шаг назад, чтобы сделать два вперед. И Бесков тогда собрал по низшим лигам людей, которые сумели стать коллективом. Уже потом о них заговорили, как о звездах.