О дивный новый мир. Немного о дисквалификации Шимунича
FootballTop.ru констатирует конец международной карьеры Йосипа Шимунича, утверждает, что в загребском инциденте не было ничего предосудительного, и предлагает чиновникам от футбола записаться на курсы истории.
19 ноября 2013 года сборная Хорватии довольно вальяжно закинула двушку в ворота исландцев и квалифицировалась на чемпионат мира. Островитян, кажется, поддерживал весь мир, забавно же: такая экзотика — да в финальной части мундиаля. Однако мечты сбываются только в книжках. Куда более квалифицированные балканцы отправили северян домой — грезить о том, что следующая попытка отобраться на топ-турнир будет более удачной.
Поражение в главном матче карьеры, само собой, максимально расстроило парней Ларса Лагербека. Оказалось, например, что эти ребята с ледяными сердцами способны плакать. Причем не только молодняк, но и такие зубры, как Эйдур Гудьонсен. Людям, склонным к депрессии, настоятельно не рекомендуется запускать следующий видеоролик:
Пока варяжские гости пускали скупую (а кое-кто — и не очень) мужскую слезу, хорваты, понятное дело, праздновали. Весело, с вакхическим размахом, свойственным загадочной славянской душе. Когда казалось, что торжества уже кончились, слово взял центрдеф Vatreni Йосип Шимунич. Хорватский ветеран, известный тем, что как-то умудрился получить за один матч три желтые карточки, обменялся с трибунами «Максимира» традиционным для местных арен приветствием «Za dom — spremni!», что переводится примерно как «За дом — готовы!». У нас похожим приветствием добрых 70 лет обменивались пионеры.
Проблема в том, что в истории Хорватии сей лозунг связан не с толпой зомбированных отроков, искренне гордящихся левацким галстуком, а с ребятами посерьезнее. Во время Второй мировой «Za dom — spremni!» использовался как официальное приветствие усташей. Тех самых, что выступали в роли союзника нацистской Германии и любили попозировать с отрезанными головами сербских солдат.
Чиновники ФИФА — это, в большинстве своем, люди с европейским образованием. Соответственно, вряд ли кто-то из них вообще знает имя Анте Павелича и представляет, в чем суть движения усташей. Они твердо знают только то, что футболисты не должны скрывать гомосексуальных наклонностей (даже если их нет), что игроки с темным цветом кожи — наместники Бога на земле и что Нельсон Мандела, за какие-то 10 лет превративший процветающую страну в экономические руины, является отцом мировой демократии. Еще они знают, где посмотреть список символов и речевок, запрещенных к использованию на стадионах. В списке есть «Za dom — spremni!»? Все, господин Шимунич, никакого мундиаля. Вот вам десять матчей, чтобы обдумать свое поведение. Вам 35 и это был последний топ-турнир в вашей карьере? Что поделать, что поделать, принципы мультикультурализма важнее…
А ведь это абсурд, друзья.
Да, усташи — враги. Кровавые сволочи, вырезавшие целые деревни, но очень неохотно участвующие в реальных боевых действиях. Что-то вроде польской Армии Краевой — за тем исключением, что ту с какой-то радости объявили борцом за свободу и демократию. Но ведь лозунг «Za dom — spremni!» использовали не только они. И не столько они. Эти слова давно являются своеобразным национальным девизом Хорватии, с этими словами страна выиграла тяжелейшую гражданскую войну, в каком-то метафизическом смысле без этого клича вообще не было бы независимой Хорватии.
Да, так получилось, что символ у балканцев с душком. Но ведь, перефразируя государя Александра III, не дело ФИФА придумывать хорватам новые речевки. Жаловаться на демарш Шимунича теоретически могут только две национальные федерации — исландская и сербская. От обеих — ни слуху ни духу. И вообще, всем было плевать на загребский инцидент ровно до тех пор, пока сборная Хорватии не попала в одну группу с хозяевами грядущего мундиаля — бразильцами. Но мы ведь не верим в теории заговора, правда?..
Эмблема одного из хорватских полков времен войны в Боснии. Усташи закончились за 50 лет до этого…
В современной Европе не принято интересоваться историей. Не принято вникать в подробности. Ситуация уже сейчас доведена до какой-то несмешной фантасмагории. Украинцы не имеют права скандировать «Слава Украине!». Русские не могут величать себя русскими. Парню, родившемуся в 1988 году, не разрешают играть под 88-м номером. Скоро нельзя будет открыто размахивать триколором («флаг РОА, фу!»), рисовать на лице тризуб («бандеровская вилка!»), разговаривать по-турецки («геноцид армян!»). Потом чиновники запретят футболистам покупать «Фольксвагены» («а-а-а, идея Гитлера!»), ездить по автобанам (их вообще надо от греха подальше разрушить, не могли же нацисты сделать что-то хорошее), а потом и вовсе отменят институт сборных. Что это за дискриминация — в команде могут играть только уроженцы той или иной страны? А как же негры?
Мультикультурализм начинался как хорошая идея. Но потом его объявили истиной, возведенной в абсолют. А любая такая истина автоматически становится абсурдом.Футбол на протяжении полувека превосходно справлялся с ролью сублиматора войны, решал традиционные межнациональные споры, которые раньше решались с оружием в руках. Это понимает любой мало-мальски мыслящий человек, но не понимают те, кто, собственно, футболом заправляет. Они хотят убрать из нашей игры дух борьбы, дух антагонизма, эмоцию — и не задумываются, что без всего этого игра миллионов превращается в полуторачасовое дуракаваляние. А подобного добра в современном мире и так хватает.
Настает время решающей битвы между либерализмом и здравым смыслом. Шимунич пал в ней первой жертвой. Его нужно отстоять.
Вместе.
Spremni?
Все материалы рубрики «Байки из склепа»
Все авторские колонки журналистов FootballTop.ru
Фото: bleacherreport.com, ru.wikipedia.org
Читайте также:
Slavic Epos. «Расизм — это шутка черных, которую белым не понять»
Анатомия ненависти. Сербия — Хорватия
Рурский стандарт. Топ-5 советов «Зениту», как играть против «Боруссии»
"Za dom spremni" никогда и близко не был каким-либо национальным девизом Хорватии.
В тех же балканских войнах в девяностые пользовались им разве что отдельные левые бойцовские подразделения, и все (но это война, несколько другая специфика чем спортивные игры).
Касаемо усташей и их движения, они с самого начала были группировкой, чьи основные рабочие направления были нацизм (пусть и не совсем в той же форме что и у Третьего Рейха), экстремизм и терроризм (национализм, не говоря о патриотизме были скорее на втором плане - они же беспощадно резали и своих же сородичей, разделявших взгляды и стремления Коммунистической Партии Югославии в сороковые годы прошлого века).
Это движение, так же как и НСДАП, сразу после войны было объявлено преступным, и вообще все, связанное с ним.
Пробовали бы где-то за время коммунистического периода истории Югославии (это везде было так, во всех шести республиках, включая и Хорватию) выкрикивать такое, оказались бы в лучшем случае на Голом острове (этакий аналог мест ссылок для полит-заключенных в СССР).
В общем, разбег и стенка для начала.
Но сейчас не об этом.
Футбольные власти, наплевали на принцип презумпции невиновности в очередной раз. Что нацистского во фразе: "За Родину!" ? Американцы, к примеру приветствуют друг друга словом "Hi!", что созвучно да и переводится примерно так же как и немецкое "Heil!" Представим, что американец поприветствовал трибуны словом "Hi!" , а трибуны внезапно ответили "Hitler!". Кто в этом случае произносит нацистскую фразу? Или игрок сказал в микрофон: "Судья!"? Я подозреваю, что ответят трибуны, но может быть за это трибуны и должны отвечать? Может быть игрок не успел договорить "молодец"?