Фанатов отправят на юг!
Пятнадцатого декабря 2013 года генподрядчик строительства футбольного стадиона на Крестовском острове – инжиниринговая компания «Трансстрой» – приступит к важнейшему этапу работ: монтажу временных опор стационарной части кровли. Временной путь от этой операции до полной готовности раздвижной крыши занимает по технологии 18 месяцев. Если не произойдёт привычных, увы, на Крестовском острове сбоев и переделок, все элементы кровли подрядчики смонтируют к августу 2015 года. Сама же «Зенит-Арена» в таком случае будет сдана заказчику – городскому комитету по строительству – в декабре того же года, как и прописано в действующем, уже четвёртом по счёту, госконтракте города с «Трансстроем».
…За 6 месяцев с момента предыдущего посещения корреспондентом «НВ» футбольной стройплощадки стадион заметно подрос. На шести из восьми его секторов каркас овала взметнулся на проектную высоту – 42 метра. Дальше – конструкции крыши, которая увеличит «рост» стадиона до 56 метров. С верхней точки северной трибуны восточная и западная выглядят исполинами по сравнению с южной, так называемой мост-трибуной, под которой будет передвигаться выкатное поле. Она наполовину ниже «коллег».
– Мост-трибуна с её двумя фан-секторами на проектную высоту выйдет в апреле 2014 года, – комментирует гид «НВ», директор по строительству «Зенит-Арены» Александр Пташников. – Но отставание по высоте не скажется негативно на темпах монтажа кровли, так как она начнёт собираться в обе стороны – с севера на юг и с юга на север.
Конструкциям южной трибуны предстоит колоссальная нагрузка не только из-за проёма под выкатное поле, но и по причине размещения именно здесь 8 тысяч фанатских мест.
– Трибуна делается с запасом прочности в 30 процентов и выдержит, даже если фанаты начнут подпрыгивать или топать ногами, – обещает Александр Пташников. – Но думаю, что на новом стадионе даже буйные болельщики будут выражать эмоции посдержаннее. До строительства «Донбасс-Арены», например, болельщики «Шахтёра» считались самыми буйными на Украине, а сейчас ведут себя чинно. Причём порядок внутри донецкой чаши обеспечивает не милиция, а стюарды.
2013 год стал первым за последние 4 года периодом, когда на многострадальном объекте не случалось длительных простоев из-за проектировочных ошибок.
– В уходящем году общестроительная готовность «Зенит-Арены» поднялась с 35 до 50 процентов, а готовность гребенки всех трибун выросла сразу на 70 процентов – с 10 до 80, – отмечает Александр Пташников. – Подрядчики начали монтаж пилонов, которые будут удерживать конструкцию кровли, застелили поле бетонными плитами, чтобы тяжёлые краны и механизмы не продавливали фундамент, начали собирать кран грузоподъёмностью 750 тонн, с которого на 50-метровую высоту будут подниматься тяжёлые металлоконструкции кровли. В едином энергоцентре рабочие уже приступили к отделке, а в насыпном холме началось строительство технических и вспомогательных помещений.
В декабре 2013 года на стройплощадке на западной оконечности Крестовского острова трудятся 1500 человек, причём доля ИТР и охраны в этой массе составляет менее 10 процентов. Выдача рабочей документации с визой «в производство работ» и само строительство, как и все предыдущие годы, на петербургском футбольном объекте идут параллельно.
– По стационарной крыше рабочая документация сделана нами в полном объёме, – отмечает главный проектировщик «Зенит-Арены» Сергей Копыл. – Монтаж основных металлоконструкций крыши начнётся в марте 2014 года.
Позади южной трибуны за территорией стадиона ещё год назад выкопано «корыто» для просушки выкатного поля, однако механизмы для его передвижения до сих пор не смонтированы.
– К монтажу приступим в середине 2014 года, а то и позже, – объясняет Сергей Копыл. – Мы не спешим, так как технологии совершенствуются очень быстро. Такая же ситуация и с установкой видеоэкранов. На «Зенит-Арене» смонтируют два табло размером 10 на 30 метров. Сегодня есть смысл только спроектировать конструкции для их установки, а сам тип экрана и поставщика можно выбрать и за 6 месяцев до завершения строительства. Сейчас нужное «Зенит-Арене» табло с чёткостью, скажем, два на два пикселя стоит, к примеру, 50 миллионов рублей, а через год при лучшей чёткости этот экран будет стоить 25 миллионов.
В декабре 2013 года проектировщики приступили к разработке рабочей документации по самому сложному разделу – это инженерные сети. Требования не только ФИФА, но и РФС к такому оборудованию меняются чуть ли не ежегодно. Система распознавания лиц болельщиков, например, внедрена на европейских стадионах только в 2013 году, из-за чего пришлось корректировать технический раздел проекта «Зенит-Арены».