6 мин.

Навечно приклеенная картинка

Однажды Умберто получил письмо. Почтовая марка указывала на то, что пришло оно из Италии — его родной страны, которую талантливый инженер был вынужден покинуть. В 1957-м году он пересек Атлантический океан и поселился в Венесуэле.

Умберто был уволен с фабрики автомобильной компании Maserati в Модене после того, как его застукали с молодой девушкой, начальницей цеха, за пикантным занятием. Тогда он решил отправиться в Южную Америку, где начал работать на предприятии по сбору масла.

Как только Умберто открыл конверт, он понял, кто автор письма. Почерк и подпись были ему знакомы — Джузеппе, один из трех братьев Умберто. «Возвращайся в Италию. Ты нам нужен, — писал он. — Америка теперь здесь».

В то время Италия действительно была страной больших возможностей. В конце 50-х — начале 60-х старая страна переживала настоящий бум. Творились экономические чудеса. Жизнь была хороша. Бизнес — прибылен.

Семье Умберто принадлежал газетный киоск в Модене. Джузеппе и его брат Бенито работали там, и у них возникла идея. Множество людей покупали La Gazzetta dello Sport, чтобы почитать о футболе. Они постоянно говорили о нем, слушали в барах трансляции по радио. Так почему бы не попытаться  заработать на этом увлечении? — подумали братья.

Братья Панини

Модена. Газетный киоск братьев Панини (l’Agenzia Distribuzione Giornali Fratelli Panini)

Они решили выпустить альбом для наклеек. Первый выпуск — «Футболисты 1960-1961″ — так и не вышел в продажу. А вот к старту следующего сезона братья предложили покупателям альбом, на обложке которого красовался Нильс Лидхольм, звезда «Милана». Успех был феноменальным. Альбомы разметали в мгновение ока. Люди возвращались снова и снова, чтобы купить наклейки, стикеры.

Братья не могли справиться со спросом. Потому в 1964-году Джузеппе написал Умберто с просьбой помочь. Бенито занимался распространением, Франко стал администратором. Но им был необходим инженер. Умберто вернулся в Италию и создал Fifmatic — чудо техники, которое автоматически нарезало наклейки, перемешивало их и запаковывало в пакетики. Конкурировать с братьями теперь не мог никто.

Братья Панини

Коллекционирование как признание. Братья Панини известные собиральщики: семье принадлежит музей в котором собрана одна из самых полных экспозиций автомобилей Maserati. Первый автомобиль в коллекции Панини появился еще в 1926 году, а на сегодняшний день музей насчитывает 26 авто известной итальянской марки

Наверное, вы уже догадались, что речь идет об истории семьи Панини, которые считаются одними из величайших предпринимателей Италии ХХ-го века. Бизнес оставался семейным вплоть до 1988-го года, затем у компании сменилось множество владельцев, она даже принадлежала Marvel Entertainment Group*, но в 1999-м руководителями снова стали итальянцы. В прошлом году прибыль Панини составила 637 миллионов евро — продукция компании продавалась в 110 странах.

На прошлой неделе Умберто скончался. Ему было 83 года — он ушел в иной мир последним из братьев. Семья Панини оставила после себя огромное культурное наследие. Их фамилию знают по всему миру, но в Италии она стала нарицательным словом. По всей стране, в молельнях и на площадях, можно увидеть детей с пачками стикеров в руках. «Такой есть, этот тоже… А вот такого нет!». Эти слова прошли сквозь поколения и слышны до сих пор.

Panini calciatori

1960 год. Дети играю со стикерами «Panini» из коллекции «Calciatori». В начале 60-х годов Бенито и Джузеппе Панини, купили в Милане партию старых карточек, которые не были проданы миланской компанией «Nannina» и начали продавать их, поместив в упаковку. В каждом конверте было по две картинки, и стоил он 10 лир. Успех был ошеломляющим и абсолютно неожиданным — три миллиона проданных пакетиков! На следующий год братья Панини решили заняться выпуском собственных карточек и создали первый альбом для их коллекционирования. На этот раз было продано 15 миллионов. Так родилась коллекция «Calciatori» (Футболисты)

Заполнить страницу своей любимой команды — радость. Заполнить альбом целиком — настоящее счастье. Стремясь к этому, люди лучше узнавали футбол. «Благодаря Панини все знали наизусть запасных «Пизы», этой удивительной команды», — писал журналист Беппе Северньини в Il Corriere della Sera.

Полузащитник и капитан «Интера» Бруно Больки, наверное, больше известен тем, что был изображен на первом стикере Панини, чем чемпионством в сезоне 1962/1963. Некоторые футболисты стали называться Le Introvabili — «редкими». Например, защитник «Новары» Джованни Удовичич, бритоголовый с пышными усами, или либеро «Ювентуса» Эрнесто Кастано с Джанфранко Бедином, футболистом «Великого «Интера».

Первые карточки альбома Calciatore

Первые карточки альбома Calciatore

Известнее всех, впрочем, был вратарь «Аталанты» Пьерлуиджи Пидзабалла. Он был травмирован и не принял участие в фотосессии, когда Панини прислала своих фотографов в Бергамо накануне чемпионата 1963/1964. Альбом вышел в печать без Пьерлуиджи, и лишь через несколько месяцев была выпущена обновленная версия.

Старые стикеры Панини коллекционируют до сих пор. Конечно, тут нет эквивалентов бейсбольной карточке с Хонусом Вагнером, которую оценивают в три миллиона долларов. Но рекорд тоже выглядит достаточно впечатляюще — изображение бывшего нападающего «Падовы» Фаустино Гоффи было продано на eBay за 120 тысяч евро. В интернете можно найти полный альбом сезона 1961/1962 — он стоит 2500 евро.

Лица на наклейках менялись от сезона к сезону, а с ними стили футболок и причесок, но один футболист остается на обложке с 1965-го года. Это Карло Парола — двухкратный чемпион Италии в составе «Ювентуса». Впрочем, знаменит он не по этой причине. В матче с «Фиорентиной», 15-го января 1950-го года Пароле удался красивый удар ножницами через себя. Карло не забил — он выносил мяч из своей штрафной на 80-й минуте при счете 0:0 — но это выглядело очень эффектно.

Удар Карло Паролы - визитная карточка компании Panini

Визитная карточка. Защитник «Ювентуса» всегда придавал игре зрелищности, но именно после этого удара за Карло Паролой закрепилось прозвище Signor Rovesciata — синьор Через себя

Фотограф Коррадо Бьянки заснял момент, и это изображение стало символом альбомов Панини. Дизайнер Вайнер Ваккари лишь поменял форму, и Парола появился более чем на 200 миллионах обложек.

Панини не только занимается производством альбомов и стикеров. Эта компания учила людей футболу, рассказывала о современном обществе. «У нас был альбом, схема, лига, время стартового свистка. Если к вечеру субботы не удавалось узнать счет, то у тебя появлялась цель на воскресенье, — пишет Северньини. — Италия не была хуже, она была другой. И ее стоит помнить, ведь прошлое может многому нас научить».

Многие события не остаются в памяти — не то, что стикеры Панини, крепко приклеенные к страницам альбомов. Умберто и его братья ушли, но их изобретение до сих пор остается обязательной частью повседневной жизни итальянцев и вряд ли будет забыто.

По материалам зарубежной прессы Юрий Шевченко, специально для Calcio News.