Рэпер Баста: «В меня летели вилки, кухонный нож, потому что я один болел за «Ливерпуль», а все – за ЦСКА»
Василий Вакуленко, известный нам как Баста или Ноггано, предложил провести интервью у себя, на студии «Gazgolder», чтобы не отрываться от творческого процесса. В полумраке комнаты ярко горит экран компьютера, а на стенах висят футболки «Ливерпуля» с подписью на спине «Basta 161» и футболка омского «Авангарда», на которой красуется уже просто фамилия артиста.
– У меня этих футболок очень много. Времени все развесить не хватает. Хоккеисты сами их дарят мне. Я по городам летаю, на концерты постоянно спортсмены приходят, общаемся. Недавно вот в Ижевске хоккеисты пришли, говорят: «Васька, вот тебе подарок!». Мне, конечно, это все очень приятно, нравится c такими людьми общаться.
- Ты в курсе всех спортивных событий?
– Стараюсь быть в теме, но в пределах разумного. Я не начинаю день со спортивной газеты, в перерыве чемпионата не слежу, кто там куда переходит, как команды на сборах готовятся. А так я всегда был в теме. Раньше за «Ростсельмаш» болел, хотя и сейчас болею. Но я хочу, чтоб команде вернули старое название, именно «Ростсельмаш», а не «Ростов». Понимаешь, это история, это команда города, а ее взяли и переименовали. Вдобавок в команде нет своих игроков, из Ростова и окрестностей. Но это касается всего нашего футбола. И вот здесь мое мнение полностью идет вразрез с действительностью. Я за то, чтобы в «Ростове» играли ростовчане, за ЦСКА – люди относящиеся к армии, за «Крылья» – самарские воспитанники. Пусть тогда наш футбол потеряет в уровне мастерства, будет не таким интересным, хотя он и сейчас не сказать, что интересный, потому что тон задают легионеры, но это будет чисто наш футбол. Если такое произойдет в Ростове, я отвечаю, команда опять станет народной, ни на одном матче не будет свободных мест.
- Артем Дзюба в «Ростове» это плохо?
– Нет, Дзюба красавчик, сто процентов наш. У него и характер, и темперамент наш, южный. Хорошо, если идти на компромисс, то пусть в командах играют русские ребята из любых городов, я не имею в виду национальность, а по паспорту чтоб русский. А то у нас на любую команду посмотри – хорват, рядом нигериец, аргентинец и наших добавляют. Ассорти.
- В Ростове до недавних пор был еще один клуб.
– СКА крутейший клуб был. На него люди ходили, он занимал свою нишу, играл в своем дивизионе. Хотя как дерби в городе не воспринималось, хоть и две команды. Это был, в целом, ростовский футбол. Я, кстати, давно прибаливаю за коней. Точнее сочувствую ЦСКА, не жалею, а разделяю чувства. Исторически так сложилось. У меня три поколения военных в семье. У меня дедушка, когда в Москве учился в Академии Гражданской Обороны, гонял за хоккей с мячиком. У меня даже песня есть старая неизданная, но в интернете есть, называется «ЦСКА-Чемпион». Так что ЦСКА для меня не просто команда. Что хоккейная, что футбольная. Футбольная вообще в прошлом году выиграла все, что можно.
- Но Слуцкого все критиковали.
– Титулы! Вот ответ на все вопросы. Хороший тренер. Команда имеет свое лицо. Что касается критики, мне кажется, если ты пошел в тренеры, то надо быть готовым держать удар. А что в Англии тренеров не критикуют? Похлеще нашего! А Карпина не критикуют? Валерий звезда настоящая. Я на youtube постоянно видео с ним смотрю, как кусается с болельшиками, с журналистами. Это же вынос мозга! Крутейший мужик. Кстати, Слуцкий и Карпин, два неплохих тренера, причем российских.
- Не могу не спросить тебя про «Анжи».
– А что тут спрашивать? Классическая русская история, с чисто российским завершением. «Анжи» – это гипертрофированное футбольное явление. Пыльнули, привезли звезд, бам-бам – все закончилось. Это как в Москве ночной клуб открыть. Много шума, все говорят «вау». А потом только что-то не так пошло и все, финиш. Это неестественные для нас трансферы. Когда это все началось, я не мог поверить, думал фикция. Оказалось, что нет. Бабло побеждает все.
- Что чувствуешь, когда игроки корчатся от боли, в сравнении с хоккейными драками?
– Это ты говоришь об итальянском акробатическом футболе. Я итальянский футбол вообще смотреть не могу, ни минуты. Они такие актеры, хотя нет, каскадеры! Такое исполнять. Корчатся, валяются, спорят. Для меня пример бундеслига и английская лига. Вот где люди бьются до конца, настоящие мужчины. Здесь ни симуляций, ни подлости. Посмотри, как играет Руни! Хоть я и болею всей душой за «Ливерпуль», для меня Руни образец футболиста. Он пацан, боец, до потери пульса за команду. И Джеррард, конечно.
- Откуда пошла любовь к «Ливерпулю»?
– Давно уже, где-то с тех пор, как «Ростсельмаш» перестал был по-лютому народной командой. А «Ливер» это образец единения города и команды. Как там болеют, как команда умирает на поле. У меня когда был концерт в Лондоне, я специально поехал в Ливерпуль, посмотреть город. Я видел этот стадион. А знаешь что я там еще понял? Я ходил смотрел все вокруг, на эти лица, на город, на большой порт – ну это же вылитый Ростов! Я понял, что я дома! Я же и Джеррарда однажды живьем видел.
- В Англии?
– Нет. Я ездил в Донецк на Чемпионат Европы. Меня начали выселять из гостиницы, по причине того, что номера забронированы кем-то. Я спустился на ресепшн, хотел сначала поругаться немного, мол как так? А администратор мне говорит, что здесь будет жить сборная. А какая, не уточнила. И вот мы стоим, выясняем все это, я поворачиваю голову и заходит Джеррард и вся сборная Англии. Я чуть сознание не потерял.
- За кого болел в Суперкубке ЦСКА – «Ливерпуль»?
– Это было мясо! С друзьями смотрели матч в ресторане. 12 человек болело за коняшек и я один за Ливерпуль.
- ???
– Понимаешь, ЦСКА это у меня семейно так сложилось. А за «Ливер» я именно болею. Конфликт интересов. В меня кидали вилки, товарищ кинул даже столовый нож. Ну а как за них не болеть?! Вспомни тот финал Лиги Чемпионов в Стамбуле, это же полный... Это какая воля к победе, это какое мужество?! Только эта команда и могла так сыграть. Я вот сейчас это все вспоминаю, у меня аж мурашки по коже.
- Ты в твиттере глумился над Фернандо Торресом.
– Он когда ушел, я сразу все понял. Он нигде не заиграет так, как играл. «Ливерпуль» ему идеально подходил, это была его команда, его дом. Вот и Сиссе сейчас в «Кубани», и Торрес в «Челси» – подразвалились.
- Сам на спортивные мероприятия выбираешься?
– Вот недавно два раза на ЦСКА хоккейный ходил, Радул (Александр Радулов) приглашал. Мы общаемся, он просто как парень очень приятный. Это как раз тот человек, который олицетворяет собой спорт. Настоящий спорт – мужской, бескомпромиссный, без напыления и фарса. Вышел на лед и показал, что такое хоккей. А Даниил Марков? Это же легенда, чистая рок-н-роллщина. Мы с ним давние друзья, виделись недавно. Настоящий хоккеист, настоящий мужик. Прямой, со своей точкой зрения, бескомпромиссный. Это где-то ему вредит, но я испытываю к нему колоссальное уважение. У меня песня есть «Россия», хоккеисты ее слушали перед матчами на чемпионате мира, как-то она им помогает настроиться. Так вот мы клип даже сняли, там в кадре Даня Марков и Саша Овечкин. Сане большой респект, предложили сняться, он согласился. Сейчас эти кадры лежат у меня на студии, пока не публикуем, но со временем они приобретают еще большую ценность. Когда поймем, как все должно будет выглядеть, клип официально выйдет.
- Расскажи какую-нибудь историю о Маркове.
– Сборная должна была играть финал чемпионата мира. Мне Даня до финала сказал, что если выиграют, то после матча подъедет к камере и покажет определнный жест рукой для меня. Я этот финал смотрел с друзьями в ресторане гостиницы «Турист» в Ростове-на-Дону. Парням говорю: «Мне Даня обещал жест сделать, если выиграют». Они мне в ответ начали говорить, мол да кто там тебе чего обещал, что ты лечишь, успокойся! Ну, все, сборная выигрывает, матч окончен, у меня от радости и так разрыв сердца. А все теперь ждут сидят – покажет Даня жест или нет. А там на льду какая-то суета началась, к церемонии все подготавливают, хоккеисты обнимаются, интервью и так далее. Я уже и сам успел подрастроиться, но тут Даня подъезжает к камере и делает обещанный жест. Вот это круто было.
- Ты сам болельщико. Как относишься к фанатской деятельности?
– Я поддерживаю хулиганские движения, весь этот околофутбол. Мне это симпатично, реально, потому что воспитывает. Люди считают себя физическими подготовленными, это честные поединки на кулаках, без какой-либо подлости. Я же и сам раньше несколько раз гонял на выезды за «Ростсельмаш». Сейчас знаю много хулиганов ЦСКА, «Спартака». Это взрослые серьезные люди, успешные. Просто у них есть еще и вот такое занятие.
- Власти обвиняют фанатов в погромах в Бирюлево. До этого была Манежная площадь.
– Это очень щепетильная тема. Нужно понимать, что везде есть провокаторы. И в той же фанатской среде есть и ультрасы, и даже правые. Но то, что было в Бирюлево, это вряд ли можно назвать бестолковым дебошем. Это народное негодование, от упущения, от беззакония, которое допускает власть. Там были же и обычные взрослые люди, но большинство ,конечно, было фанатов. Это движение сейчас имеет реальную силу и не считаться с ним нельзя. Власть это прекрасно понимает.
- С фанатами стали бороться еще и на трибунах, запрещая матерные слова.
– Я за свободное боление. Только так и по-другому не может быть. Не смогут они контролировать это все. Наоборот будет свой шарм нарушить установленные правила, будут материться. Давайте не будем играть в таких образцовых, правильных, ведь то, как люди ведут себя на трибунах – это отражение нашей российской жизни. Так мы любим футбол, так мы им болеем.
- Ты пойдешь со своей дочкой на трибуны, где мата больше, чем самого футбола?
– Сто процентов пойду. Сейчас она подрастет немного, будет лет 5-6 и обязательно пойдем на футбол. Как будто без футбола дети мат никогда не узнают. Да почти каждый ребенок в 7 лет знает уже достаточно известных слов. Можно называть болельщиков как угодно: фанаты, хулиганы, ультрасы, что у большинства плохое образование. Но на трибунах сидят люди разных слоев населения и все вместе переживают за одну команду, кричат одни кричалки.
- В прошлом году фанаты даже бросили петарду в Антона Шунина.
– Бывает. У меня на концерте в Набережных Челнах был тоже интересный случай. Из толпы на сцену запрыгивает паренек с боку от меня и замахивается кулаком мне в голову. А я же свои песни наизусть не знаю, память плохая, поэтому читаю текст с бумажки в темном клубе, еще и в очках темных, поэтому увидел его в самый последний момент. Слава Богу, ростовская школа, я успел увернуться. Потом паренька там, кончено, обычные люди из толпы подкошмарили. Прошло после это уже много времени, я давно про это забыл, иду как-то в Москве на студию, мне звонит охранник и говорит, что у дверей студии меня с 8 утра ждет какой-то человек. Я подхожу, стоит какой-то парень, я его не узнал. А оказалось, что это он. Начал: «Василий Михайлович, извините, пожалуйста. Не знаю, что на меня нашло». Я ответил: «С Богом. Сам такой был».
- Чего ждать от Олимпиады?
– Похоже, народ в нашей стране больше сосредоточен на критике организации Олимпиады, а не на самих соревнованиях. Когда я был последний раз в Сочи, картина города была, мягко скажем, волнительная. Ад конечно, что для местных жителей жизнь будет чуть ли не парализована. С другой стороны, хорошая плата за это – та инфраструктура, которая остается в городе. Плюс – это всякие заработки с туристов: общепит, сувениры. Я надеюсь, что успеют все построить, подкрасить. А от сборной, общей сборной, одного – чтобы наши спортсмены вернули нас на вершину мирового спорта. За хоккей я не переживаю, я верю в парней и буду больше всего болеть именно за них. Очень хочется, чтобы они взяли золото.
- Твой второй герой, помимо Басты, полностью именутся – комментатор Ноггано. Хотел бы попробовать себя в спортивном комментарии?
– У меня плохая память, я не понимаю, как комментаторы запоминают всех этих игроков, расстановки, тактики. Порой матч смотришь, они нереально быстро все говорят и в тему. Рассуждают, что там: «На поле вышел тот-то вместо того-то. А это значит, что сейчас линия обороны перестроится так-то, а значит в атаку передвинется вот этот и во втором тайме мы увидим совсем другой «Милан». Это как так можно все знать? Мне очень нравится Василий Уткин, разрывной тип! Еще на приставке когда играю в футбол, кайфую от записанных семплов Василия Соловьева. Мы как-то виделись давно уже, я ему сказал, что вот это фраза в игре, при ударе от ворот: «Если бы у мяча были глаза, он бы сейчас увидел все поле», настоящий хит!
А если бы я сам комментировал на ТВ, мой комментарий был бы простой – блондин обвел, ударил, гол. В узком кругу друзей я, конечно, могу такое вытворять. У меня же рот не закрывается. Я молча смотрю только кино. Если в компании смотрим, я начинаю такие кричалки орать. Я сам много кричалок придумал про ЦСКА. Если бы о них узнали армейские фанаты, они бы их каждый матч повторяли. Когда в компании комментирую, люди знают, что со мной невозможно, говорят мне: «Вася, заткнись! Вася заткнись! Ну, заткнись, пожалуйста».
- Ты много гастролируешь. Какой выезд запомнился?
– О, это Пенза однозначно! Было что-то. Концерт был в клубе, мы закончили программу, заходим в гримерку, собираемся потихоньку. Тут резко раскрывается дверь, залетают маски-шоу с автоматами и криками: «Госнаркоконтроль! Всем не двигаться!». Я-то давно знаю правила этой игры и не понаслышке, сразу сел на пол. Потом зашли уже оперативники. Я понимаю, о чем речь идет, говорю: ребят, я за своих парней уверен и как бы вы не искали, ничего не найдете. Хотите обыщите все вещи, возьмите у нас любые анализы, хоть 10 литров крови, хоть мочи, хоть ведерко кала – ничего не найдете! Нас повезли в отделение, продержали 5,5 часов. Молодой оперативник, который руководил операцией, был в бешенстве. Такие операции – это же финансовые затраты для органов, а он уже думал, что чуть ли не наркотраффик поймал. Ходил, не унимался: «Ну что ты Васька, ну все же все знают, ну признайся, потом же легче будет». А я смеюсь, и говорю ему: «Ну отпусти, а?! Сам же понимаешь, карьерного роста у тебя не будет, провалил ты операцию. Хотел бы быть подозреваемым твоим, но не подхожу, сорри. Не твой день». Взяли отпечатки не пальцев, а ладони. Потом уже звонил нашим менеджерам начальник управления, просил, чтоб мы на своем сайте написали, что всех отпустили, что все здоровы и все хорошо. А то у них кипеш, весь город звонит, беспокоится...
Есть только одна команда и имя ей - "Ливерпуль"