Так закалялась сталь
В начале нашего разговора Райан Гиггз вздрагивает, вспоминая былые дни. Место, где для него все началось – тренировочная база «Клифф». В его ушах все так же отчетливо звучит зычный голос Петера Шмейхеля…
«Я должен был накачивать мячи, – рассказывает легендарный игрок «Юнайтед», которому 29 ноября исполняется 40 лет. – Это была одна из моих обязанностей. Если у нас намечалась отработка ударов с участием Петера Шмейхеля, и мячи вдруг начинали менять траекторию полета из-за того, что были накачаны недостаточно хорошо, они могли оказаться в протекавшей рядом реке или на поле позади тренировочной базы. Он просто выбивал их подальше, а затем начинал кричать: «Кто накачивал мячи?!». И тогда мне приходилось идти и приносить их обратно, куда бы они ни улетали. Правда, для новичка это был хороший урок, и после этого ты уже обязательно проверял, хорошо ли накачаны мячи».
«Юнайтед» покинул «Клифф» в 2000 году и перебрался в современный тренировочный центр в Каррингтоне, однако важность той базы для команды нельзя переценить. Именно там выросли знаменитые «Малыши Басби», непобедимая команда-завоевательница Кубка европейских чемпионов 1968 года с участием Беста, Лоу и Чарльтона, а также звездный выпуск 1992 года.
Мы встретились с Райаном в шикарном манчестерском отеле, чтобы обсудить «Класс 92» – фильм о том путешествии, которое он, Дэвид Бекхэм, Пол Скоулз, Ники Батт и братья Невиллы прошли за годы, проведенные в «Юнайтед», превратившись из победителей молодежного Кубка Англии в героев Лиги чемпионов. Вполне понятно, что Гиггза охватило чувство ностальгии.
«Было приятно вспомнить все это, вернуться назад к тем событиям, – признается он. – Это действительно доставило мне удовольствие. Мы вернулись на старую тренировочную площадку, собрались там все вместе, вспомнили старые шутки и забавные происшествия. Казалось, мы никогда не покидали то место».
Карьера Гиггза охватывает три декады. На его счету 953 матча и 13 титулов Премьер Лиги, но все это зарождалось в те судьбоносные дни в Солфорде, когда формировался характер будущей звезды, и Райан вместе со своими «братьями по оружию» учился жизни и футболу.
Столь ли необходимо современным воспитанникам академий делать ту черную работу, которую выполнял Гиггз и другие молодые игроки во времена своего ученичества? Райан, который знает обе стороны этой медали, не уверен.
«Думаю, если спросить игроков моего поколения, большинство из них выступят в поддержку возобновления подобной практики, – соглашается Гиггз. – Это повышало дисциплину, формировало какое-то подобие трудовой этики и распаляло страсть к успеху. Ты усердно работал, чтобы полностью раскрыть свой потенциал. «Клифф» полон разных историй. Мы приходили на базу в 8 утра и покидали ее в 5 или 6 вечера. Мы тренировались утром и после полудня, а затем отправлялись исполнять свою работу: накачивали мячи, убирались в раздевалке, полировали бутсы и так далее. Уборка раздевалки и чистка обуви – все это в прошлом. Если бы это было не так, вы бы уже об этом узнали».
«Нашей целью была возможность попасть в раздевалку первой команды. У нас было много вспыльчивых игроков: Шмейхель, Инс, Кин. Если ты их подводил, они тебе об этом сообщали самым непосредственным образом. Тем не менее, они всегда подталкивали нас в верном направлении, и все, что они делали, было во благо. Это была тяжелая школа, но ты знал, что если пройдешь ее, то сможешь противостоять любым невзгодам. Забыть выученные уроки было просто невозможно».
Для того, чтобы понять, как долго играет Гиггз, достаточно посмотреть вступительные титры к фильму «Класс 92». Кинохроника повествует о подготовке Джона Мейджора к очередному сроку на посту премьер-министра, рассказе Королевы о своем «annus horribilis» (лат. «ужасный год») и последствиях теракта ИРА в центре Манчестера. Прошло уже 20 лет, а Райан все еще выходит на поле. В среду вечером в победном поединке с леверкузенским «Байером» он пробежал 10 916 метров.
Опыт – вот ключевое слово. Гиггз – это связь между славным прошлым и дивным новым будущим «Юнайтед». Этот человек, воспитанный по канонам старой школы, который, тем не менее, знает, насколько это важно – меняться с течением времени и следовать новым игровым тенденциям.
Дэвид Мойес поступил очень дальновидно, доверив Гиггзу ту роль, которую Райан играет в данный момент.
«Это часть моей работы, – подтверждает валлиец. – Я должен сделать так, чтобы юные игроки в молодежной команде хорошо усвоили, что собой представляет «Юнайтед». Они должны знать об истории клуба и его традициях. Если кто-то из молодежи начинает задаваться, его быстро спускают с небес на землю. Если же у ребят возникают проблемы, мы стараемся помочь им все решить».
Когда придет время, юным воспитанникам «Юнайтед» достанется превосходный наставник, однако в данный момент Гиггз все еще продолжает мыслить, как игрок, и о завершении футбольной карьеры речь даже не идет. Сейчас главная задача команды – подготовка к матчу против «Тоттенхэма», однако прежде Райану придется выдержать еще одно «испытание» – день рождения.
«Класс 92» повествует о том, что Гиггз подходил к командным обрядам посвящения с изрядной долей озорства, и вполне может статься, что в день рождения он отведает собственную пилюлю.
«Этот день рождения ничем не отличается от других, – признается Райан, страдальчески улыбаясь. – Уверен, что ребята мне что-то устроят. Я не хотел делать из этого шумиху, но это оказалось просто невозможно!»
«Боюсь ли я этой цифры? Что ж, мне просто нужно ее принять, не так ли? Беспокоиться по этому поводу просто бессмысленно. Для меня ничего не изменилось, и я все еще наслаждаюсь игрой. Мне нравится тренироваться. Как только это чувство исчезнет, я завершу карьеру. Все очень просто. Безусловно, с уходом сэра Алекса все сильно изменилось, но мне это нравится. Я доволен своими тренерскими обязанностями. Дэвид – отличный тренер».
«Да, это знаменательный день рождения, но мои мысли он будет занимать недолго. Сумасшедшего празднования не будет. Я всегда стараюсь смотреть только вперед».
И именно поэтому Райан Гиггз остается на вершине так долго.