Парма: Джалоблу или все-таки Крестоносцы?
Напомним, что дебют в Серии А для скромной команды из Эмилии-Романьи пришелся на 9-ое сентября 1990-года. Однако в истории Дукали есть еще одно важное событие, связанное именно с 9-ым сентября - в этот теплый осенний день 1998-го года футболисты Пармы впервые вышли на поле в форме, которой было суждено стать одной из самых узнаваемых в европейском футболе на рубеже второго тысячелетия. В рамках розыгрыша Кубка Италии Крестоносцы дома принимали Дженоа и легко разделались с гостями, оформив в ворота генуэзсцев три безответных мяча -голы за хозяев забивали Ален Богоссян, Абель Бальбо и Эрнан Креспо.
Дизайн новой формы Дукали был напрямую продиктован менеджерами главного спонсора командыконцерна Пармалат, которые таким образом хотели рекламировать бренд своей компании (и надо сказать, в определенной степени им это удалось). Справедливости ради стоит отметить, что желтый и синий цвета отнюдь не чужды Дукали. Именно эти два цвета присутствуют и на гербе Пармского герцогства, и на флаге города Парма, а руководство клуба начало использовать подобное сочетание еще в пятидесятые годы.
Однако болельщикам такое нововведение пришлось явно не по душе, и они начали открыто выражать свое недовольство. Все дело в том, что поклонники Пармы желали вернуться к традиционной расцветке, в которой в свое выступали еще игроки футбольного клуба Верди. К тому времени классическая расцветка, получившая название "Черный крест" - белая футболка с черным крестом посредине - в последний раз использовалась в сезоне 1982/1983. Тифози Крестоносцев в борьбе за возвращение к традициям не останавливались и провели несколько акций на Эннио Тардини, но что еще более важно, к протесту подключились и некоторые из футболистов!
Самый известный случай произошел 6-го января 1999-го года: после минимальной домашней победы на миланским Интером Энрико Кьеза и Авель Бальбо во время празднования надели белые футболки с черным крестом. Такой неожиданный жест со стороны своих кумиров был с восхищением принят местными болельщиками.
Казалось, что под таким давлением со стороны общественности руководство Пармы сдастся, но "Черный крест" в качестве первого комплекта амуниции вернулся только лишь в сезоне 2004/2005 (справедливости ради стоит сказать, что крест был не черным, а синим). С тех пор различные вариации классической расцветки неизменно являются первой формой для клуба из города Верди.
Трудно поспорить с тем, что форма с желтыми и синими горизонтальными полосами и по сей день является визитной карточкой Пармы - тем визуальным образом, который прочно засел в памяти у футбольных болельщиков. Большие группы юных и просто ностальгирующих поклонников Крестоносцев ратуют за возвращение именно той - "победной" - формы, но все прекрасно понимают, что успех Парме принесли не желтый и синий цвета, а многомиллионные вливания спонсоров.
Извечный вопрос: придерживаться традиций или отдать дань моде? Нынешний босс Пармы Томмазо Гирарди больше доверяет столетней истории клуба, нежели лихим 90-ым, которые хоть и принесли скромной провинциальной команде мировую славу, но вместе с тем едва не погубили сам клуб.