Пильгуй: «Песьяков или Ребров? Оставьте право выбора тренерам»
Кто будет защищать ворота «Спартака» в главном дерби страны: Сергей Песьяков или Артем Ребров? Ответ на этот вопрос наверняка волнует сейчас многих болельщиков красно-белых. И вряд ли стопроцентный ответ есть уже у тренерского штаба «Спартака». Все-таки любая встреча с ЦСКА – это для спартаковцев игра с особым психологическим подтекстом. Впрочем, мой собеседник, известный в прошлом вратарь, мастер спорта международного класса Владимир Пильгуй, склонен не драматизировать ситуацию. Хотя и согласен, что этот выбор на сегодняшний день еще не сделан.
- Владимир Михайлович, вы ведь не только защищали ворота многих клубов и сборных страны, но и успели поработать тренером вратарей. Скажите, насколько серьезна нынешняя проблема выбора для тренерского штаба «Спартака»?
- Да знаете, я-то как раз большой проблемы здесь не вижу.
- Почему?
- Потому что, на мой взгляд, тут, прежде всего, надо исходить из того, что показывают тренировки. И Песьякова, и Реброва каждый день видят в работе и тренер вратарей Валерий Клеймёнов, и главный тренер Валерий Карпин. Они видят, анализируют, и, надеюсь, правильно понимают состояние своих вратарей. Что у них получается, как получается, и что – нет. Опытный наметанный тренерский глаз видит все нюансы, исходя из которых, потом и будет сделан выбор. А метания по поводу того, что у нас, мол, есть один, второй, третий вратари и все они – ребята хорошие… Это, скорее все надуманно. Играть должен тот, кто на конкретный день находится в лучшем состоянии. В психологическом, физическом, в каком угодно… И еще. Если главный тренер Карпин полностью доверяет тренеру вратарей Клеймёнову, то он должен учитывать его мнение. Хотя, мне кажется, что Карпин все-таки в данном случае больше рассчитывает на себя, чем на кого-то еще. Он и будет определять, на кого падет выбор: на Песьякова или Реброва. Те вратари, которые были в этой шкуре, состояние и того, и другого человека увидят быстро. Клеймёнов как раз из породы людей, которые сами на себе испытали все вратарские перипетии или нюансы, о которых сейчас даже бесполезно говорить. Это исключительно рабочие моменты. Поэтому, кому как не ему делать выбор?
- В вашей долгой вратарской карьере были такие моменты, дни, когда вы накануне игры вдруг начинали чувствовать не то, чтобы мандраж, а просто не лучшее свое состояние? И, видел ли это ваш тренер?
- Были, конечно, такие моменты. Почему они случались, сказать тяжело. Может, накапливалась психологическая усталость, может физическое состояние на тот момент становилось не очень хорошим. Для меня был, например, такой показатель своего состояния: обычно перед игрой мы обедаем и ложимся спать. На часик-полтора. Перед установкой. И, если я засыпаю нормально, просыпаюсь в определенное время – значит все хорошо. А. если сон не идет, значит что-то не так.
- И вы рассказывали о своем состоянии тренерам?
- Нет, тренерам я ничего не говорил. Это я скорее определял для себя. То есть, я чувствовал сигнал, который как бы давал мне понять: на тренировках все надо делать более концентрированно.
- То есть, тренер мог и не почувствовать, что у вас что-то не так?
- Да тренер все видит по тренировкам. Вот поэтому я и понимал, что в этот раз все надо было делать еще более внимательнее, что ли. Хотя, в наше время никаких тренеров вратарей вообще не было. Это раз. И во-вторых. У нас обычно, если главный тренер упирался в какую-то вратарскую кандидатуру, то он его и ставил до упора. Пока тот не напортачит… Как примерно и было в случае с Песьяковым. Ведь с начала чемпионата ставили только его, а после поражения от «Локомотива» было принято другое решение: в игре с «Зенитом» мы увидели Реброва.
- Как вы относитесь к практике ротации вратарей? В этом матче играет один, в следующем – другой. По очереди.
- Я против этого.
- Почему?
- Понимаете, когда человек играет постоянно, он соответственно находится в определенном игровом тонусе. А когда этот тонус сбивается, необходимо время, чтобы опять войти в прежний режим.
- Получается, что у Песьякова, пропустившего матч с «Зенитом», этот тонус сейчас более занижен. А Ребров, наоборот, в тонусе?
- Наверное. Но, опять-таки, это все надо видеть в ходе тренировок. Мы же сейчас просто рассуждаем с вами. И помним, что Ребров очень хорошо отыграл матч с «Зенитом».
- Но сам он считает, что в обоих голах мог бы и выручить команду.
- Это правильно, потому что вратарь всегда ищет после матча, когда и в каких ситуациях мог бы вручить. Но дело даже не в этом. Ребров развернул игру. Ведь до момента с пенальти, «Спартак» проигрывал вчистую. А, когда он взял пенальти, вдобавок ко всему у спартаковцев пошел и фарт. Который, к слову, отвернулся от «Зенита».
- И все-таки, Карпин все время доверял Песьякову и этого не скрывал. Какое решение, на ваш взгляд, он примет сейчас? Вернет ли его в ворота?
- Мне кажется, что с психологической точки зрения сейчас нет смысла что-то менять. Сыграл Ребров хорошо, был на подъеме – чего еще выдумывать? От добра-добра не ищут. Другое дело, повторяю, что есть предигровая разминка, тренировка. Опять-таки перед матчем, тем более таким важным. И тут, либо у человека все получается, либо все из рук валится.
- И все-таки я считаю, что выбор вратаря на матч с ЦСКА – это для Карпина серьезная головная боль. Выдержит ли Ребров два подряд таких труднейших поединка? С другой стороны – поставит Песьякова, а тот вдруг допустит какую-то серьезную ошибку.
- Да, я представляю, что тогда скажут ему различные критики, и болельщики. Только что прочитал в интернете интервью с известным актером Дмитрием Назаровым, болельщиком «Спартака». И он там рассуждает на тему того, что после удачного матча с «Зенитом», следующий для Реброва может стать чуть ли не провальным. Он сравнивает эту возможную ситуацию с тем, что подчас происходит в актерской жизни. Премьера идет на кураже, а следующий спектакль человек проваливает. Но, мне кажется, что эта параллель все-таки неправильна и не совсем корректна по отношению к футболу. Также, к слову, я не согласен и с его мнением по игре Игоря Акинфеева, который вроде как деградирует. Ничего подобного. Далеко не каждый вратарь выдержит ту многолетнюю психологическую и физическую нагрузку, которая свалилась на Игоря, постоянно выступающего и за ЦСКА, и за сборную страны. Но и в клубе, и в сборной тренеры ему продолжают доверять. Вот поэтому я и говорю: последнее слово в выборе своего вратаря на матч с армейцами остается за тренерами «Спартака».
Иногда и в прямом смысле по очереди играли, через матч стояли, если мне память не изменяет.