Дмитрий Лихтарович: «У моей жены тоже десять чемпионств»
— В вашем доме есть место, где вы храните все свои награды?
— Есть небольшая полочка. Правда, жена грозится сделать что-то посерьезнее… А вообще, такого, чтобы все награды находились в одном месте, нет. Некоторые вещи лежат в одной стороне, какие-то — в другой... Да и в глаза не бросается. Если не войдешь в зал, то и не увидишь ничего. И вообще, зачем нужно, чтобы это все бросалось в глаза :)?
— А как это «что-то посерьезнее»?
— Ну, не знаю… Наверное, супруга хочет собрать конструкцию, конкретно предназначенную под медали…
— Доска почета?
— Ну, не так. Может, я переборщил со словом «посерьезнее». К тому же у меня нет такого количества медалей и грамот, чтобы заполнять ими, допустим, всю комнату :).
— Существует регистр ваших наград?
— Да нет… Первое время, может, я и вел подсчет. Но потом забросил.
— В какой период?
— Я уже не помню :).
— Окей. Как жена относится к вашей футбольной занятости?
— Отлично относится. Поддерживает, переживает. Старается посещать все домашние матчи и те, которые проводятся в Минске. Понятно, в Брест, Гомель, Гродно не выезжает… Знаете, на самом деле мне очень приятно, что мы вместе с самого начала моей карьеры, что мы вместе прошли все это. То есть у моей жены тоже десять чемпионств :).
— А как начинались ваши отношения?
— Мы жили в одном доме, через подъезд. Учились в разных школах. Я — в спортивном интернате. Она — в гимназии с каким-то уклоном… Может, химбио… Поступала-то в медицинское училище. Успешно, кстати. Общаться начали в 16 лет, в 18 поженились.
— Чем сейчас занимается ваша супруга?
— Пока ничем. Вот недавно уволилась. После медучилища она получала еще одно образование — детского психолога. А работала менеджером по подбору персонала в какой-то фирме.
— Как жена вас поддерживает?
— Чего-то радикального нет. Она более сдержанная.
— По степени сдержанности вы находитесь на одном уровне?
— Нет. Думаю, она поэмоциональнее. Мне кажется, два флегматика в семье — это перебор :).
— Вы всегда были таким?
— Не знаю… Наверное, да…
— Весь такой скромный, но при этом однажды снялись в рекламе Velcom…
— Я, конечно, был против…
— Почему «конечно»?
— Я непубличный человек.
— Как футболист может быть непубличным человеком?
— Значит, есть и такая категория игроков :)… В общем, мне объяснили, что у клуба налажено сотрудничество с Velcom. А значит, просьбы партнеров нужно удовлетворять. Я даже не представлял, что из всего этого выйдет. Думал, может, текст нужно будет надиктовать. В итоге же приехал на какую-то квартиру. Наверное, офис людей, которые занимались организацией съемок. Меня загримировали. Минут 20 понадобилось. Потом начались съемки. Может, получасовые… Ребята потом подтрунивали, что вся моя семья стала пользоваться бесплатными услугами от Velcom, но это не так. Плачу, к сожалению, до сих пор :).
— Съемки были бесплатными?
— Естественно. В принципе, мне понравилось. Но не думаю, что я еще когда-нибудь повторю этот опыт.
— И все-таки, скромность и спокойствие всегда характеризовали вас?
— Может, в молодости был поактивнее, поживее. По крайне мере в жизни я стараюсь быть спокойным. Хотя иногда могу вспылить. Всякое бывает.
— Когда вы не сдержались в последний раз?
— Не вспомню, наверное… Понятное дело, за рулем могу дать эмоцию. Кто-то подрезал, кто-то еще как-то нервы попортил, вот я и ругаюсь.
— Матом?
— Конечно. Как и все нормальные люди :)… Но меня быстро отпускает.
— Как партнеры относятся к вашей флегматичности?
— Нормально. К тому же они видят меня разным… Я же не всегда спокойный-спокойный. Где-то могу пошутить, где-то посмеяться — над кем-нибудь или над собой… У нас ведь в команде есть Егор Филипенко. Юморит очень качественно… Еще Дима Бага. Правда, он сейчас не в самом довольном состоянии. Димка и Тема Концевой играют в КХЛ fantasy. Недавно Артем наконец-то опередил Диму в общем зачете. Бага расстроился :).
— Говорят, над вами любил пошутить Филипп Рудик?
— Не то чтобы пошутить. Просто однажды Фил смотрел-смотрел на меня и выдал: «Как можно так играть внешней стороной стопы?! Это ж, наверное, только если правую бутсу одеть на левую ногу, а левую — на правую!» В итоге Рудик натянул на ноги обувь таким образом. Мы с ребятами посмеялись… Но я на все это очень хорошо реагирую.
— И потом долго и громко смеетесь.
— Бывает и такое… Но это неправда, будто я могу минут 10-15 смеяться. Отреагировал на несколько секунд — и хорош. Правда, некоторым ребята нравится, как я смеюсь. Сперва им весело, потому что шутка была хорошей, затем — потому что я начал смеяться :).
— Вспомните самого веселого партнера за время своей карьеры?
— Наверное, все-таки Филипенко... В плане количества произнесенных за день слов его вряд ли кто-то обойдет в нашем футболе. Бывает, конечно, что у Егора рот закрыт. Наверное, из-за плохого настроения. А, может, устал. И когда Филипенко долго молчит, все ребята начинают задавать ему вопрос: «Что случилось?» Молчание — необычное состояние Егора... Привычная картина выглядит так: едет автобус, играет музыка, поверх нее слышится голос Филипенко :). Но это после игр. До матча все спокойны. Все настраиваются.
— Как настраиваетесь вы?
— Анализирую, как хотелось бы сыграть в том или ином эпизоде. Представляю какие-то ситуации. Понятно, все повороты матча нельзя предусмотреть, но все же… Я постоянно думаю о том, как лучше начать атаку, как подстраховать партнера… И так перед каждым матчем. Все же каждый последующий не похож на предыдущий.
— Приметы у вас есть?
— Желательно не бриться до игры. Получается так, если матч состоялся в воскресенье, стараюсь побриться в понедельник. Самое позднее — во вторник. После бывает просто лень бриться :).
— Ступаете на газон с правой ноги.
— Нет. Стараюсь с двух.
— Это как?
— Ну, перед линией поля подпрыгиваю, чтобы ступить на него обоими подошвами. Это у меня уже на автомате получается.
— От каких-то примет вы уже отказались?
— Наверное, ничего подобного со мной не случалось… Щиткам моим, кстати, лет пять уже. Не меняю. Хотя давно существуют модели покомфортнее, но нынешние щитки я не трогаю… Видимо, мне просто не особо доставалось. Просто бывает, что в ногу так въезжают, что щитки тут же трескаются.
***
— Это правда, что вы очень дружны с Александром Юревичем?
— Да. На отдых ездили пару раз вместе. Прекрасно общаемся.
— Александр — тоже флегматик?
— Мне кажется, Саша еще спокойнее меня :).
— Это возможно?
— Получается, да :). Саша на самом деле интереснейший собеседник. Он очень любит порассуждать. При этом дает высказаться собеседнику. Но Юревичу, бывает, интересно спорить. От настроения зависит. Саша читает много. На сборах, в поездках — постоянно с книгой.
— А вы что читаете?
— Ничего. Это, конечно, минус, но что поделать... Правда, про автомобили люблю читать. Нет, я не фанат. Просто интересуюсь. Могу в интернете что-то посмотреть. Характеристики люблю изучать, отзывы читать. Это действительно интересно.
— Сколько вашей нынешней машине?
— В следующем марте исполнится четыре года, как на ней езжу.
— Много машин сменили за карьеру?
— Сейчас скажу… Эта пятая. Первым моим автомобилем был Volkswagen Golf… В 1998-м купил. Совпало с чемпионством «Днепра». Правда, машину я приобрел чуть раньше. Потом был Nissan Primera. Потом Mercedes C-класса. Потом еще Mercedes C-класса, только новее. И вот сейчас Volvo XC90... Все машину у меня были подержанными. Из салона ничего не брал… С последним «мерсом» очень сильно намучался, вот и решил сменить. То одно полетит, то второе — надоело ремонтировать. К тому же ремонт — дело недешевое… Хотя у нас сейчас мало чего дешевого вокруг, если так разобраться.
— Вспомните автомобильную историю?
— Все тот же Mercedes C-класса, с которым я намучался. Опаздывал на тренировку. Ехал из Могилева в Борисов. Снег пошел сильный. Дорогу замело. И что-то у меня под капотом случилось. Как раз решил пойти на обгон. Машину стало так крутить, что я уже ничего не мог поделать. Чудом она сползла в кювет. Может, не случись снега, перевернулась бы. В итоге я остановился в полуметре от дерева. Честно признаться, готовился к очень серьезному удару. Хотя в голове особых мыслей не было. Даже испугаться не успел. Вышел из машины. Потом вернулся. Она, ясное дело, с первого раза не завелась. Благо, мимо ехала легковушка на могилевских номерах. Парень предложил помощь. Но его Audi меня вытащить не смогла. Потом заплатил немножко мимо проезжающему трактористу. Выполз как-то.
— На тренировку успели?
— По-моему, да. Но оставшуюся часть пути ехал намного тише :).
— Какой вы водитель?
— По настроению и обстоятельствам. По трассе стараюсь больше 110 не ездить. По молодости всякое бывало, но теперь нет. Как-то разогнал «мерса» до 200. По дороге из Минска в Могилев. Прикольно было. Секунд 20. Но потом стало страшно, сбавил скорость.
— Раз уж вы про Могилев вспомнили, давайте поговорим о «Днепре».
— Давайте.
— Первую тренировку помните?
— Нет. Это было очень давно... Лет с 15 меня начали привлекать на двухсторонки. Интересно получалось. У меня — могилевского ребенка, который посещал стадион, — была мечта стать игроком «Днепра». И вот она исполнилась… Помню, был очень счастлив. Помню, что отношения в коллективе раньше были пожестче. То есть ты не мог первым зайти в столовую. Должен был пропустить старших в душ… Про сетки с мячами даже не говорю. Помню, если на тренировках команда молодых побеждала, тренер давал время старикам отыграться. Тогда это нормально расценивалось. Конечно, бывало, приходилось терпеть пихач. Но, думаю, это пошло мне на пользу.
— А вы какой старик?
— Какой я старик :)? Никакой, я бы сказал. Малых не гоняю по большей части. Может, разве что на поле. А в быту… Не приходилось. К тому же теперь поколение совсем другое.
— Чего вам не хватает из времен вашей молодости?
— Какого-то уважения к старшим.
— Вы чувствуете его недостаток в БАТЭ?
— Нет. Просто молодость вспомнил. Не говорю, что за кем-то нужно сумки носить или еще что-то делать, но в плане элементарного уважения молодым можно прибавить.
— И кто в команде воспитывает молодежь, если вы от этой обязанности отказались?
— В первую очередь тренер… Виктор Гончаренко говорил нам с Сашей Юревичем, чтобы мы старались ему помогать с молодыми. Но кто нас станет слушать? Другое поколение… Да и пихать нужно, будучи стопроцентно правым и способным действовать без изъянов… Вот зачем пихать младшему за обрез, если через три дня ты сам можешь организовать такой же привоз?
— Как давно вам перестали пихать?
— Наверное, не перестали. Михалыч мне уже пять лет вспоминает один и тот же эпизод :).
— Какой?
— В 2008-м проиграли «Зениту». Подавали с углового. Я был на подборе. Пошел в борьбу с Аршавиным. Я-то повыше. Потому думал, что выиграю эпизод. Но Аршавин оказался в той борьбе лучше. Пошла контратака, и нам забили. Вот Михалыч и вспоминает мне постоянно, что не сфолил в том эпизоде. На протяжении пяти лет слышу критику :).
— А критика партнеров?
— Возможно. Пихач, но только закомуфлированный под рабочее недовольство или подсказ :).
***
— Вы прекрасно общаетесь с Юревичем, и с ним же живете на базе?
— Нет.
— А с кем?
— С Павловым.
— Как так получилось?
— Мы жили с Близнюком. А Саша Юревич… Не помню, с кем. Потом Гена уехал, Павлов перебрался к нам в команду. Земляк все-таки. Стали жить вместе.
— Нравится?
— Живем великолепно :). Павлов — просто прекрасный футболист. И человек — тоже. Спокойный. Ложится спасть всегда раньше меня :). Иногда про футбол говорим, про малого своего Саня может что-то рассказать. Мне-то про малых рассказать уже нечего. Мои дети большие :).
— По сколько им лет?
— Сына зовут Андрей. 17 лет. Он уже на полголовы меня выше. Дочери Алине — 15. У нас сейчас экзаменационный год. Сын — в одиннадцатом классе. Дочь — в девятом. Сынок со своим потенциалом мог бы учиться и получше.
— А как учится?
— Средне… Жена им занимается. Гоняет иногда. Дочку-то не за что. Она у нас очень ответственная. Никаких вопросов по поводу учебы, да и в остальном — тоже. Сынок более свободный в своих мыслях и поступках. Типичный представитель нынешнего поколения :). Компьютер очень жалует. Все эти дурацкие, на мой взгляд, online-игры.
— Дети посещают ваши матчи?
— Раньше чаще. Теперь у них своих дел хватает. К тому же есть дополнительные занятия.
— Какой вы отец?
— Честно… Так себе, я думаю :). Когда дети были помладше, стоило уделять им больше внимания. Если бы появилась возможность как-то изменить прошлое, воспользовался бы ею.
— Дневники проверяете?
— Расписываюсь в основном. Иногда на родительские собрания хожу. Я — к дочери, жена — к сыну. Потому что за Алину никто не пихает, а за Андрея от учителей постоянно достается :). Иногда мне, конечно, не хочется идти. Но полтора часа, на самом деле, — это не так уж долго. Тем более когда твою хорошую дочь хвалят.
— А как вы учились в школе?
— Были тройки, но средний балл аттестата примерно 4,0… Алгебра мне нравилась. Когда еще ходил в обычную школу, нами занималась очень требовательная учительница по математике. Тогда знал этот предмет где-то между тройкой и четверкой. Но после, уже в спортивном интернате, алгебра давалась мне очень легко. Правда, после я стал много пропускать. Так что начались стандартные для спортсменов проблемы. Это естественный процесс.
— Понятно, как дети относятся к вашей карьере?
— Самому интересно было бы узнать :). Думаю, они уже привыкли.
— А как дочь с сыном реагирует на то, что их отец — легенда?
— Да какая я легенда?..
— Местного масштаба.
— Думаю, они спокойны в данном отношении.
— А вы?
— А я еще более спокоен.
— У вас ведь гора рекордов.
— Наверное, потом, лет в 60, сяду и начну внукам рассказывать про это :). Понимаете, есть и есть. Меня нынешние достижения особо не трогают. Классно, конечно, все это, но не более.
— То есть реакция примерно такая: «Я десятикратный чемпион Беларуси по футболу. Ну, и ладно»?
— Ну… Получается так. Нет, ну, приятно это осознавать… И что? Мне ходить по городу в майке с упоминанием всех своих достижений? Мне кажется, это чересчур.
— В 2002-м вас признали лучшим игроком чемпионата Беларуси. Как отнеслись к этому?
— Естественно, было приятно… Хотя момент интересный… В том году я не забил ни одного мяча и не отдал ни одной голевой передачи… Казалось бы, за что признавать?.. Знаете, было бы интересно посмотреть пару матчей образца 2002-го… Хотя, возможно, такой подъем произошел благодаря переходу в БАТЭ. Мне было что доказывать… Приятные эмоции. Какое-то время мы порадовались семьей. Потом успокоились.
***
— Вам нравятся группы вроде «БИ-2» и «Океан Ельзи». Правильно?
— Да. На БИ-2 в свое время не пошел, потому что заболел гриппом. На «Океане Ельзи» был полтора года назад. Понравилось. Но не скажу, что слушаю их постоянно. Вот когда ехал к вам, сперва играло радио, потом поставил диск с какой-то сборкой. Что-то вроде самых актуальных хитов. В машине мне больше нравится слушать танцевальную музыку.
— Ходили в молодости на дискотеки?
— Естественно.
— В каком клубе вы праздновали недавнее чемпионство?
— Сперва был командный ужин. Потом поехали в караоке-бар. Может, самые стойкие добрались еще куда-то :). Много кто пел. Но лучше всех в этом деле у нас Бага. Дима любит Басту, часто поет песню про «Скажи мне мама». Очень здорова, кстати. Ребята даже подшучивают, мол, странно, почему Димку еще не отыскали продюсеры.
— Чтобы на «Евровидение» отправить.
— Ну, а почему бы и нет :).
— Ясно. Скоро заканчивается ваш контракт с БАТЭ.
— Да. Но пока мы не общались с руководителями.
— И чего вам хочется в данном отношении?
— Чтобы желания совпали с возможностями :). Конечно, годик хотелось бы еще поиграть. Но все станет ясно после общения с руководителями.
— Есть вариант, что Александр Ермакович уговорит вас стать тренером?
— Пока никто ничего не предлагал. И сейчас я не представляю себя тренером. Хотя после окончания карьеры мне хотелось бы остаться в футболе. Правда, на данный момент я не вижу себя нигде кроме поля. Хотя бы годик хочется еще поиграть.
***
— Вы несколько раз могли покинуть БАТЭ.
— Один раз даже покинул. Со «Спартаком» съездили на сборы в Сочи и Турцию. Я, Артем Концевой и Паша Шмигеро… Уровень, конечно, совсем другой… Все делалось намного быстрее...
— Что вас удивило в «Спартаке»?
— Ну, персонально Романцев с нами не общался. Но все равно чувствовался масштаб его личности. К тому же несколько раз Олег Иванович на тренировках участвовал в квадратах. В совсем немолодом возрасте человек пребывал в очень хорошей форме. Иногда мог взорваться, но в целом очень спокойный.
— А что до игроков?
— Тогда в «Спартаке» происходила перестройка. Кто-то уходил, кто-то приходил. Было много молодежи. Александр Самедов только начинал. Можем поздороваться, если пересекаемся на сборах. Роман Павлюченко в тот год перешел из «Ротора». У них с Артемом Концевым установились хорошие отношения.
— Вам со Шмигеро в итоге пришлось уехать.
— Так получилось, что мы вернулись. Я сам не знаю, как все вышло. Помню, что наши руководители приехали в Москву. Не знаю нюансов, просто однажды нам сказали: «Артем остается, вы едете домой».
— Было обидно?
— Конечно. Как говорится, в «Спартак» не каждый день зовут. Значит, требовалось разобраться в себе. Были люди сильнее меня… Помню, после ездил еще в «Шинник». Тоже не очень успешно.
— История про интерес «Мюнхен-1860» к вам правдива?
— Ну, блин, мне сложно сказать… Поначалу вроде ходили какие-то разговоры. Но полной информацией я не владею. У меня ведь никогда не было агента, поэтому некоторые новости могли проходить мимо.
— Еще вы ездили на просмотр в «Анжи».
— То было во времена «Днепра». Я приехал, тренировался с дублем. Команда работала в Арабских Эмиратах. В ту пору какие-то нереальные условия. Но по большому счету съездил впустую. Разве что отдохнул в теплой стране :)… Хотя не отдохнул, а побывал. Все-таки мы тренировались два раза в день.
— Как вы сейчас переносите нагрузки?
— Нормально. Хотя теперь не люблю бегать спирали. Мы простенькие делаем. Рывок сто метров, двести, триста, четыреста. По полю бегаем. Сто метров — один рывок. Двести — уже челнок: туда-обратно. Раньше легче переносил… Хотя мне иногда делают скидки :).
— А что любите?
— Квадраты и футбол :).
— Самое адовое упражнение в карьере?
— В «Днепре» прыгали «жабки». Прыжки с двух ног через все поле. По-моему, нам давали восемь серий. В конце выполнения сводило все тело: и шею, и руки…
— Снова «Днепр». Помните свою первую могилевскую зарплату?
— Долларов 50 получил. Не помню, на что потратил. Наверное, матери отдал. Мы тогда жили вчетвером. Мать, мы со старшим братом и младшей сестрой.
— А это правда, что в футбол вас привел Виталий Булыга?
— Да.
— И как все случилось?
— Мне всегда хотелось записаться в секцию футбола. Правда, почему-то начал заниматься дзюдо. И вот в один сентябрьский, наверное, день Виталик меня завел на футбол. Мы жили в одном подъезде. Он — на третьем, я — на пятом этаже. Булыга в детстве был таким же, как сейчас. Активный, подвижный, бойкий. На районе некоторым доставалось :). А вообще надо Виталику сказать спасибо за то, что завел меня на футбол.
Автор: Никита Мелкозеров, фото: Надежда Бужан, Goals.by