Эрик Кантона. Футболист, художник, бунтарь
У вас было счастливое детство, или вы были хмурым всегда, как в футбольные годы?
Я был счастливым ребенком. У меня была сильная, дружная семья, которая дала мне самое лучшее образование. Мы были вежливыми и всегда говорили «спасибо», «пожалуйста». Мы уважительно относились к людям и наслаждались жизнью. Мы пели, улыбались и любили друг друга.
Какие воспоминания сохранились у вас о Ги Ру? (тренер Эрика в «Осере»).
Я оставил свой дом в Марселе и отправился пробовать свои силы в «Осер». В 15 лет мне пришлось преодолеть 600 километров, чтобы добраться туда. Для нас, обычных мальчишек, этот человек стал отцом. Я любил и уважал его. Ги Ру убедил нас всех, что футбольный клуб может быть большой семьей. Здесь я нашел свой дом.
Что было главным стимулом в вашей карьере? Успех? Деньги? Слава?
Успех и слава - а эти слова чем-то отличаются друг от друга? ( долгая пауза). Я думаю, что меня всегда двигало вперед желание стать великим игроком. Для себя и моей команды. Я хотел выигрывать трофеи. Я решил закончить свою карьеру, когда понял, что достиг всего, что только мог. Я потерял страсть к игре. Когда вы имеете страсть, то имеете и мотивацию. Когда же исчезает страсть, пропадает и мотивация.
Деньги? Нет. Если бы вам предложили сыграть в финале Кубка Англии за 100 фунтов, то вы бы отказались? Думаю, нет. Я играл в нескольких финалах Кубка, и мне не пришлось платить кому-то за это. Это было мечтой каждого игрока. Да, мне платили деньги. Но я был готов играть и бесплатно. Не финансы мотивируют игрока, а мечта. Как можно думать о деньгах, когда знаешь, что болельщики готовы отдать последний фунт ради того, чтобы попасть на стадион и увидеть тебя? Футбол в крови болельщиков, и мы играли для них.
Мы знаем множество слухов, но вы никогда не подтверждали их. Поэтому скажите, почему вы решили покинуть «Лидс»?
У меня были очень плохие взаимоотношения с тренером «Лидса» Ховардом Уилкинсом. У нас абсолютно не совпадали взгляды на футбол. В этом плане меня больше привлекал футбол «Юнайтед». «Лидс» проповедовал классический английский футбол- защитники выносят мяч вперед, а вы бежите за ним. Но этот период был очень важен для меня, ведь я познакомился с английской манерой игры. Но если я чувствую, что мне не комфортно где-то, я не буду оставаться там.
Может быть поэтому у меня были проблемы и в других клубах. Наверное, нигде я не встречал ту атмосферу, которую искал до прихода в «Юнайтед». Мне было нужно время. Я искал свой клуб и не сдавался.
Это как отношения с женщиной. Иногда вы просто не можете найти свою любовь. Вы можете стараться обманывать себя, но это не закончится добром. Я бы не хотел называть любовью те взаимоотношения, которые сложились у меня с несколько членами правления «Лидса». Они просто не заслуживают этого.
За шесть месяцев до того, как вы перешли в «Юнайтед», вы приехали на «Олд Траффорд» в качестве игрока «Лидса» Помните ли вы момент, когда трибуны аплодировали вам. Это же был нонсенс, чтобы болельщики «Юнайтед» хлопали игроку «Лидса»!?
Вы просто мечтаете о таких вещах. Если такое происходит, то вы являетесь самым счастливым человеком на свете. Когда я впервые вышел в составе «Юнайтед», то испытал самое настоящие дежавю.
Нравилась ли вам манчестерская культура? Слушали ли вы The Smiths, Stone Roses и Oasis? Скучаете ли вы по жизни в этом городе?
Да, мне нравилась музыка этих групп. О некоторых я знал еще о переезда сюда. Да, я очень скучаю по жизни в Манчестере. В этом городе я испытал, наверное, самые сильные эмоции в своей жизни. В этом городе много энергии, которая выражается в футболе, музыке, архитектуре. Может быть эту картину немного портил дождь…
Недавно я вернулся туда для съемок фильма «В поисках Эрика» и жил около месяца. Есть несколько красивых частей города, которые просто нельзя не посетить. Я чувствую невероятную энергию, которая исходит от истории этого города. Люди здесь стараются созидать.
Как к вам пришла идея играть с поднятым воротником?
Это не было идеей. Мы играли в холодный день, и я просто поднял ворот своей майки. Мне это понравилось. Мы выиграли в тот день, а поднимание ворота вошло у меня в привычку.
Что происходит в вашей голове, когда вы вспоминаете про тот эпизод с кунг-фу? Не думали ли вы о том, что могло произойти с вами, если бы вы приземлились на копчик?
Если вас это действительно интересует, то я приземлился на ноги. Вот почему я получил возможность ударить того парня еще раз. Жаль, я не ударил его достаточно сильно. Если бы мне еще раз представилась такая возможность, то я бы своего точно не упустил.
Что вы чувствовали, когда по телевидению стали показывать ваш прыжок на болельщика?
Я не пересматривал тот эпизод. Вокруг моего дома было полно журналистов. Их было настолько много, что в окна не попадали солнечные лучи. Тот эпизод был драмой, а я актером.
Я не думаю, что не должен был совершать того поступка только из-за того, что я футболист и публичная личность. Прежде всего я человек. В тот момент я не заботился о своем имидже. Я просто обязан был сделать то, что сделал. Я думаю, вы лучше меня вы видите, когда на поле происходит циркачество, а когда жизненная ситуация.
Когда вы вернулись после дисквалификации, за пределами Манчестера появился плакат с вашим изображением и надписью: «Никогда не забуду тот день… когда я похоронил болельщика «Уимбилдона». Видели ли вы это?
Да, я видел этот плакат. Мне понравилась надпись на нем. Я очень благодарен болельщикам за поддержку. Они были со мной везде, даже на судебных заседаниях. Мне это очень помогало. Именно любовь болельщиков, во многом, и была тем фактором, благодаря которому я остался здесь.
Некоторые люди говорят, что вы были хороши только в матчах с английскими клубами, а в играх с европейскими командами не показывали ничего.
Я забивал голы в Лиге Чемпионов. В 45 матчах за сборную Франции я забил 20 мячей. Разве это плохой результат? (улыбается). Когда вы играете на позиции нападающего, вам всегда предъявляют цифры. Но вы можете сыграть в 10 матчах, забить в них пять мячей и отдать множество голевых передач. Просто пресса может работать против вас. Даже если вы будете лезть из кожи вон, они не будут хвалить вас, если не захотят. Вот почему я не особо реагирую на эти обвинения в мой адрес.
Рой Кин как-то назвал вас лучшим нападающим, реализующим выход один-на-один. Почему вы были так успешны в этом качестве?
Я очень много работал над этим. Если вы имеете много времени, то можете разглядеть, каким образом вратарь выходит на вас. Иногда вам необходимо быть хладнокровным, а иногда просто пробивать изо всех сил. Когда я был молод, то сильно переживал. Я забивал много мячей на тренировках, но не реализовывать моменты с игры. В этом случае очень важно хладнокровие и опыт.
Если бы вам предложили сыграть один сезон в любом клубе мира, кроме «Юнайтед», кого бы вы выбрали?
Я не хочу больше играть в футбол. Я потерял страсть.
Что вы чувствуете, когда видите нынешнее положение «Лидса»?
Когда в этой команде работал О`Лири, то их дела шли прекрасно. Они здорово выступали в Премьер-Лиге и Лиге Чемпионов. Но затем его уволили. Я просто не мог понять, для чего это было сделано! После этого и началась вся эта чехарда с «Лидсом». Было разрушено все. Но это большой клуб с невероятной историей и болельщиками. Я уверен, что «Лидс» обязательно вернется.
При Глэйзерах «Юнайтед» выиграл множество кубков. Согласны ли вы позицией большинства болельщиков, что Глэйзеры принесли больше проблем, чем пользы?
Если честно, то я не могу понять, чем так обеспокоены болельщики «Юнайтед»? Философия клуба не изменится, пока во главе стоит сэр Алекс. Вот период, когда он оставит клуб, действительно вызывает у меня опасения. А на данный момент я не считаю нужным искать какие-то проблемы в команде. Сэр Алекс-это великий человек, который контролирует в команде абсолютно все. Ну может быть кроме экономических дел и цен на билеты.
Вы чувствовали сожаление от того, что не были в команде в 1999 году, когда клуб завоевал Лигу Чемпионов?
Когда твоя команда побеждает, то всегда хочется быть с ней вместе. Но в то время я был вдали от футбола. Однако, я гордился своим клубом и радовался вместе с ним. Я знал практически всех игроков того состава и сэра Алекса. Я был счастлив за них. Конечно, я хотел бы оказаться на поле в тот день.
Кто, на ваш взгляд, лучшая «семерка» «Юнайтед»- Бекхэм или Роналду?
Это очень разные игроки. Одинаково лишь влияние, которое оказывали они на этот клуб. Они помогали выигрывать матчи, поэтому велики одинаково.
Считатет ли вы свою карьеру успешной?
Мне очень трудно ответить на этот вопрос. Понимаете, футбол- это картина, а футболист- художник. Не каждая картина хороша, поэтому существует «искусство», которое объясняет нам значение этого полотна. Любой человек, будь то бармен или дворник, имеет свое мнение и может высказать его.
Весь вопрос в том, насколько хороши были вы сами. Я хотел, чтобы мной восхищались абсолютно все. Именно поэтому я никогда не сдавался. Я очень люблю работы художников, которые заставляют меня думать. Мне нравятся мысли, которые посещают меня в эти моменты. Если кто скажет про картину: «Смотри, да это же просто черное пианино», - то с этим человеком я не буду иметь никаких дел».
В этом весь Король Эрик