Карпин: «В золотой гонке выделяем того, кто лидирует»
В центральном матче тура «Спартак» одержал волевую победу над «Зенитом» (4:2) и вернулся в чемпионскую гонку. Главный тренер красно-белых Валерий Карпин в интервью «Советскому спорту» отвечает на ключевые вопросы о суперматче.
«ЖАЛЬ, ЧТО НЕТ ТАЙМ-АУТОВ»
– Что чувствует тренер, когда в первые же минуты матча план на игру остался далеко в прошлом и надо по ходу что-то срочно менять?
– Разочарование, скажем так. Надо что-то менять, потому что игра началась не так, как планировали. И жаль, что у нас, как в баскетболе, нет тайм-аутов, когда можно оперативно напомнить или подсказать футболистам, что нужно делать.
– Что «Зенит», создавший несколько острых моментов, предложил такого, чего вы не учли? Или, наоборот, «Спартак» просто не делал то, о чем договаривались на установке?
– Думаю, что все-таки второе. И встреча с «Локомотивом», и матч с «Зенитом» из той серии, когда план на игру поначалу не выполняется. Это больше всего и разочаровывает.
– Насколько легче управлять игрой, когда на стадионе нет публики, чем при полных трибунах?
– На пустой арене игроки слышат чуть лучше. С другой стороны, еще из своего игроцкого опыта помню, что даже если тренера и слышишь, иногда правильно это не можешь воспринять. Так что особой разницы нет.
– Что стало ключевым моментом, после которого «Спартак» переломил ход матча?
– Эпизод с пенальти в наши ворота. Это явно придало сил.
«ПЕНАЛЬТИ – ЛОТЕРЕЯ ИМЕННО ДЛЯ ГОЛКИПЕРА»
– При подготовке к матчу обычно учитываются все детали. Знали ли, что пенальти пойдет опять бить Халк? Или вы в работу вратарской бригады не вмешивались?
– Что касается пенальти, скажу так: все пенальтисты «Зенита» за последние три года нам были известны, соответственно, их манера анализировалась. И всем нашим вратарям были показаны эти пенальти. Но все равно никогда не знаешь наверняка: Халк может подойти и ударить на силу по центру ворот.
– Ребров продемонстрировал потрясающую реакцию при ударе Халка. Вы в прошлом не раз били с «точки» – может быть, у вас другое мнение?
– Оцениваю эпизод с точки зрения игрока. Для вратаря пенальти – лотерея. Именно для вратаря, а не для пенальтиста.
– Одна из дуэлей матча – бразильская: Кариока в центре обороны против форварда Халка. Кто вышел победителем?
– Если мы выиграли, значит, победил наш бразилец.
– Выбор пары центральных защитников удивил. Почему не номинальные центральные защитники Сухи и Инсаурральде, а пара Макеев – Кариока, для которых позиция факультативна?
– Посчитали, что Кариока как более скоростной, взрывной, неуступчивый в единоборствах лучше справится с Халком при борьбе один в один. Мы понимали, что идем на риск – ошибки в тактическом плане у Кариоки были и будут. Но выбор все равно пал на него.
«РЕШЕНИЕ ПО ВРАТАРЮ ПРИНЯТО В ПЯТНИЦУ»
– Для вас игра Реброва в этой встрече снимает вопрос о первом вратаре хотя бы на заключительные в этом году туры?
– Все вопросы одной игрой не может снять ни один футболист. Ни сделавший хет-трик форвард, ни вытащивший все мячи вратарь.
– Пришлось поломать голову при выборе вратаря?
– Разные мысли были.
– Приняли решение сразу после матча с «Локо»?
– Нет, не сразу, а в пятницу.
– Важный вопрос – это решение ваше или Песьяков сам взял самоотвод?
– Очень редко в моей тренерской жизни бывало, чтобы игрок приходил и говорил, что не готов или не хочет играть. Буквально один-два раза.
– То, как играл «Зенит» в дохалковскую эпоху, и то, как играет сейчас, делает его для вас, «Спартака» в целом более предсказуемым?
– Нет, абсолютно.
– То есть история о том, что Халк много таскает мяч, бьет, подает – и это мешает команде, несколько надуманна?
– Если то, о чем идет разговор, и было, то в прошлом году. В этом году такого нет.
– Выбор Озбилиза и Макгиди в качестве крайних полузащитников и их игра – попытка нейтрализовать активность соперника на флангах?
– Во-первых, выбирать надо было из трех футболистов: Яковлев, Макгиди и Озбилиз. Выбор невелик. Во-вторых, ваше предположение верно – Озбилиз и Макгиди должны были своей активностью заставить крайних защитников «Зенита» не особенно часто подключаться вперед.
«БАРРИОС ОЧЕНЬ ПОМОГАЕТ»
– Как оцениваете игру Барриоса?
– Как очень полезную для команды. К сожалению, из-за травмы он пропустил около двух месяцев. Сейчас Лукас постепенно набирает кондиции, ведь для футболиста очень важно находиться в отличной физической форме и оптимальном игровом тонусе. Несмотря на то что Барриос пока не провел в чемпионате даже одного полного тайма, он уже сейчас нам очень помогает. Это тот человек, который дает передышку защитникам, дает команде в целом возможность выйти из обороны не за счет рискованного паса, здорово цепляется за мяч. А еще меня умиляют досужие разговоры о Барриосе. Как можно делать глобальные выводы о футболисте, который не сыграл ни одного полного матча в чемпионате за последние шесть месяцев?!
– Травма Мовсисяна создаст серьезные проблемы.
– Посмотрим, что голову пеплом посыпать? Из 16 туров 14 мы выходим на поле без той пары центральных защитников, которую наигрывали в межсезонье. И ничего – играем, и результат, считаю, достойный. Не скажу – великолепный. Было бы лучше, окажись в строю и Боккетти, и Таски, и Жоао Карлос, и Брызгалов. Благодарен команде, что в непростой ситуации с обороной, с календарем, сыграв дома всего пять из 16 матчей, она выдерживает и показывает достойный результат.
«ВРЕМЯ ПОКАЗАЛО, ЧТО С ГЛУШАКОВЫМ МЫ ОКАЗАЛИСЬ ПРАВЫ»
– На сколько команд вы ориентируетесь в золотой гонке – на «Зенит», на три команды, на пять?..
– Выделяем ту команду, которая на данный момент занимает первое место.
– То, как играет последние матчи Глушаков, является для вас откровением?
– Денис играет с первого матча в «Спартаке» так, как мы рассчитывали. Было много высказываний специалистов о том, кто такой Глушаков, зачем он нужен и что его надо использовать на позиции под нападающими… Но время показало, что мы оказались правы. Глушаков играет на той позиции, на которую его и брали, и играет так, как мы хотим.
– Последние два-три года мы не раз в интервью касались темы российского костяка в команде как ключевого фактора для победы в чемпионате. Нет ли ощущения, что сейчас этот костяк сложился, заматерел и готов решать большие задачи?
– Этот костяк складывается. То, что мы прибавили с приходом Глушакова и восстановлением Паршивлюка, с переводом Макеева в центр обороны, – совершенно точно. Есть 4–5 российских футболистов основного состава, которые уже заматерели. От них многое зависит. Но не всё.