Клейменов: «Из-за «Ротора» я «Спартак» не покину»
Завершаем публикацию интервью тренера вратарей «Спартака» Валерия Клеймёнова.
Для вратаря рост под 190 – идеален
- Валерий Семенович, одного из наших болельщиков очень интересует: вратари «Спартака» во время тренировок играют в «квадратах» с полевыми футболистами или между собой?
- Конечно. Каждый день идет разминка ногами. Где-то минут 30-40 мы уделяем внимание именно игре ногами. Это происходит по-разному. Играем в зависимости от задания, которое дает главный тренер.
- Обязательно ли современный вратарь должен быть ростом в 190 см?
- (Смеется). Желательно, чтобы вратарь был высоким, атлетически сложенным. И, где-то ростом под 190 – это считается идеальным ростом для современного вратаря. Потому что слишком высокий – это тоже плохо. Он не очень хорошо реагирует на летящие нижние мячи. А 190-193 – шикарные ростовые данные.
- Кто для вас лично олицетворяет образец вратарского мастерства?
- Скажу как на духу: у меня никогда не было идеала, на которого я бы хотел походить. Но, как некоторые люди играли, мне, конечно же, нравилось. Это Шмейхель, наш Ринат Дасаев, Буффон, Пфафф, Шумахер. Они были на виду в пору моей игровой деятельности. И я что-то брал от них. Присматривал для себя, пытался применить.
- На что более всего обращали внимание? Может быть применительно для себя, чтобы развить какие-то свои данные?
- Я думаю, что, прежде всего, меня интересовала игра на выходах. Играть так, как, допустим, играл Ринат Дасаев.
- Это было реально развить?
- Я считаю, что у Рината многое шло от природы. Давно пришел к такому выводу и со временем только утверждаюсь в этом. Да и вообще многие сильные моменты у вратарей, которые заметны не только мне, это скорее природные качества. Игра на выходе – это хорошая ориентация в пространстве. Чувствуешь траекторию полета мяча. К нужной точке нужно быстро выйти, среагировать и в этой нужной точке мяч поймать. Есть в наших командах игроки высокорослые, а есть футболисты на голову ниже их и что мы нередко видим? Те, кто ниже ростом, играют головой в два-три раза лучше, нежели высокорослые, которым, вроде бы сам Бог дал возможность прыгать выше в борьбе за мяч. С чем это связано? Наверное, превосходство в прыгучести, тоже, скорее всего, идет от природы.
- А можно ли развить прыгучесть вратаря? Что для этого нужно?
- Прыгучесть – это сильные, хорошие ноги. Быстрые ноги. Если ноги вяленькие, то тут вряд ли что может получиться. А когда ноги хорошие – прыгучесть можно только развивать.
Тренер вратарей, это еще и психолог
- Насколько важен в рабочей подготовке вратаря психологический тренинг? Существует ли он в «Спартаке»?
- Да, на первом месте стоит. Вратарь – это такая специфическая фигура, которая защищает последний рубеж. С вратарями надо много, подчас очень много разговаривать на психологические темы. Поэтому тренер вратарей – это отчасти и психолог. Где-то что-то надо сгладить, где-то – подбодрить.
- Но вы ведь не живете в одной семье с вратарем. Вот он приезжает на базу, приходит на тренировку и что? Первым делом рассказывает вам, что у него произошло за последние часы, с каким настроением он готов приступить к занятиям? Или ваш наметанный глаз и так многое видит?
- Я не хвалюсь, но у меня с нашими ребятами сложились такие взаимоотношения, что они мне практически обо всем, что их волнует, рассказывают. Делятся своими какими-то семейными проблемами. Советуются, как поступить в той или иной ситуации.
- Хорошо. Вот, допустим, приходит тот же Сергей Песьяков с утра, и вы видите по его внешнему виду, чувствуете, что с парнем что-то не то. Настроение другое. А впереди матч. Как поступить? Вам нужно идти к главному тренеру и рассказывать, что вы сегодня боитесь за основного вратаря. Что, возможно, придется его менять?
- Ну, вы немножко обострили ситуацию… У нас футболисты заезжают на базу перед игрой накануне. Это не день матча, а обычно за сутки. И, если человек не готов, то он на сбор уже не садится. К игре не готовится в принципе. Это мы определяем заранее.
- Один из посетителей портала спрашивает: вы играли в Китае, в Израиле, но везде долго не задерживались. В чем причина? Какие воспоминания у вас остались об этих странах?
- В Израиле все упиралось в финансовые проблемы. Когда я туда уезжал, говорили об одной сумме, а, когда приехал туда, то выяснилось, что речь пошла совсем о другой. Недавно Валерий Шмаров правильно где-то написал: я в России больше получал, чем в Израиле. Какой был смысл там сидеть? А в Китае я пробыл года полтора-два. С «Динамо» фактически заканчивал, приехал в Китай с травмой, по сути хромой. Там меня вылечили. О Китае у меня вообще остались очень хорошие воспоминания. Там и друзья, с которыми я переписываюсь.
- Китайцы или русские?
- И китайцы, и наши посольские ребята, которые там работают, да и просто россияне, живущие в той стране.
- Удовлетворены ли вы тем, как сложилась ваша игровая карьера? И, если позовут возрождать «Ротор», вы покинете «Спартак»?
- (Смеется). Возрождать «Ротор»… Покинуть «Спартак»… Ну, давай исходить из того, что я все-таки туляк сам. Там делал и первые шаги в большом футболе. Да, сложилось так, что когда-то играл в «Роторе». Но и до «Ротора», и после него выступал и в других командах тоже. А в «Спартаке» у меня сейчас контракт. Что же касается того, удовлетворен я тем, как сложилась моя карьера или нет, то скажу так: грех жаловаться. По-моему, вполне емко и точно в данном случае. Конечно, хотелось что-то выиграть, но получилось так, как получилось.
- Я думаю, что вы все уже прояснили: вы все-таки туляк. И к «Ротору» имеете такое же отношение, как, допустим, и к смоленской «Искре».
- Из-за «Ротора» я «Спартак» не покину.
«Спартак» - это команда, за которую я всегда болел
- Нынешний тренерский штаб «Спартака» - это скорее ваши друзья или все-таки больше коллеги по работе?
- Скорее всего, это наши взаимоотношения, построенные на профессиональном отношении к делу. Могу сказать и так: наши отношения доверительно-профессиональные.
- Устраиваете ли вы «посиделки» со своими подопечными?
- Интересно, что имеется в виду под словом «посиделки»? Да, мы постоянно собираемся отдельно в своем вратарском кругу. Разбираем игры, просматриваем нужные эпизоды. Причем, отдельно от команды. Может кого-то интересует, собираемся ли мы в ресторане? Нет, не собираемся. Я туда не хожу, не выпиваю.
- Что для вас лично «Спартак»?
- «Спартак» это та команда, за которую я всю жизнь болел. А теперь имею счастье там работать.
- Можете ли вы представить себя главным тренером какой-то команды? Как тот же Станислав Черчесов.
- Честно?
- Честно.
- Нет и еще раз нет. Говорят, плох тот солдат, который не мечтает стать генералом, но вот именно эта должность меня никогда не прельщала. Когда я заканчивал свою футбольную карьеру, тренеров вратарей было весьма немного. Гонтарь в «Динамо», Колтун из Днепропетровска… И я всегда хотел стать тренером вратарей. Стал. И нисколько об этом не жалею. Я знаю свою работу, как к ней подходить, многие нюансы, тонкости. Нам в России, на мой взгляд, вообще надо создавать свою тренерскую школу вратарей, потому что, как вы правильно заметили, советские вратари, немцы и итальянцы задавали тон в мировом футболе. Я хочу, чтобы эти традиции российские вратари возродили. И тогда у нас даже мысли не возникнет о том, чтобы приглашать на эту позицию в командах иностранцев.
- Спасибо за интервью.
- И вам и болельщикам, которые задавали вопросы – тоже спасибо. Пользуясь случаем, я бы хотел сейчас обратиться к именно к нашим болельщикам. «Спартак» всегда был, есть, надеюсь, и будет командой, у которой очень много почитателей. Футбол – это, прежде всего, игра. И ребята выходят на поле играть ради своих болельщиков. Так что, давайте быть терпимее к нашим футболистам. К нашим вратарям. Идеальных вратарей нет, как и идеальных игроков в принципе. Что такое идеальный вратарь? Тот, который не пропускает совсем? Встал в ворота и все знают, что он играет только на ноль? Тогда у меня возникает вопрос: вы пойдете на такой матч, когда заранее знаете, что вратари обеих команд не пропускают, а остальные игроки тоже не допускают ошибок?
- Тогда счет на табло, думаю, будет неизменен: 0:0. А команды дальше центрального круга не двинутся с места.
- Совершенно верно. А футбол – это игра. И все голы забиваются из-за ошибок, которые являются частью этой игры. Другой вопрос, что мы хотели бы количество этих ошибок у наших игроков свести к минимуму. Я думаю, что в этом мы с болельщиками полностью солидарны. Поэтому болейте на здоровье, болейте за «Спартак»!