5 мин.

Пильгуй: «Даже не сомневаюсь, что Песьяков может многое дать «Спартаку»

В последнее время о вратаре московского «Спартака» Сергее Песьякове говорят и пишут много, причем в разных тонах. Кто-то отмечает удачные действия вратаря красно-белых в рамке ворот, кто-то в основном напоминает о его промахах. Хотя без ошибок в футболе, как известно, не бывает…

В прошлом известный вратарь московского «Динамо» и сборной СССР Владимир Пильгуй высказал свое компетентное мнение об игре голкипера «Спартака».

- Как вам игра Песьякова, Владимир Михайлович?

- С игрой у него в целом все нормально. Я давно слежу за Сергеем. И поэтому могу вполне откровенно сказать, что он по праву занимает место в воротах «Спартака». Ну, а то, что про любого спартаковского игрока много говорят и пишут, так это понятно. У «Спартака» всегда были очень требовательные болельщики. А Песьяков еще в минувшем чемпионате стал частенько занимать место в воротах, а сейчас играет и вовсе без замен. Так что всегда на виду.

Песьякова я помню еще с его появления в ярославском «Шиннике». Честно говоря, он мне всегда нравился как вратарь. Нравится и сейчас, хотя справедливости ради стоит сказать, что какая-то изюминка в его действиях все-таки пропала. Это не значит, что я поддерживаю мнения тех, кто дает отрицательную оценку игре Песьякова. Ни в коем случае. Но вот какая-то неуверенность, которой я не замечал в его игре раньше, теперь все-таки присутствует. Это касается каких-то нюансов в приеме мяча, в каких-то вратарских движениях… Хотя у Сергея на мой взгляд очень приличные природные качества для вратаря. Да и школа в принципе всегда была. Ловил мяч правильно, двигался правильно. Так что я вполне серьезно ставил на его будущее. Как на потенциально сильного вратаря.

После «Шинника» он немного поскитался по разным клубам, пока, наконец, не стал основным вратарем «Спартака». И тут в нем что-то действительно изменилось. Я это просто чувствую, как вратарь. Но вот что изменилось? Никак не могу себе объяснить. С чем это связано сказать трудно, все-таки я не нахожусь внутри «Спартака», но возможно что-то произошло на уровне психологическом. И уже это потом передалось на его вратарские движения. Почему-то пропала его прежняя пластика и действительно появилась некоторая неуверенность. Причем, как мне кажется, это произошло в тот момент, когда за подготовку тренеров отвечал испанский специалист, входивший в штаб Унаи Эмери. Что же касается нынешнего тренера вратарей – Валерия Клейменова, то я его хорошо знаю. К его работе ни у меня, ни у спартаковских вратарей, а я на эту тему немало разговаривал, к примеру, с Артемом Ребровым, претензий совершенно нет. Артем, кстати, в отличие от Песьякова или динамовца Шунина не обладает какими-то физическими суперданными, но зато у него есть характер. Все добивается своим горбом, своим трудом, своим отношением к партнерам по команде. Я от него вообще никогда не слышал хоть одного плохого слова о коллегах. Очень доброжелательный и объективный человек.

Но вернусь к Сергею Песьякову. Я вот вспоминаю последнюю игру с «Анжи». Может, сказалось какое-то волнение, может сильный ветер, но в ряде эпизодов он действительно поиграл на нервах болельщиков. В эпизоде с Траоре вроде бы правильно вышел, и потом все грамотно сделал, но вдруг вместо того, чтобы выбить мяч, почему-то стал его подрабатывать, причем не так, как надо. Вот это, возможно, подчас и раздражает публику. Если же говорить про его игру ногами, то, видимо, такую установку дают Песьякову тренеры. Чтобы он не выбивал мяч просто так вперед, а старался отдавать своим. По сути это правильно. Однако тут вратарь должен прекрасно понимать степень риска. Кому ты из защитников можешь отдать мяч, а кому – нет. Грозит ли в этот момент атака соперника, который в состоянии перехватить мяч, или не грозит?

Есть нюансы, которые касаются и его игры на выходах. Иногда он очень четко ловит мяч. Но подчас, когда я вижу, что мяч можно поймать, он почему-то начинает его выбивать двумя руками. Вот это мне непонятно. Если уж ты выбиваешь, то выбивай кулаком. Мне всегда казалось, что это делать легче, да и мяч ты достаешь уверенней, потому что у тебя есть возможность к нему еще и потянуться в прыжке. А выбивание двумя руками у вратарей мне вообще никогда не нравилось. Много разговоров вызвал мяч, который он пропустил в матче с «Томью». Дальний удар, мяч проскакивает мимо руки и правого плеча... Но мяч-то в принципе после отскока был недалеко от него, надо, наверное, было ножками поработать, поставить правильно корпус... И тогда бери его спокойно.

- Не ложится ли на Песьякова некий груз психологической ответственности от того, что тренер ему всецело доверяет, о чем Карпин постоянно говорит публично? Обычно такое доверие только помогает стать психологически более устойчивым, а здесь, получается, не исключен и обратный вариант.

- Возможно и так. На игроков «Спартака» постоянно идет давление публики. Это известно. А Песьяков сейчас стал номером один в команде и потому каждое его действие, удачное или неудачное движение рассматриваются чуть ли не под увеличительным стеклом. Но с другой стороны я опять-таки повторюсь, что фактор влияния, оказанного в свое время на Сергея иностранным специалистом, принесло больше вреда, нежели пользы. У нас в России очень хорошая вратарская школа и потому мне вообще кажется странным, когда вдруг наши клубы привозят голкиперов из других стран. В том числе даже из Бразилии. Зачем? Не пойму.

- Как Песьякову обрести эту уверенность?

- Мне тяжело судить. Это надо быть рядом с вратарем, понять, что его волнует. Но тут есть какой нюанс. Меня вот часто спрашивают: Владимир Михайлович, расскажите, чему вас учил Лев Иванович Яшин? Я всегда отвечаю: он никогда не заставлял меня ничего переучивать. Как я умел, так я и делал. А вот когда люди приходят и начинают переучивать состоявшегося в принципе игрока со своими навыками, что, возможно, и произошло в случае с Песьяковым в пору работы испанского тренера, происходят сбои. Вратари - натуры с тонкой психологией. Ошибки бывали у всех, в том числе и у Льва Ивановича и о них тоже много говорили. И тут мне кажется, что главный тренер команды во многих случаях должен прислушиваться к мнению тренера вратарей. Потому что он ближе, больше понимает какие-то чисто вратарские вещи.

- В то же время у Песьякова шесть матчей из тринадцати в чемпионате сыграно на ноль.

- И это, заметьте, еще при не самой строгой защите… Поэтому я и говорю, что Песьяков без вопросов хороший вратарь. Он часто выручает, что, правда, меньше замечают, нежели его ошибки. Поэтому у меня даже нет сомнений в том, что он еще может многое дать «Спартаку», если правильно найти и убрать то, что мешает ему прогрессировать и дальше.

Александр Владыкин