«Жаль, что Хант не с нами. Хотелось, чтобы он увидел это кино». О фильме «Гонка»
В последнее время фильмов об известных личностях с претензией на биографичность выходит немало. В том числе о спортсменах. Но «Гонка» стоит над ними всеми. Блог «Красным по черному» пытается без спойлеров объяснить, почему фильм о противостоянии двух заклятых друзей, Ники Лауды и Джеймса Ханта — лучший художественный фильм о «Формуле-1».
То, что происходило в середине 70-х в «Формуле-1», само по себе является прекрасным голливудским сценарием. И то, что по мотивам этих событий рано или поздно просто должны были снять кино, было ясно. Другой вопрос — каким бы оно получилось. Ведь можно даже из самой удивительной истории сделать унылое зрелище. Но «Гонка» получилась не унылой. Совсем.
Хант и Лауда, Лауда и Хант — в центре мира сего на пару часов останутся только эти двое. Столкновение прагматика и романтика, холодного расчета и пылкого темперамента — сюжет, казалось бы, уже хрестоматийный. Тем не менее, автор этого сценария — судьба, которая свела австрийца и британца в жизни и на трассе. А потому нельзя сказать, что это все банально и скучно. Нет, напротив, за такими историями всегда было, есть и будет интересно наблюдать. Кому-то повезло переживать все это вживую, а для других постарался Рон Ховард, снявший невероятно атмосферное кино.
Время, показанное в фильме, можно назвать для «Формулы-1» золотым: еще жива та романтика гонок 50-х, а то, во что превратились королевские автогонки сейчас, только начинает зарождаться. Тогдашние гонщики — больше публичные персоны, чем спортсмены. Тогдашние болиды — больше непредсказуемые аттракционы, ведущие тебя то ли к победе, то ли к смерти. Гоняться страшно. Но «чем ближе ты к смерти, тем более живым ты себя чувствуешь». Так считает Джеймс Хант, типичный и наиболее яркий представитель пилотов того времени. Длинноволосый красавец, любящий алкоголь и женщин, не стесняется как выбирать выражения, так и позицию на трассе. Лауда же совершенно не на него не похож: увидев Ники впервые, его будущая жена даже не поверила, что он гонщик «Ф-1». Лауда предпочитает холодный ум эмоциям, да и выглядит «неподобающе», а посему очень выбивается из общих представлений о пилотах. У него нет толпы фанатов, как у Ханта, у него нет никаких покровителей. Они противопоставляются практически во всем. Но есть у этих парней кое-что общее: их семьи не приняли их увлечения гонками, и оба добивались всего сами. Разве что методы избрали разные.
Судьба свела их еще в младших сериях. Уже тогда они стали заклятыми друзьями. Не раз жестко сталкиваясь на трассе, в жизни Хант и Лауда сохраняли уважительные отношения. А драматургия этих отношений, показанная в фильме, пожалуй, не оставит равнодушным никого. Кому-то ближе один, кому-то другой. Это ведь совершенно разные идеологии. Разные образы жизни. Но и цели ведь, хоть и близкие, но при этом совершенно отличаются. Да, они оба хотят побить друг друга на трассе. Однако глобально их задачи различаются. Но понять и прочувствовать это получается далеко не сразу.
Тем и хорош фильм: своей глубиной и драмой. Этот фильм не о гонках, этот фильм о людях. И режиссер не прогадал, сделав «Гонку» именно такой. Если кому-то хочется посмотреть на то, что было непосредственно на трассе, то всегда можно обратиться к архивам. А вот человеческие отношения там не найдешь. И все же, несмотря на то, что основной упор в фильме сделан не на гонки, эта составляющая в нем представлена прекрасно: были сняты автодромы сейчас, какие-то моменты, как например, стартовая решетка Интерлагоса были специально воссозданы + использовались исторические хроники. После постпродакшна получилась очень правдоподобная картинка, передающая дух времени на все пять баллов.
Хант и Лауда в реальной жизни
Но одно дело передать дух, а другое — сохранить достоверность. То, что многим не понравилось в «Легенде № 17», здесь выполнено на высочайшем уровне. Конечно, фильм голливудизирован, и некоторые детали иначе как голливудскими клише и не назвать, но при этом то, что было на самом деле, передано настолько качественно, что на человека, который перед Гран-при Германии просит Лауду поставить дату на автографе, мотивирую это возможной смертью, обращать внимания не хочется.
Тем, кто знаком с историей «Формулы-1» и для кого сюжет фильма не будет новым, скучать не придется вовсе, ведь история захватывает настолько, как будто видишь ее впервые. И вот вроде уже знаешь, кто выиграет здесь и что случится тут, но фильм заставляет тебя пристально следить за ходом событий, переживать и негодовать, осуждать и сочувствовать, ужасаться и восхищаться.
Погружают в ту эпоху тебя работа операторов, которые часами снимали трехсекундные сцены брызг воды от проносящихся машин. Автор сценария Питер Морган, который не раз консультировался с Ники Лаудой при написании текста. Крис Хемсворт и Даниэль Брюль, сыгравшие Ханта и Лауду соответственно, со своей работой также справились на отлично. Причем, если Хемсворт, во-первых, просто внешне очень похож на Ханта, а во-вторых здорово прочувствовал своего героя, то Брюлю пришлось сложнее, ведь он воплощал в кино образ еще здравствующего прославленного пилота. Лауда просил режиссера не делать из него хорошего парня. И признал, что, хоть и не был к себе настолько требовательным, как показано в фильме, но дисциплинированнее Ханта был в разы. Присутствие в фильме таких исторических личностей, как Клэй Регаццони, или Энцо Феррари собственной персоной придает картине еще большего антуража и атмосферности. Ну а музыкальное сопровождение в исполнении Ханса Циммера не нуждается ни в какой рекламе.
Сейчас в «Формуле-1» нет таких противостояний. Быть может, мы когда-то увидим кино о Шумахере, Феттеле или ком-то другом, но в таком случае это будет фильм об одной личности. Мы уже прочувствовали атмосферу соперничества Проста и Сенны, теперь мы увидели, как боролись Лауда и Хант, причем в гораздо более художественной форме. Фильм «Гонка» предстал именно в том виде, в котором фильм о «Формуле-1» будет максимально интересен широкой аудитории.
Да, большинство из увиденного для фанатов откровением не станет, однако сам факт того, что королева автоспорта выходит на большие экраны с качественным и достоверным кино не может не радовать. Некоторые, далекие от формульного мира зрители и вовсе могут не понять, что фильм основан на реальных событиях, и, не зная, что было на самом деле, будут с интересом следить за развитием сюжета. В конце концов, даже Ники Лауда признался, что фильм ему, во-первых, понравился, а, во-вторых, помог понять окружавших его тогда людей, понять, как выглядел он сам со стороны. Лауда также выразил сожаление, что его заклятый друг Джеймс Хант этот фильм увидеть не сможет. А хотелось бы.
Это вам не говно всякое снимать типа "Околофутбола".
З.Ы. Прокатчики в РФ - мудаки, такой фильм поставили в одни дни со Сталинградом, так что в зале было всего лишь 6-8 человек. Обидно, что такой потрясающий фильм не соберет в РФ достойную кассу, очень обидно..
Grand Prix (1966)
Le Mans (1971)
В то время, именно с точки зрения режиссуру/операторской работы, гонки/погони снимали лучше всего.
Кто бы, что не говорил этому фильму я ставлю 5+.