8 мин.

Анатолий Капский: «Главное достижение Гончаренко — игра БАТЭ»

— Когда вы узнали об интересе «Кубани» к Виктору Гончаренко?

В конце прошлой недели.

— Как это произошло?

— Об интересе «Кубани» мне рассказал сам Виктор Михайлович. В понедельник он съездил на встречу с председателем совета директоров краснодарского клуба Олегом Мкртчаном. После этого мы с Олегом Артушевичем обсудили суть предложения. Разговор у нас был непростой. Потому что сам Виктор хотел довести работу в БАТЭ до конца. Правда, огромная заинтересованность руководителя «Кубани» принесла свои плоды и после долгих бесед он меня убедил. Я понял, что если Гончаренко переедет в Краснодар именно сейчас, будет лучше для всех. Предложение «Кубани» не стало для меня неожиданностью. В последнее время их Гончаренко поступало достаточно. Однако ни один звонок Виктору не проходил мимо меня. Он считал своим долгом извещать меня о предложениях, которые поступали.

Сколько реальных предложений получил Виктор Михайлович?

В последние два-три года их поступало достаточно. Правда, говорить об этом уже не стоит.

— Предложения Виктору Гончаренко исчислялись десятками?

— Не десятками, но пересчитать их по пальцам одной руки невозможно.

«Кубань» предлагала БАТЭ деньги за Виктора Гончаренко. Эта сумма сопоставима, например, с трансфером игрока?

— Это могла быть достаточно внушительная сумма. Правда, я видел ситуацию и знал, что, так или иначе, этот трансфер случится. И разговор о деньгах мог каким-то образом повлиять на наши отношения и с Виктором Гончаренко и Александром Ермаковичем. Ведь решалась их судьба, а вопрос о меркантильных интересах мог увести нас от главного…  Есть то, что можно купить. Есть то, что можно продать. А есть какие-то другие ценности… Приятно смотреть, как близкие тебе люди развиваются. Для этого нужно было отпустить Виктора.

— Скептики часто говорили, что Гончаренко хорошо сидеть в БАТЭ за спиной Капского…

Это полная чушь. Так говорят те, кто не знает Гончаренко. Виктор давно самодостаточная личность и состоявший тренер.

— Вам не боязно за Виктора Михайловича, ведь «Кубань» очень часто меняет тренеров…

— Переход в Гончаренко в «Кубань» — это вызов не только для тренера, но и для меня. Очень хочется, чтобы у Виктора все получилось. Сегодня в РФПЛ работают двое белорусских специалистов, которые выросли в мастерской Анатолия Юревича. С огромным уважением отношусь к этому человеку. В то же время БАТЭ достиг многого. У нас хватало громких трансферов. Наши игроки выступали на самом высоком уровне. Сейчас мы воспитали тренера, который готов к работе в таком сильном чемпионате. И мне приятно встать в один ряд с Анатолием Ивановичем. Гончаренко доказал в БАТЭ, что умеет созидать. Думаю, у него все будет хорошо и в «Кубани».

— Как вы относитесь к тандему Гончаренко-Скрипченко, который будет работать в Краснодаре?

— Из Беларуси вместе с Виктором Гончаренко уезжает Вадим Скрипченко и Руслан Зубик. Руслана многие продолжают воспринимать как переводчика для испанских специалистов. Это уже давно не так. Языки Руслан не забыл, но он тащит на себе огромный воз задач. Он превратился практически в незаменимого специалиста. Решение отпустить Зубика тоже давалось непросто, но Виктору должен кто-то помочь. Мы с Ермаковичем это поняли и решили отпустить Руслана. Что касается Скрипченко, то его приглашение в тренерский штаб «Кубани» лежало на поверхности. Ситуация схожая с назначением на пост главного тренера БАТЭ Александра Ермаковича. Если бы он отказался возглавить команду, то первая кандидатура на этот пост — Вадим Викторович. Знаете, меня радует, что с Гончаренко идут такие надежные люди. С ними не страшно принимать этот вызов.

***

— Как главком БАТЭ попрощался с командой?

— Я не присутствовал на этом прощании — был занят на семейном торжестве. Знаю, что Виктор Михайлович очень эмоционально разговаривал с ребятами. Он с трудом подбирал слова, прерывался, выходил, опять возвращался… Игроки сказали Виктору много теплого. Все-таки это его товарищи, с которыми Гончаренко добился больших успехов. Мое расставание с Виктором Михайлович тоже было тяжелым. Очень сложно об этом рассказывать, потому что до сих пор в горле стоит ком. Это было искреннее прощание близких людей.

— Что вы сказали Виктору Михайловичу, когда расставались?

— Я сказал, что мы прощаемся, но ничто не сможет нас разъединить. Мы очень близкие люди. И для Виктора, и для меня эти отношения очень важны. За годы, что мы работали вместе, я убедился, как хорошо Гончаренко относится ко мне. Это трудно объяснить. Я сказал Виктору на прощанье: «Если у тебя возникнет ситуация, в которой нельзя будет посоветоваться с близкими, я всегда помогу, хоть и не буду рядом». Этот человек для меня как младший брат.

— Вы помните, как познакомились с Виктором Гончаренко?

— Это был 1998 год. Команда работала на втягивающем предсезонном сборе в Беларуси. Тогда ребята на занятии играли в хоккей. Я был поражен, насколько Гончаренко виртуозно катался на коньках и держал в руках клюшку. В команде он был одним из лучших. Меня подкупил его бойцовский характер. Виктор играл очень жестко и неуступчиво. Он не жалел ни себя, ни соперников. Помню, в одном из наших первых матчей в высшей лиге Гончаренко заработал удаление. Мы играли на выезде и потерпели поражение. По окончании матча команда переоделась, вышла из раздевалки. А Виктора не было. Он даже не зашел в раздевалку — сильно переживал из-за того, что подвел ребят. Были и мальчишеские слезы…  Тогда на дворе стоял ранний апрель. Гончаренко где-то мерз. Ему было стыдно… Все это из-за хорошего воспитания. Однако в Викторе всегда присутствовал внутренний стержень. Мы с ним часто спорили. Порой достаточно серьезно. Правда, потом не считали, кто кому звонил первым. Дружбу не обманешь. Если я был не прав, то первым набирал номер Виктора. Точно так же поступал он. Все тренеры ошибаются, но тот футбол, в который стала играть команда при Гончаренко, — это очень здорово. Мы действуем первым номером, не оглядываясь на соперника. Конечно, в еврокубках приходится быть гибкими и во имя результата иногда играть по-другому. В то же время в международных встречах мы не становились автобусом в собственной штрафной.

Как изменился Виктор Гончаренко за время работы у руля команды?

— Опыт Виктора — сын ошибок трудных. Он всегда творчески относился к своей работе. Виктор Михайлович умеет делать выводы. С каждым годом он становился все мужественнее и увереннее в себе. Еще одно качество, которым отличается Гончаренко, — желание совершенствоваться. Даже когда команда действует хорошо, он стремиться сделать ее игру еще лучше, придумать что-то новое. Чтобы развиваться — нужно что-то менять. Это на каком-то этапе чревато потерей очков, перестроением игровой модели. Не каждый решиться на такие перемены. Виктор же — рисковый тренер, который не хочет стоять на месте и довольствоваться малым.

Кстати, насколько было сложно тогда доверить команду молодому и неопытному тренеру?

Мы абсолютно ничего не боялись. Я уже тогда знал Виктора как настоящего мужчину. Да, молодой тренер, но его глаза горели желанием идти вперед и добиваться результата. Гончаренко доказал, что может этого достичь за год до своего назначения. В то время Игорь Криушенко перенес инфаркт и командой руководил Виктор. В восьми матчах под его управлением БАТЭ ни разу не проиграл. Команда очень достойно выглядела в тех встречах. Уже тогда Виктор продемонстрировал свой тренерский потенциал. Вспоминается момент, когда к нам перешел их Жодино Виталик Родионов. У него не сразу все получалось в БАТЭ, и Игорь Криушенко в какой-то момент перестал ставить нападающего в состав. Назревал вопрос о его положении в команде. Виктор Михайлович тогда мне сказал: «Если в чемпионате Беларуси есть лучший нападающий, то это Родионов». Если бы не убедительная позиция Гончаренко в тот момент, то, возможно, мы бы не знали того Родионова, который сейчас играет в БАТЭ.

Как вы оцените период, который провел Виктор Гончаренко у руля команды?

Здесь не понадобиться много слов. Всем известно, что Гончаренко — самый успешный тренер в суверенной истории белорусского футбола. Его результаты на международной арене, в чемпионате страны говорят сами за себя. Успехи БАТЭ — заслуга Виктора. Мы все это прекрасно понимаем.

— Какое достижение тренера назовете главным?

— Главное достижение Гончаренко — игра БАТЭ. При нем команда стала демонстрировать современный и красивый футбол.

***

— После ухода Виктора Гончаренко вы доверили команду Александру Ермаковичу…

— На сегодня Ермакович — наиболее подготовленный для этой работы специалист. Он знает всю кухню клуба. Не сказал бы, что сейчас ему будет просто, но Александр лучше других адаптируется к новым условиям. Кроме этого, когда Гончаренко начал разговаривать с Ермаковичем у меня ни на секунду не было сомнений, что Саша останется в БАТЭ. Считайте, что это мой стиль. Возглавлять команду должен человек, который вышел из нашей системы. Он знает требования и в личных качествах этого человека мы убеждены. Другой вариант главного тренера мог быть только в том случае, если бы Ермакович отказался возглавлять команду.

— До конца чемпионата страны осталось шесть туров. Многие говорят, что Виктор Гончаренко бросил команду…

— Не читал о таких рассуждениях. Мы посчитали, что переход в «Кубань» именно сейчас пойдет на пользу и БАТЭ, и Виктору Михайловичу. Подчеркиваю это. Очень сложно сидеть на двух стульях. Решение принято, а как все будет развиваться? Помните концовку фильма «Ирония судьбы»? Там мама Дмитрия Лукашина на вопрос героини Барбары Брыльской: «Считаете ли вы меня легкомысленной», — ответила: «Поживем — увидим». Поэтому рассуждать о том, что будет завтра, рано. Я надеюсь на новый тренерский штаб команды и наших футболистов. У БАТЭ есть все для того, чтобы закончить сезон на положительной ноте.

— Можно ли сказать, что одна страница истории БАТЭ перевернута?

— Давайте не будем говорить о страницах, а сравним историю БАТЭ с красивой непрерывающейся лентой… Не стоит переворачивать страницы и обрезать ее кадры. Сделанное Виктором Гончаренко должно перейти к Александру Ермаковичу. Я полагаю, что при новом главкоме нас ждут не менее яркие и красивые победы. Надеюсь, у болельщиков БАТЭ впереди немало минут радости.

Автор: Александр Ивулин, goals.by