4 мин.

Почему они возвращаются (и почему не уходят)

На прошлой неделе было две новости о возвращениях, к которой сегодня добавилась половинка третьей.

На тренерские должности в академии Ливерпуля придут Робби Фаулер, Стив Макманаман  и Роб Джоунс. Должность неисполнительного директора занял Король Кенни. Сегодня Джон Барнс объявил, что тоже не против вернуться в клуб в качестве легенды (скоро в трудовых и в контрактах так и будут писать: принят на должность легенды с такой-то даты с испытательным сроком).

фото отсюда: http://www.liverpoolfc.ru/novosti-2013-14/barns-mechtaet-vernutsya

Проще всего объяснить, зачем это бывшим игрокам.

Тем из них, кто не сделал тренерской карьеры или не добился успеха в бизнесе, остается не так много: наслаждаться жизнью молодого пенсионера, идти работать в клуб на младшие тренерские должности, становиться телекомментатором (вариант: "pundit", «экспертом») или колумнистом.

Бурная карьера Фаулера закончилась совсем недавно где-то в Юго-Восточной Азии. Макманаман успел побывать телеведущим, вложиться в беговых лошадей вместе с Фаулером, поработать в чужом бизнесе в Гонконге, объявить о желании стать тренером. Барнс, ныне pundit, поработал тренером Селтика и сборной Ямайки. Как и Макка с Фаулером, принял участие в огромном количестве благотворительных мероприятий.  

На нынешнем этапе каждый из них готов вернуться в родной клуб, потрудиться легендой, и, возможно, сделать то, что не удавалось до сих пор. Ведь все трое - полные сил мужчины: старшему, Барнсу, 50 лет.

Зачем это клубу?

Большой футбольный клуб – это коммерческий проект, в котором серьезные достижения в настоящем сочетаются с успешным (а лучше великим) прошлым.

При высокой текучести и низкой лояльности профессиональных игроков даже знаменитые клубы начали бы восприниматься как проходные дворы, если бы активно не использовали то, что прекрасно, величественно и неизменно: собственную историю. Живые «легенды» выполняют крайне важную роль связующего звена между историей клуба и сегодняшним днем, между различными поколениями болельщиков, между родиной клуба и внешним миром.

Кроме того, они могут выполнять полезную неплохо оплачиваемую работу в рамках коммерческой структуры клуба. Например, Фэйрклаф, Олдридж, Мельбю, Алан Кеннеди водят Vip-экскурсии по Энфилду. http://www.activitysuperstore.com/Sport-and-Entertainment/Stadium-Tours/Red-Legend-of-Anfield-Tour-(with-Lunch)/c10pKANF/?awc=802_1381170570_9db718dc2a62abbf71b19d2fc6332622

Любой, кто занимался маркетингом, знает, что вернуть старого клиента дешевле и выгоднее, чем отбить у конкурентов нового. Сейчас после нескольких депрессивных сезонов, Ливерпуль вернулся в число лидеров чемпионата, и «легенды» особенно полезны в деле возвращения болельщиков.

Для Ливерпуля  сегодня крайне важна фигура Стивена Джеррарда. Для молодого поколения болельщиков по всему миру возвращение былой славы Ливерпуля после тусклых 90-х началось со стамбульского финала, сделавшего Стиви суперзвездой и новым символом клуба. Сегодня, как бы ни играл капитан, он сохраняет место в стартовом составе именно потому, что он добился статуса легенды, а с легендами клуб должен обращаться бережно по указанным выше причинам.

Возможный уход Стиви был бы маркетинговой катастрофой для ЛФК. И, кстати, серьезным ударом по фанатским сайтам, треть контента на которых составляют посты о Джеррарде: Стиви с кубком, Стиви с другим кубком, Стиви с дочкой, Стиви о Суаресе, Суарес о Стиви.

Пока у МЮ были и Гиггз, и Ферги, валлиец мог полировать лавку вместе с другой легендой, Скоулзом. При Мойесе маркетинговая ценность Гиггза выросла на порядок. Пока в Арсенале работает Венгер, клуб может себе позволить отпускать таких кандидатов в клубные легенды, как Фабрегас и Ван Перси. У Ливерпуля нет другого Стиви.  

На месте нынешнего руководства клуба любой принял бы решение усилить отдел живых легенд. Именно поэтому в клуб вернулся харизматичный Кенни, не привыкший быть на вторых ролях, Макка, которому далеко не все болельщики простили его отношение к клубу, Фаулер, у которого вообще непонятно что в голове. Поэтому неплохие шансы на возвращение есть у Барнса, работавшего в Селтике под Далглишем в роли спортивного директора.

Нам сколько угодно могут рассказывать о том, что главную роль в возвращении легенд сыграл Брендан, но на самом деле он – последний, кому рядом нужен Король, изображающий свадебного генерала. Далглишу приходится клясться, что он не будет вмешиваться в дела Роджерса (http://www.sports.ru/football/153445970.html). Конечно, он ведь не вмешивался в дела Ходжсона, просто был рядом.  

Я думаю, что коллективное возвращение Далглиша, Фаулера и Макманамана – прежде всего маркетинг. Другого от рациональных американцев из Fenway Sports было бы странно ожидать. Будем надеяться, что старая гвардия в самом деле поможет клубу и не помешает Брендану.