«У игрока под номером «восемь» три паспорта». Как переписанный футболист выиграл «Кожаный мяч»
14 сентября Краснодар принимал заключительные матчи Всероссийских соревнований по футболу «Кожаный мяч» среди юношей 1998-1999 годов рождения. Судьба бронзовых медалей решалась на искусственном газоне Академии футбола. За считанные минуты до конца основного времени матча Алтайский коллектив «Сибирь-полиметаллы» обыгрывал сверстников из Назрани «СОШ-1» с минимальным счетом 1:0. Ингушская команда, схлопотавшая удаления сразу двух игроков, отчаянно шла на ворота соперника: напирала, давила и в итоге забила. В серии пенальти назранцы добытый шанс не упустили – 4:1.
- Ваш недовольный помощник что-то доказывает тренеру ингушской команды, – передаю суть Виктору Позднякову, наставнику проигравшей команды из далекого городка Рубцовск. – Говорит, что у соперника есть подставные игроки: «признаваться будешь или нет?»
- Конечно. Они приехали играть без паспортов, только со свидетельствами. Такого быть не должно.
- Как же их допустили?
- Спросите у них. Мы уже поднимали этот вопрос, звонили в Москву.
- И?
- Ничего.
- Говорят, «СОШ-1» не пустили в финал. Почему?
- Дело в том, что им поставили поражение с местным «Афипсом», который в итоге вышел на первое место в группе. Ингушскую команду, за которую играл незаявленный человек, должны были дисквалифицировать, но все же оставили.
- Будете писать протест?
- Жалобы не рассматривают.
- Вы знаете, как с этим бороться?
- Понятия не имею, бесполезно бороться. Я сталкивался с этим и в советские времена. Команды из южных республик постоянно привозят ребят на два года старше.
На улице 2-й Пятилетки воцарилась тишина. Обе команды, фланируя вдоль бровки, неспешно глушили водицу: проигравшие с грустью собирали мячи, победители, и я вместе с ними, дожидались возвращения из судейской наставника Аслана Мартазанова.
- Почему проигравшая команда намерена обжаловать результат матча? – задаю первый вопрос тренеру команды из Назрани.
- В игре с краснодарским «Афипсом», по своей глупости, я выпустил незаявленного игрока…
- Этот футболист другого года рождения?
- Нет, 1998-го. Просто вне заявки.
- Выпустили, после чего вас должны были дисквалифицировать?
- Нет-нет. Нам поставили поражение, хотя выиграли 4:2.
- Незаявленный игрок вышел на поле сегодня?
- Да. Из-за этого придирается команда соперников.
- Алтайцы говорят, что вся ингушская команда – переростки.
- Свидетельства – есть, паспорта – есть, личные дела – есть. Вчера звонил директору школы… Лично разговаривал с главным судьей, который вел переговоры с руководительницей: она подтвердила, ведь там стоят печати. Я не представляю, как можно поставить фальшивый штамп. Месяц назад мы проводили отборочный этап в зоне «Юг» здесь же, в Краснодаре, на этом поле. И играла та же команда.
- К вам лично предъявлялись претензии в ходе турнира?
- Нет. Ко мне лишь подошли организаторы и сказали: «Аслан, у тебя незаявленный игрок». Они спокойно могли снять мою команду с турнира. Ответил, что уважаю любое их решение, потому что я приехал сюда в качестве гостя. И сказал: «Будет лучше, если вы поставите нам поражение с местной командой, но мы сыграем за третье место». Мне ребят жалко: это же дети, они приехали играть в футбол…
Действительно, чего придираться? Пусть играют! Но для кого? Для тренера? Области? Родителей? Кстати, и тех не оказалось: скандальный матч за третье место собрал ничтожное количество зрителей.
Я оглянулся: на поле и за его пределами – ни души. Обе команды разбрелись по гостиницам, а автору этих строк оставалось перекочевать на стадион «Труд», ожидавший наплыва куда большей аудитории на финальной схватке уже упоминавшегося «Афипса» с «СОШ -1» из села Октябрьское, что в небезызвестной Алании.
«РФС пытается бороться с «подставками» с помощью единой информационной системы игроков. В базу данных вносятся все участники соревнований, которые проводятся на уровне регионов России, – пояснил коллеге Александру Кобеляцкому заместитель департамента массового и детско-юношеского футбола РФС Роман Гусев. – Местные федерации футбола имеют доступ к своему разделу базы, который обновляется в дозаявочные периоды. Там указаны все данные по конкретному игроку, в том числе в какой команде в настоящее время он зарегистрирован, а также полностью отражена история его выступлений. Однако существуют нечестные люди, которые идут на прямой подлог: привозят на соревнования мальчишек под другими именами, с переклеенными фотографиями», - подытожил представитель РФС, лично посетивший Краснодар.
Регламент «Кожаного мяча» позволяет заявлять в состав четырех футболистов, совмещающих учебу в конкретной школе с занятиями в ДЮСШ. Как по делу заметил Кобеляцкий, «по одному обученному игроку в каждую линию, и можно не сомневаться в конечном высоком результате».
До начала встречи 10 минут. Краснодарцы уже завершали беговые упражнения, «СОШ-1» перманентно таскал мяч внутри импровизированного «квадрата». Прочие команды-участницы расположились на центральной трибуне, где я уже разговорился с представителем одной из команд.
- Если перед началом матча вы точно будете знать, что в команде соперника есть переписанный игрок, ваши действия?
- Если честно, я уже знаю, что в составе «Алании» есть подставные игроки. Обратите внимание на 8-го номера: мне далеко за двадцать, а он больше и мощнее, чем я! В сезоне – 2011/12, когда «Спартак-Нальчик» играл в высшей лиге, он бегал за них в дубле.
- Вы серьезно?
- Я знаю, вчера проверял в интернете, видел фотографии. Если я скажу об этом – «Аланию» автоматически дисквалифицируют. Но я не буду: это дети, к тому же, у них есть паспорта.
- В финале должна играть молодежь 1998-1999 г.р., то есть – 14-15 летние ребята. Сколько на самом деле лет игроку под номером «восемь»?
- Не знаю. У него три паспорта! На турнирах «Кожаного мяча» я вижу его уже не первый год. И поверьте, не только его.
«Номер "восьмой"…», – объявляет диктор у бровки, – «Казбек Макиев». Габаритная «восьмерка» превосходила субтильных оппонентов по всем антропометрическим показателям. Действовавший из глубины Макиев отвечал за опорную зону: изначально угадывалось, что ему отведена роль чистого «разрушителя», однако после ряда хладнокровно выигранных единоборств футболист осмелел, раз за разом отрываясь от опекуна перед тем, как вывести на убойный простор партнера. Не совру, если скажу: Макиев и компания «зацементировали» центральную ось. Растерявшийся «Афипс» достигал пределов штрафной соперника считанные разы, более того, за 35 минут первого тайма номинальные хозяева не смогли нанести по воротам осетинцев хотя бы один удар. «Алания», полностью контролировавшая ход матча, сбавила обороты лишь после третьего забитого мяча.
Увы, на этом футбол закончился. Поразил не столько уровень игры школьников из села Октябрьское, сколько реакция на победу самого Макиева. Казбек принял успех как должное, обыденное, если хотите, наскучившее. Я искал ответ на вопрос «почему?» до тех пор, пока не увидел замечательную фотографию, датированную 22 марта 2013 года.
№20 – капитан команды «Алания» (Владикавказ) 1998 г.р. Казбек Макиев. Футболист на грани экстаза: только что его точный удар в серии 11-метровых оказался победным в финальном матче V Международного детско-юношеского турнира памяти Валентина Бубукина. Макиева можно и нужно понять: пенальти – дело эмоционально затратное, не для слабонервых.
Мальчонку, стоящего над демонстрирующим подарочный сертификат Казбеком Макиевым, зовут Алан Царитов. Юный футболист родился 29 марта 1998 года, сам Казбек, если доверять информации на личной странице в популярной социальной сети, – 29 июля 1998. Отмечу, что дата рождения перестала отображаться в личном аккаунте Казбека уже через день после успеха «Алании» в Краснодаре. С чего бы?
На выше опубликованной фотографии читатель без труда обнаружит героя материала Казбека Макиева (подлинность имени и фамилии вызывает сомнения). Перед вами - команда «Алания» (Владикавказ) образца 2011 года, сформированная из футболистов якобы 1996-1997 г.р. Летом упомянутого года дружина из Северной Осетии выступала в старшей возрастной группе на предфинальном турнире «Кожаный мяч», где определялся лучший коллектив на территории Южного и Северо-Кавказского федеральных округов. Полагаю, найдутся личности, не признающие Казбека Макиева (2-й ряд, 4-й справа) в лицо. Для пущей уверенности прилагаю изображение (оно имеется в открытом доступе на пока что актуальной личной странице героя в сети) Казбека, простите, в обросшем виде.
В темно-синих брюках и голубой тенниске – тренер Виталий Джабиев, укомплектовавший состав из 16-ти футболистов – куда вошел и Казбек Макиев – для решения задачи победить на Всероссийском турнире «Кожаный мяч» в этом году. Виталий Дианозович хорошо знаком с Сосланом Кокоевым, еще одним специалистом, тренировавшим во владикавказском «Спартаке» мальчишек 1996 года рождения. В конце 2011 года Сослан Александрович повез своих бойцов на очередной турнир: обыгрывать «Черноморец», «Факел», да «Кубань». Что-что, а увидеть «Казбека Макиева» собственными глазами в составе – одно, удивительно другое – заметить его отсутствие в заявочном протоколе.
«Запискам из блокнота» остается лишь догадываться, под какими именем и фамилией выступал наш герой (стоит второй справа) под руководством Сослана Кокоева. Футболист Казбек Макиев 1996 года рождения в команде не числился, а значит, играл за команду с липовым паспортом. Впрочем, работа и проверка уже имеющихся фактов - дело организаторов и, в частности, господ из РФС. Добавлю, что в составе владикавказского «Спартака» действительно значился игрок с фамилией Макиев, документально носившем имя Батраз. К слову, именно Батраз Макиев признавался лучшим игроком «Кожаного мяча» в 2010 году. Три года назад юные футболисты из октябрьской «Алании» под руководством 46-летнего Виталия Джабиева стали победителями Всероссийского турнира «Кожаный мяч» в возрастной категории 12-13 лет.
У Виталия Дианозовича, поигравшего за команду мастеров «Спартак-Нальчик», «есть большая мечта – видеть своего ученика в профессиональной лиге». Давайте пожелаем ему «помощи» от РФС, самой организации – проверять не только бумаги, но и людей.
Казбек Макиев
Дата рождения: 19.01.1995
Возраст: 18
Гражданство: Россия
Вес: 57 кг.
Рост: 180 см.
Амплуа: Полузащитник
Номер: 63
Выпустить играть с взрослыми мужиками другого мужика - какая разница.
А по задалбыванию заявлениями - все верно. Но кто-то боится быть первым. А кто-то боится, что его уличат в том же самом, ведь и у него есть переписанные.
Дело в другом. Можно отписаться от одного заявления. Можно отписываться от одного заявления по разу в год. Но отписываться от нескольких заявлений (допустим, 7 команд-участников турнира подали на кого-то из восьмой) да ещё несколько раз в год - турнир-то не один... По всем этим делам по идее проверка заявлений должна проводиться по месту выдачи документа - паспорта и(или) свидетельства. Варианты такие - или менты их запарят проверками, что не захочется в другой раз химичить, либо самих ментов сверху запарят, потому что любое их действие, оформленное документально - рапорт о проведённой проверке, - можно обжаловать, и всякий раз хоть до Москвы.
Есть, правда, проблема. Автор, я так понимаю, отношения к потерпевшим особого не имеет.
Мне в силу профессии всречались ситуации (вне спорта), когда теоретически, я мог бы заявить в органы о фактах коррупции. Но практически - доказать не мог ничем, а в ответ получил бы заявление о клевете с пачкой свидетелей, как минимум. Ситуацию знал со слов участников, но только со слов, от которых все бы сразу же отказались.