«Ты взбираешься на гору, а затем видишь гору еще выше»
Что мотивирует тебя, Деннис?
Я много думаю над этим вопросом, особенно сейчас, когда являюсь тренером. Я вижу игроков, которые голодны до побед, потому что у них было тяжелое детство. Знаете, люди обычно говорят: "Тебе нужно прожить в нищете, чтобы понять, каково это." Я постоянно думаю о том, какой из игроков действительно стремится преуспеть в карьере. Как тренер, я ищу в них тот самый голод к победам, драйв и желание. Я знаю, у меня был этот драйв.
Но твое детство нельзя назвать тяжелым.
Конечно, нельзя. У меня было очень спокойное, счастливое детство. Тем не менее, у нас были финансовые проблемы, мы еле справлялись. Возможно, вы скажете: "Ты стремился к успеху из-за денег". Но это не так.
Можно ли твою любовь к футболу назвать страстью? Или это то, что внутри самого тебя? Ты очень скромный и застеничивый, но глубоко внутри себя ты хочешь быть лучшим в мире, это твоя настоящая цель...
Это то, чем я являюсь. Иногда встречаются люди, у которых появляется некий драйв только после того, когда их родители разводятся. Мои родители не были в разводе. Возможно, для меня был значителен тот факт, что у нас не было много денег, когда я был ребенком. Это, конечно, не объясняет тот драйв, который у меня есть, но, возможно, это в какой-то степени сформировало меня, как личность. Думаю, это помогло мне почувствовать и понять, что если у тебя есть шанс, то ты должен идти вперед и стремиться к достижению успеха.
Сейчас, будучи тренером, что именно ты пытаешься найти в молодых игроках?
Я сразу вижу тех, у кого есть драйв. Но он, этот драйв, может идти от разных вещей. Рассмотрим пример. Ребенок хочет стать миллионером в 18 лет. Это тот драйв, который у него есть. Плохо ли это? "К 28 я хочу, чтобы у меня было три спортивных машины, и единственный способ получить их - это выигрывать трофеи и показывать хороший футбол." Если он мыслит таким образом, возможно, это неплохо. Но если он думает: "Каждый год я зарабатываю по миллиону, если я отыграю еще пять лет и заработаю пять миллионов,то это как раз то, что мне нужно,и после этого я могу уйти из футбола", это уже совершенно другое. Или: "Я буду продолжать играть за резерв и просто продолжать тренироваться до тех пор, пока не буду выжимать газ из Ламборджини". Не уверен, что это можно назвать драйвом. Это не та страсть, которая идет от души. А я ищу совершненно другое: настоящую страсть, которая идет изнутри.
Возможно, стремление к совершенствованию становится почти духоным. Патрик Вийера говорит, что у тебя оно как духовное, так и художественное.
Ты ставишь перед собой конкретные цели. И однажды ты достигаешь их и хочешь двигаться дальше. Ты поднимаешь свою планку, с каждым разом она все выше и выше. Ты стремишься к совершенству. Ты взбираешься на гору, а потом видишь гору еще выше. И я стремлюсь к этому. Страсть - это то, что находится в глубине твоей души, не так ли? Она глубоко внутри тебя. В то время, как амбиции, стремление заработать деньги или что-то еще, более материальны. Желание материальных вещей намного проще удовлетворить. Но страсть... это другое... ты хочешь схватить ее. Ты преодолеваешь трудности, всегда стремишься преодолеть их, а потом, когда тебе это удается, ты начинаешь заново.
У Арсена Венгера очень интересный взгляд на подобные вещи. Он говорит: "Это духовная вещь. Я убежден в этом. Я верю, что есть два типа футболистов. Те, кто хочет служить футболу, как служат Богу, они ставят футбол так высоко, что не воспринимают ничего, кроме футбола. И есть те, кто использует футбол, чтобы удовлетворить свое собственное эго. И иногда это эго очень мешает, потому что их интерес встает выше интереса команды и игры в целом".
"Иногда мы связываем эго с тем, что называем личностью, харизмой. Но то, что люди называют харизмой, в большей степени является огромным эго. Я верю, что Деннис был одним из тех, кто так любил и уважал футбол, что ставил его выше всего. Я верю, что действительно великим игрокам важен сам процесс игры, им не нужно, чтобы футбол удовлетворял их интересы. Если футбол становится духовной вещью, он бесконечен, в таком случае ты постоянно двигаешься вперед, поднимаешься выше и выше, стремишься стать ближе к тому, чем, по-твоему, должен быть настоящий футбол"
Затем Венгер приводит пример игрока, который знает, что он должен отдать пас, но при этом берет на себя ответственность и забивает. "Если он действительно любит игру, то он придет домой и будет переживать. Он будет понимать, что он должен был отдать пас, чтобы предоставить шанс другому. Но он был эгоистичен, однако ему повезло. Если его не волнует игра, он придет домой и подумает: "Это было замечательно - в следующий раз сделаю так же."
В этом, по его словам, и есть различие. "Именно поэтому тебе нужно учить детей уважать игру и относиться к ней в какой-то степени с религиозной точки зрения, ведь футбол выше тебя, ты должен служить игре."
Хотел бы ты поговорить о подобных вещах с Арсеном?
Помню, когда Арсен говорил об игроках, иногда он произоносил следующее: "О, нет, он не любит игру..." Это достаточно громкое высказывание от него. Но я точно знаю, что оно значит. Есть такие игроки, которые с нетерпением ждут окончания тренировки, и, как только звучит свисток ... бум!... Они забегают в раздевалку, переодеваются, садятся в машину и сразу же уезжают.
Но настоящие любители футбола всегда остаются, чтобы практиковаться дальше. И это касается не только игроков. Дэвид Дейн и Массимо Моратти - люди, которые действительно любят игру. В Арсенале всегда было одно и то же количество игроков, 8 или 9, которые оставались на поле после тренировки. И я могу гарантировать вам, что если вы будете поступать так же, то вы станете лучшим игроком.
Фредди Юнгберг остался бы?
Да. И Тьерри всегда был там. Роберт Пирес тоже бы остался. Остальные бы пошли в тренажерный зал, это тоже действенный способ.
Вы соревновались друг с другом?
Конечно. Это необходимо, чтобы быть успешной командой. Думаю, это хорошо - подталкивать друг друга, делать друг другу вызов, в том числе и на тренировке.
Когда ты прибыл в Арсенал, ты сказал каждому: "Не давайте мне эти слащавые пасы, давайте мне быстрые, сложные передачи, потому что я справлюсь с ними. Чем быстрее мы будем играть, тем лучше." До того момента, как в команду пришли Пирес и Юнгберг, прошло несколько лет, вся тактика игры складывалась долгое время.
Да, я всегда хотел, чтобы мы отдавали сложные передачи, потому что я хочу таким образом испытывать себя, контролируя сложный мяч. Внутри команды игрокам нужно постоянно проверять друг друга. Так, как я проверял свою скорость и силу против Сола Кэмпбелла. Он твой товарищ, но на тренировке приходится играть против него. Если ты сможешь обойти Сола, кого ты не сможешь обыграть в Премьер-Лиге? А если он может остановить меня или Анри, кого он не сможет остановить в Премьер-Лиге? В этом заключается вызов: нужно постоянно двигаться вперед. Но это получается только в том случае, если каждый отдает себя на все 100%. Это касается и вратарей, которые должны постоянно тренироваться.
В Интере не было подобных тренировок, и это разочаровывало. А Йенс Леманн? Дэвид Симен? Фантастически! Йенс не мог вынести, если он пропустил хотя бы один удар мимо себя. А если я пытался подбросить мяч над Дэвидом Сименом... ух! Если это срабатывало, получался фантастический гол, и он говорил: "Отлично, так держать." Но если мне не удавалось забить, он ловил мяч и отбрасывал его на двести ярдов! Он просто бросал его со словами "Лови его!", и мне приходилось бежать за мячом. Дэвид очень мил и добр, но не тогда, когда он играет. В этом заключался его драйв: "Ты не одурачишь меня! А теперь иди за мячом!" Мне нравилось его отношение к делу.
Но это очень сложно - подобрать людей. Нужно, чтобы было определенное количество человек, у каждого должен быть свой талант и своя мотивация. Это сработает только в том случае, если у тебя будет правильное количество правильных людей, собранных вместе.
Все это происходит постепенно. Возможно, как говорят, это началось с меня, потому что мне нравилось это. Я хотел отдать себя всего футболу, поэтому, когда заканчивалась тренировка, я продолжал работать, постоянно тренировался... затем на поле стали оставаться вратари, они говорили "Подожди, я хочу попробовать отбить." А потом оставались и другие игроки.
Перевод выполнен специально для крупнейшего паблика в ВК о Арсенале в СНГ.
Оригинал статьи -http://www.theguardian.com/football/2013/sep/21/dennis-bergkamp-arsenal-love-game?CMP=twt_gu
Хотя, где-то читал, что Венгер забраковал Берги (как тренера). Мол, слишком жестко с игроками обращается.