9 мин.

Пьянящий дух Атлетик Бильбао несмотря на переезд - остается

Фанаты прибывают на Сан Мамес перед победой Атлетик Бильбао над Сельта Виго. Фотограф: Luis Tejido/EPA

 

Поздно, после полудня, небо почернело и начался дождь. В отеле, где Атлетик Бильбао готовились к поединку, один игрок выглянул в окно, оглянулся на своих партнеров и сказал: "Отлично." Так происходило всегда, по словам Хосе Анхеля Ирибара, капитана, голкипера и иконы, человека, который взял на поле, перед дерби, вместе с капитаном Реал Сосьедада Иначо Кортабарриа, тогда еще нелегальный, флаг Басков в 1976-ом году. Да, так и должно быть. Это ощущалось правильным. Без дождя, это бы не был Сан Мамес и в эту ночь, больше чем в любую другую ночь, больше всего они хотели именно Сан Мамес.

Сан Мамес был домом Атлетика 99 лет и 11 месяц и он был уникальным, старейшее поле в лиге. Они называли это место Катедралем, особенным местом для паломничества и литургии. Улица, которая приближает нас туда - Лисенсиадо Поса, прямая и узкая, напичканная барами. С дверных проемов которых, свисают красно-белые флаги, а на стенах виднеются черно-белые фото. В конце этой дороги стояла одна сторона стадиона, на белой стене которой был резко нарисован логотип Атлетик Бильбао.

Этого сейчас там нет. В ночь понедельника, на конце дороги стояла полоса из рифленого железа. Над ним возвышается насыпь с триумфально сидящим на нем рабочим-землекопом. А еще выше, метров так на пятьдесят - яркий свет. Свет исходил из нового Сан Мамес и он был сделан ярче, более соблазнительно, своей формой. Один конец стадиона все еще должен быть достроен. Три стороны, имеющие форму подковы, открыты в сторону старого Сан Мамес. Но вы шли через Лисенсиадо Поса, для этого рифленого железа, идя на свет, пока не попадали на поле. Игровое поле повернулось и переместилось, но не далеко. Пятьдесят метров, может. Возможно сто.

Конец за одним из ворот, будет занимать то, что было главной трибуной, где плюшевый лев рыскал около президентской ложи, а так же находился бюст клубной легенды Пичичи, к которому дарят цветы каждый раз, когда приезжает новая команда (последний раз по приезду женской команды Арсенала). Но на данный момент, это место захвачено дюжиной землекопов и кранов. В конце стадиона стоит временная стена, сделанная из эшафота и красного брезента.

Первый Сан Мамес был открыт в августе 1913 матчем против Расинг Ирун (сейчас Реал Унион - прим. перевод.). Сто лет спустя, новый Сан Мамес принял свою первую игру, против Сельта Виго. Он стоил 173 миллиона евро и был построен всего за два года. Kutxabank и правительство Басконии заплатили по 50 миллионов каждый, как и окружной совет (Diputación provincial - правительство в некоторых автономных регионах Испании - прим. перевод.), в то время как Атлетик заплатил 33 миллиона и городской совет Бильбао 11 миллионов.

Атлетик покинул Сан Мамес в конце прошлого сезона, новый стадион строился вокруг него. Когда сезон закончился - старый снесли. Этот сезон начался с "домашнего" матча на стадионе Аноэта, который принадлежит Реал Сосьедаду. Более 20,000 фанатов проехало более 100 километров, чтобы посмотреть матч с Осасуной. Теперь, после одной игры на выезде, они вернулись. Не совсем туда, где они были всегда, но почти.

В пятницу, Атлетик провел там тренировку, которую созерцали 10,000 человек. В понедельник, он был незавершен, но был готов для использования: когда он будет завершен, в течении периода длиною в год, он будет вмещать 53,000. В ночь понедельника, он вместил 36,700 и был заполнен. Сейчас там нет места для приезжых фанатов, так же как и для обладателей новых сезонных абонементов. Таких будет больше 41,000 после прежних 34,373. Фанаты уже сейчас платят за абонемент, чтобы иметь право на участие, когда поле будет готово и для них.

Знаменитая арка с крыши старого Сан Мамес больше не видна - она была деконструирована и на нее уже есть определенные планы, она будет по-детально реконструирована на тренирочновой базе клуба Лезама, но со стороны реки возвышается новое поле. Там есть что-то от Эмирейтс: крутые трибуны и красные сиденья, настолько крутые, настолько близкие, насколько позволяют правила УЕФА. Атлетик будет просить принять игры ЧЕ 2020. Наружность стадиона освещена панелями и крыша простирается над сидячьими местами. Всё лучшее для сохранения шума внутри, а так же сухости фанатов. Официально, 2,700 фанатов промокнут во время дождя и они получат 50% скидки на свой сезонный абонемент: последняя ночь показала, что скорее всего будет больше чем это. Это превосходная арена. Обзор потрясающий, а шум громкий.

Это была большая ночь. Перед игрой, главный тренер Сельты, Луис Энрике, стоял у входа в туннель и достал свой телефон, делать фотографии. Но будет ли это Сан Мамес? Это было одержимостью. Реальность такова, что старый Сан Мамес разваливался и с задов нижних трибун, если мяч поднимался в воздух, мяч не было видно, но в нем все таки что-то было. Неизменно описываемый, как самый Английский из всех стадионов, он пахнул сигарами и травой, он пахнул футболом. Ни один стадион не утверждал традиции, как этот. Некоторые ощущения так же запоминаются, например когда ты стоишь в центре пустого стадиона, тишина просто благоговейная.

"Будущее начинается здесь," объявил один заголовок в понедельник утром. Вопрос который поглотил каждого был, будут ли ощущения такими же, будет ли прошлое сопутстовать этому настроению и этому чувству, этой идентичности. Всё это, и так же будет ли команда хотеть в этом участвовать. "Мы играем за намного большее, чем три очка," сказал главный тренер Эрнесто Вальверде.

Андони Айарса, писав в El Correo, настоял: "это не просто стадион, это символ славного прошлого, который образует мост в новое будущее." Возбуждение было ощутимым, но был страх, что это не совсем правильно и они испытают что-то вроде Мараканасо на себе. Вальверде сказал, что поддерживает свою команду, подчеркивая для них значимость момента, но дойдет ли до них это?

Они не должны быть обеспокоенными. Был ли это Сан Мамес? Да ... и нет. Еще нет, не совсем. И все равно в то же время, это определнно был Атлетик. Атмосфера была восхитительная, шум громким, хорошо работавшая акустика одержимости, даже если там были моменты, когда чувствовалось, что они не хотели всецело туда идти, будто бы это было бы каким-то образом неправильно, может быть немного вероломно по отношению к старому Катедралю, который по-прежнему там, за стеной в конце стадиона.

Это точно всплывет. По факту, это было в понедельник ночью. Атлетик возможно переехал, но это нанесет им меньше вреда, чем могло бы быть для кого-либо другого: очень немногие клубы сохранили свою идентичность, свою историю и традиции - так, как они.

И кроме того, эти сомнения ничтожны и ночь открытия была огромным успехом. "Дебют мечты." объявил Correo Vasco во вторник утром. Deia назвал это "Триумф Сан Мамес". AS откликнулся "такая же битва, как и всегда". "Легенда возродилась" аплодировала Marca. А так же, добавила, "a fiesta total".

Предматчевый ритуал, который является большой частью того, из чего сделан Сан Мамес, в значительной степени, остался прежним. Лисенсиадо Поса была по прежнему заполненной, по прежнему той улицей, направляющий людей к стадиону, такое же странствие, такой же путь, даже если он заканчивается в немного другой точке назначения, те же лица, в тех же барах, затем появляющиеся на улицах. Те самые, толстые ребята в красных и белых гавайках, неизбежно разыскиваемые телевизионными камерами, тот же привычный парень в своей огромной чапеле (баскский берет - прим. перевод.), те же красные и белые майки, те же сигары, и вино налитое из кожаных "бутылок". Та же локация. Примерно. Тот же дух. Примерно.

Когда фаны пришли на стадион, там были очереди и дождь. Персонал в беретах показал им где их новые места. Некоторые взяли неверные направления - два блока были направлены назад из женских туалетов - но большинство согласилось, что Атлетик поступил верно. Большинство согласилось, так же, что это был именно Атлетик, что это ощущалось своим собственным. Вернемся к дождю. "Дух жив," настояла одна баскская газета. Перед матчем был традиционный танец, аурреску. 14 капитанов различных команд клуба подняли флаг Атлетика на мачту и президент положил цветы на бюст Пичичи, установленный и здесь тоже. Гимн был спет, песню "Атлеееееееееееетик", напряженные голоса пытались растянуть настолько долго, насколько возможно.

Игра была такой же запыхавшейся, в радость. Беньят Эчебаррия первым коснулся мяча, Андони Ираола первым ударил, и Карлос Гурпеги первым сфолил на новом Сан Мамес. Первый попавший мячом по временной стене, был нападающий Сельты Шарлес - и это было с пенальти. Он так же забил первый гол на новом стадионе.

Микель Сан Хосе сравнял, забив первый гол Атлетика. И так оно началось. Было нанесено под 30 ударов, прекрасный футбол и ужасная оборона, сердечные приступы каждый раз, когда угрожала Сельта и они делали это часто, быстро и остро. А Атлетик бегал назад и вперед. Ираола ловко забил второй, после передачи пяткой от Муньяина. Беньят, ранний кандидат на "покупку сезона", сделал счет 3-1, потрясающе отправив мяч в ворота. Затем Мина сделал счет 3-2. И по прежнему создавались шансы, дождь по-прежнему дождь падал с неба. Но Атлетик, начавший матч с 10 воспитанниками академии, удержал счет. Это были, как сообщили AS, "сокровища, которые почтили Сан Мамес".

Муньяин, Беньят и Эррера были заменены под колоссальные овации. А после финального свистка, овация была для каждого из них. Не только для игроков, а для всего, целого события, каждого из них. "Шарлес навсегда останется в нашей истории," улыбнулся Сан Хосе, "как и я."

"Этот гол был для моих бабушек и дедушек. Стадион прекрасный. Он будет невероятным, когда его достроят," сказал Беньят. "Некоторые из моих бывших партнеров по команде в Сельте сказали, это было невероятно," добавил Микель Рико. "Кроме всей мистики, мы хотели победить: мы хотели, чтобы команда заставила стадион трястись вместе с ними," сказал Вальверде. "Это была эмоциональная ночь, очень особенная."

"Мы хотели быть достойными этой арены," сказал главный тренер Сельты Луис Энрике, называя свою команду "привелигированой" для приглашения на это событие. Он продолжил: "Это уникальный, захватывающий стадион. Я сказал это перед игрой, сейчас после игры я тем более могу это сказать." Это был почти час ночи и стадион уже был пустым, удовлетворенным. А внизу на поле, блестит трава. Хуан Карлос Унсуэ - ассистент Луиса Энрике, а так же бывший вратарь Барселоны и Севильи, делал фотографии. Сувенир. На Сан Мамес лил дождь. Так, как оно и должно быть.

 

Больше фотографий

Крупнейший русскоязычный фан-клуб Атлетик Бильбао / vk.com / sports.ru

Статистика матча на whoscored.com