9 мин.

Лавка музыкальных древностей. Часть 2. Creedence Clearwater Revival. Том I. Начало

фото

Рад приветствовать Вас, друзья! Лавка музыкальных древностей снова приглашает в гости всех любителей качественной музыки. Хочу заметить, что рубрика сменила свое название, так как в прошлый раз автор выслушал обоснованные сомнения в том, что представленный материал можно отнести к раритетам. Я решил, что не стоит ходить по тонкому льду. Поэтому теперь рубрика официально называется "Лавка музыкальных древностей". Кроме того, первая часть показала, что здесь собрались подготовленные слушатели, поэтому отбросим в сторону детсадовские россказни и займемся серьезными вещами.

Как вы помните, в прошлый раз мы вспоминали такое замечательное явление в истории рок-музыки, как "мерси-бит". Сегодня мы перенесемся из промозглого Ливерпуля в солнечную Калифорнию, в небольшой пригород Сан-Франциско с ласкающим слух русскому слушателю названием, - Эль-Серито. Именно здесь началась история группы "Creedence Clearwater Revival", о которой мы сегодня с вами и поговорим. Так как материала очень много, есть что почитать и послушать, я решил разбить эту часть на несколько томов. В првом томе мы с вами поговоримм о формировании группы и первых музыкальных опытах ее участников. Но в начале - музыка!

"Lodi"

                                                       

                                                                  Ранние годы

История банальна до безобразия. Трое школных друзей одногодок (все 1945 г.р.) - Джон Фогерти (гитара, пока еще не вокал), Дуг Клиффорд (ударные) и Стью Кук (фортепьяно) - в 1959 г. организовали маленькую группку, которую назвали "Blue Velvet". Вокалиста в этом трио не было и группа в основном играла инструментальные композиции, а также аккомпанировала местным исполнителям. Инструменты и аппаратуру собирали, что называется, "с миру по нитке". 

Джон купил гитару Сирс Силвертон за 80 долларов и усилитель, ссуду на которые, подписал вместе со своей мамой. В последствии, чтобы выплатить ее, он заработал эти 88 долларов разносом газет. Он уединялся в комнатке в подвале дома матери и самостоятельно учился играть на гитаре. Дуг приладил старый барабан к подставке для цветочных горшков и играл двумя палочками, выструганными из пары бильярдных киев. Стью, годами изучавший классическое фортепьяно, был единственным профессиональным музыкантом в группе. К концу 1959, они играли на ярмарках и вечеринках по всей области. Несмотря на то, что это была лишь одна из нескольких подростковых групп в округе, они могли сыграть так много вещей, что зимой на пригородные ярмарки невозможно было прорваться.

Новый этап в жизни молодой команды наступил с приходом в группу постоянного вокалиста. Им стал Том Фогерти (брат Джона), который к тому времени выстуапал с популярной местной командой "Spider Webb and The Insects". Том, который был на 4 года старше своих одногруппников и имел опыт серьезных концертных выступлений сразу же занял лидерские позиции в коллективе и настоял на переименовании группы в "Tommy Fogerty and the Blue Velvets". В 1961-1962 гг. группа записала несколько легких битов и рок-н-ролльчиков на местной студии "Orchestra", некоторые из которых представляются вашему вниманию.

"Come On Baby" (1961)

 

"Oh! My Love" (1961)

"Bonita" (1962)

                                                           

                                                                "The Golliwogs"

Большого успеха записи "Tommy Fogerty and the Blue Velvets" на малой родине не снискали и коммерческого успеха не имели. Однако демопленки группы по достоинству оценил Макс Вайсс, основатель Fantasy Records - одной из независимых звукозаписывающих компаний, ориентированных на джаз и рок. Вайсс согласился записывать и раскручивать молодую группу, но при условии, что та поменяет название с архаичного "Blue Velvets" на современное "The Golliwogs" (в честь персонажа детской литературы - черной тряпичной куклы, символизировавшей цветное население США). К тому же, по мнению Вайсса, это название по духу было ближе к мерси-биту, который к тому времени получил большую популярность и за пределами Туманного Альбиона. "The Golliwogs" играли на вечеринках, на военных базах, и, несмотря на застенчивость из-за своего 21-го дня рождения (кроме Тома, который опережал их на 4 года), играли по всему западному побережью.

Группа продолжала записывать романтические баллады о любви с мягкими гитарами, но постепенно звучание становилось все более рок-н-ролльным. Этому во многом способствовало и переаспределение ролей в группе. Стю Кук взял в руки бас, Том переключился на ритм, а вокалистом и композитором стал Джон. Том вспоминал, что это был непростой, но сознательный выбор - отдать лидерские позиции Джону. Он говорил, что голос Джона харизматичней, что в нем есть яркий sound. Джон старался петь так, чтобы компенсировать недостатки звукового оборудования и развил то самое хриплое блюзовое звучание, которое навсегда стало визитной карточкой группы. Всего под именем "The Golliwogs" группа выпустила несколько синглов, ни один из которых не имел особого успеха

"Little Girl" (1964)

"Brown Eyed Girl" (1965)

"You Got Nothing On Me" (1965)

"Fragile Child" (1966)

 

Отдельно стоит отметить песни, которые позже были перезаписаны уже в рамках "CCR"

"Walking On The Water" (1967)

"Porterville" (1967)

 

                                                            Рождение "Криденс"

В 1966-1967 гг. группа переживала не лучшие времена. Клиффорд и Фогерти-младший были зачислены резервистами в армию. Фогерти-старший работал в энергетической компании, чтобы содержать свою молодую семью. Кук учился в престижной юридической школе в Сан-Хосе. Судьба The Golliwogs была неопределенна. Стью продал машину, которую отец подарил ему на окончание колледжа. Вместе с Дугом они сняли маленький домик, где группа обитала и репетировала. Том оставил работу. Они объединили все деньги, выплачивая долги кредиторам с пистолетами, и оставляя без денег тех, кто еще не так рассердился.

В это время произошли серьезные изменения в Fantasy Records. Торговый менеджер компании Сол Зейнц (запомним это имя) выкупил лейбл у братьев Вайсс, став фактически единоличным хозяином компании. После работы клерком по отгрузке Зейнц и Фогерти хорошо знали друг друга и у них сложились дружеские отношения. Зейнц сказал, что ему нравятся "The Golliwogs", но кое-что следует изменить. В первую очередь, название. Предлагались разные варианты, но в итоге остановились на "Creedence Clearwter Revival", в честь подруги Тома - Криденс Ньюбал. У слова "Clearwater" было два значения: изначально оно появилось в рекламе пива, но также перекликалось с названием расцветающего в ту пору движения в защиту окружающей среды. "Revival" же означало лишь "Возрождение". Вся группа надеялась, что это новое название приведет группу к тому, о чем они все мечтали. Джон частенько говорил: "Самое важное - это "возрождение".

Группа подписала с Fantasy семилетний контракт, стандартный по тем временам, но кабальный по отношению к музыкантам, юридически превращавшихся в "работников компании", которая получала право увольнять их по любому поводу. При этом неясно было, сколько конкретно материала группа обязуется представить работодателям. Подобно производственным советским планам, эта цифра постоянно варьировалась в сторону увеличения. При этом не было расписано и сколько денег должны получить участники группы в случае успешных продаж их релизов.

Первый альбом был записан за неделю и всего за $5.000. Как вспоминал Джон Фогерти, группа приходила в студию, быстро разогревалась, тут же включала аппаратуру и записывала песню с 2-3 заходов. Помучиться пришлось только с главной песней первого альбома - 8-минутной композицией Suzie Q, под авторством Билла Хопкинса. Группа делала по несколько версий на каждую фразу, но ни одна им не нравилась. Когда дело дошло до точки, Джон выгнал за дверь всех остальных участников группы, сказав, что самостоятельно запишет все партии. Он безвылазно сидел в студии около суток, но в итоге смог родить настоящий шедевр. Мини-рок-симфонию с многочисленными проигрышами, отходами в сторону (при сохранении генеральной линии), изменениями тональности, громкости, каналов звучания. (Рекомендую слушать в наушниках, или на хорошей стерео системе!)

"Suzie Q" (1968)

Сингл «Suzie Q», вышедший в августе 1968 года, к концу сентября поднялся до 11-го места в хит-параде. В надежде закрепить успех группа отправилась в турне по США и в ноябре 1968 г. дала свой первый концерт в Нью-Йорке, получив хорошие рецензии местной прессы. Тираж сингла "Suzie Q" достиг полумиллионноой отметки, но второй сингл «I Put a Spell on You» с дебютного альбома продавался намного хуже и достиг лишь 58-го места. Дебютный альбом "Creedence Clearwter Revival" поднялся до 52-го места в чартах. Предлагаю вашему вниманию несколько ярких вещей с первого альбома, который лично у меня до сих пор остается одной из самых любимых рок-пластинок.

"I Put A Spell On You" (1969, запись с легендарного фестиваля "Woodstock")

"Ninety Nine And Half" (1968)

"Working Man" (1968)

"Get Down Woman" (акустическая кавер-версия группы "The Brandos", 1991)

На сегодня, пожалуй, все! Спасибо за внимание! В следующем томе я расскажу вам о том, как группа развивала свой успех и обретала статус легенды.

Всем рокового настроения и удачи!

To be continued...