5 мин.

Паутина сорвана

Сообщения о «перезагрузке» в «Анжи» буквально взорвали информационное пространство. Источники наперебой вбрасывают все новые и новые подробности трансформации махачкалинской команды, причем варьируются они от фантастических и конспирологических до откровенно лживых.

Такой разброс данных вкупе с информационным голодом все больше и больше будоражит головы болельщиков. Как реагировать, радоваться или плакать? Что несет в себе эта «перезагрузка»?  Чтобы ответить на эти вопросы надо отмотать в самое начало «новой истории» и посмотреть свежим взглядом на глубинные причины всех проблем «Анжи», ради которых эта революция и затеяна.

Роман Абрамович, заболев футбольным менеджментом, задал новый тренд в развлечениях российского эстеблишмента. По-хорошему «заразился» футболом и наш земляк – Сулейман Керимов. Частенько на выходных, собрав чартер своих близких и друзей, он летал на игры лондонких «аристократов», и, возможно уже тогда, на трибунах Стэмфорд Бридж, примерял на себя роль владельца футбольного клуба.

Воплотить мечты в реальность ему посчастливилось лишь в 2011 году, и выбора у него особо не было. Патриот своей малой родины усыновил и взял на полный пансион мальчика из бедной семьи, но с боевым характером и хорошим воспитанием – махачкалинский «Анжи». Отсюда и идет отсчет пресловутой «Новой истории».

Будучи человеком любвеобильным и щедрым, Сулейман озолотил своего нового любимца. Непривыкшему к такой жизни «юноше», требовался опытный наставник, который бы смог рационально и грамотно подготовить его ко взрослой жизни в новых условиях. И такой человек нашелся.

 

Подобно Григорию Распутину, опекавшему маленького цесаревича, к «Анжи» был приставлен Герман Ткаченко, человек несомненно талантливый и в делах футбольных искушенный. Будучи лучшим футбольным агентом в России, говоря больше – квазиагентом, обладая обширными связями и столь же скверной репутацией, он с энтузиазмом взялся за нового питомца.

О его предыдущих воспитанниках раменском «Сатурне», почившем в бозе, и самарских «Крыльях», ушедших в затяжное пике после его президентства, как-то и не вспоминалось, уж очень радужные перспективы и уже в самое ближайшее будущее сулил он Сулейману. Пост ему был назначен неофициальный и оттого более безопасный.

Обладая исключительным даром убеждения, он рисовал горы медалей и кубков уже в ближайшем сезоне, и владелец, ни в чем ему не отказывал.  Экстенсивный путь развития «Анжи» был первой ошибкой влюбленного в своего питомца Керимова.  Теория о том, что при наличии неограниченных ресурсов можно немедленно добиваться высот внушалась и акционеру и болельщикам и всей футбольной общественноти.

В «Анжи» он рекомендовал своего генерального директора Чистякова, и так далее на все мало-мальски ключевые посты вплоть до переводчиков были поставлены лояльные ему люди. Таким образом Герман Ткаченко получил все необходимые ему рычаги для управления «Анжи».  При этом все нелояльные Ткаченко люди убирались самыми разными способами. Так пал жертвой его интриг трудяга и умница Саид Абдуллаев – в одиночку тащивший «Анжи» многие, при чем не самые лучшие его годы. Давний партнер Ткаченко по Крыльям Гаджи Гаджиев, который все больше обозначивал собтвенное мнение, также ушел не без помощи злого гения, когда вокруг «профессора» планомерно формировался негативный информационный фон. 

 

Аудит, проведенный в конце 2011 года, сильно зашатал табурет под новоявленным Распутиным. Приход Краножана грозил сорвать планы по выгодному для него со всех сторон трансферу Хиддинка и сулил отставку его подельникам из числа сотрудников клуба. Однако и здесь он смог увернуться. Хитроумная комбинация, в результате которой Красножану не дали ни грамма власти и уважения в новом коллективе, вылилась в звонок Это'О Сулейману Керимову с жалобой на несовременные тренерские методики, и Сулейман пошел на поводу у звездного капитана. Это было его второй значимой ошибкой. Нельзя ставить игрока выше главного тренера. Блестящая статья болельщиков "Паутина соТКАна", посвященная скандалам в Анжи, вскрыла замыслы заговорщиков.

 

Поняв, что оказался втянутым в мелочные интриги, владелец клуба срезает верхушку опухоли и ставит нового генерального директора. Именно в этот момент был шанс радикально решить проблему и сделать перезагрузку еще тогда, но рациональный Керимов надеялся вылечить Анжи паллиативными мерами, не прибегая к радикальным методам. Боясь порушить всю архитектуру клуба, завязанную на одном единственном человеке, он дает Ткаченко последний шанс. К слову и спортивные результаты оставляли надежды на положительный исход, но бомба замедленного действия уже была заложена под Анжи, и долго так продолжаться не могло.

Ключевыми стали махинации с цепочкой перепродаж Самба, сваленной на якобы нерадивого юриста Ткаченко, и злой рок настигнувший Анжи на последних минутах матча в Ньюкасле.  Сегрегация на группировки внутри коллектива, инертный Хиддинк, моральная опустошенность после вылета из Лиги Европы – все это тянуло команду вниз. Провальная концовка прошлого чемпионата и такое же начало чемпионата нынешнего стало явным свидетельством провала плана экстенсивного развития имени Ткаченко.

Казавшийся хладнокровным, закрытым и практичным, Керимов принимает эмоциональное, но единственно верное решение – нажать кнопку перезагрузки. Решение запоздалое, но все же жизненно необходимое. Вероятно Сулейман Абусаидович тянул с ним, боясь признаться самому себе в своих ошибках, боясь открыть миру эмоциональность и непосредственность своей натуры – но выбора уже не оставалось, ведь продолжаться дальше так не могло.

Подобно юноше из богатой семьи нуворишей, с полными карманами, машинами и вечеринками, в отсутствии культуры обращения с деньгами, и попав в плохую компанию, "Анжи" погряз в распутстве, потерял всякую мотивацию и стремлению к прогрессу, потерял спортивный голод и всякие эмоции, без которых можно даже не выходить на футбольное поле. Единственно правильное решение для родителя в такой ситуации – всыпать ремня, забрать все карманные деньги, разогнать кружащих вокруг него прихлебателей и под строгим контролем отправить нерадивое чадо в самостоятельное плавание. 

Пусть не сразу, пусть пройдя через ошибки, но на своем бесценном опыте Анжи должен самостоятельно прийти к вершине успеха, самостоятельно достичь уровня, когда все земные блага будут соответствовать приложенным усилиям. И уж теперь точно Сулейман не отпустит далеко свое детище, не отдаст его на растерзание новым Распутиным, ведь теперь весь мир знает как трепетно и эмоционально он его любит.

 

С самого начала «новой истории» Анжи стал одним из символов Modern football с его капитализацией и глобализацией. Дауншифтинг от Керимова это не просто смена стратегии развития одного отдельно взятого клуба, это идеологическая победа идеалистов над материалистами, и имя Анжи теперь должно быть на флаге всех пассионарных болельщиков мира. Даже за деньги все и сразу не бывает – нам предстоит долгий и от того не менее интересный путь наверх, так давайте же сплотимся вокруг родной команды, подставим ей свое крепкое плечо и вместе докажем всем, что мы лучший футбольный клуб на планете Земля. 

 

Автор Тимур Леонов