Лавка музыкальных древностей. Часть 1. Мерси-бит
Добрый день, дамы и господа! Фаны и сочувствующие! Случайные захожане! Рад Вас приветсвовать в своей лавке музыкальных редкостей, которые давно уже стали настоящими "древностями". Но пусть термин "древний" не смущает вас и не вводит в заблуждение. Многие хранящиеся здесь "вещи" (читай - песни), созданные разными выдающимися и назаслуженно забытыми "командами" (читай - группами), и сегодня звучат удивительно свежо и актуально. Талант находится вне временных, пространственных и языковых рамок. Либо вещь цепляет вас, либо нет. Другого критерия нет и быть не может. Как говорится, имеющий уши да услышит.
В своей лавке, которую я бесцеремонно разбил на просторах этого замечательного блога, я буду раз в неделю (иногда чаще, иногда реже) выкладывать различные редкие музыкальные записи - раритеты. (На постоянной основе я буду это делать, конечно, только в том случае, если гостеприимные хозяева этого блога не попросят меня, или не выскажут каких-либо замечаний.) Что касается, жанровой составляющей, то уже из самого названия вы поняли, что речь здесь будет идти о роке во всех его проявлениях. От панка до блюза, от металла до хард-кора. В общем, о всем том, что было создано благодяря магической и манящей силе электрогитары.
Лучшие образцы гитарной музыки были написаны англоязычными исполнителями, так что и в нашей лавке песни на английском языке будут доминировать. Однако "инглишем" дело не ограничится, здесь будут представлены немецкий, французский, итальянский, испанский и другие языки. До "великого и могучего" мы тоже с вами доберемся, но чуть позже. На первых порах же мы будем путешествовать лишь по двум странам - Великобритании и США. И первую остановку в своем музыкальном путешествии мы с вами совершим в славном городе Ливерпуле, давшему миру великих The Beatles.
"Битлы" в начале пути. Слева направо: Джордж Харрисон (15 лет), Джон Леннон (16 лет) и Пол Маккартни (16 лет).
Видимо, так было суждено судьбе, чтобы в одно время и в одном месте сошлись четыре гения. Джон, самый старший член группы, был по жизни бунтарем, человеком, готовым бороться со всем миром за отстаивание своих приниципов и убеждений. Он мог зажечь окружающих людей и повести их за собой. Пол, напротив, был более сентиментальным и уравновешенным юношей. Его больше интересовала вечная тайна любви и все, что с ней связано. С гениальным чувством мелодии и гармонии он прекрасно дополнял заводного Джона, являясь при этом вополне самодостаточной творческой единицей. Джордж, раньше всех приручивший непокорную гитару и сумевший извлекать из нее абсолютно неповторимые звуковые сочетания, был склонен к саморефлексии. Углубленный в себя, он пытался через песни передать свое понимание жизни, свою философию и преуспел в этом как никто. Был еще и Ринго, всеобщий любимец, образец отвязного барабанщика.
Собравшись воедино, они смогли качнуть мир, да с такой силой, что тот не может остановиться до сих пор. Один мой товарищ как-то неосознанно произнес фразу, которая, на мой взгляд, является точной характеристикой всего творчества The Beatles. Он сказал следующее: "У битлов песни либо хорошие, либо, вообще, хиты". Действительно, их гений проявляется не столько в том, что из их песен можно без напряга собрать с десяток сборников "Золотые хиты", сколько в том, что у них нет проходных вещей. У всех остальных такие есть, а у них нет! Вот, поэтому они первые. Вернее даже так, они - не первые, они - над списком. Казалось бы, творчество битлов уже изучили вдоль и поперек и никаких секретов здесь уже не осталось, однако я все же рискну вас чем-нибудь удивить.
До того, как прославиться в Ливерпуле, молодые "битлы" отправились покорять немецкий город Гамбург. Наследием этого немецкого этапа стала следующая композиция, превратившаяся в настоящий рок-н-роллный раритет. Это классический легкий бит "I Want To Hold Your Hand", записанный на немецком языке - "Komm gib mir deine Hand"
Следующая песня, которую я вам представляю, выходила на номерном альбоме "битлов" и на первый взгляд категория "раритет" ей не подходит. НО! Когда я заводил эту вещь многим своим друзьям, неплохо знающим англоязычную рок-музыку 1960-1970-х гг., мало кто смог узнать, что это The Beatles. Действительно, это совсем для них не характерная песня. Семиминутный психоделический блюз с длинными гитарными соло и хлестким названием "I Want You". В качестве бонуса - психоделический видеоряд. Слушайте и погружайтесь!
Еще одна вещь является скорей видео-, нежели аудио-редкостью. Это запись с одного из "живых" концертов середины 1960-х гг, то есть самого-самого разгара "битломании". Бронебойный хит "Help" звучит в концертном варианте очень ярко и мощно. Следует отметить, что для того времени довольно хорошее качество звука и видео.
Но, как говорится, не "битлами" едиными. Не все знают, что в начале 1960-х гг. в Ливерпуле собралась целая плеяда молодых амбициозных групп, игравших в энергичном и легком стиле "бит". По названию реки Мерси, протекающей в Ливерпуле, этот стиль специалисты стали называть "мерси-бит". Акцент здесь делался на партию ударных, энергетику в сочетании с мелодичностью, высокий многоголосый вокал. В этом стиле сделаны альбомы ранних "битлов". Вместе с ними в подобном жанре выступали и другие ливерпульские команды.
Одной из самых известных были Gerry and Pacemakers, записавшие песню, ставшую гимном болельщиков ФК "Ливерпуль" "You`ll Never Walk Alone". Их же авторству принадлежит классическая баллада эпохи мерси-бита "Ferry Cross The Mersey". Представленная ниже запись сделана на музыкальной передаче BBC "Top of te Pops" (аналог нашей "Песни года"). Запись - "не живая", так как в этой передаче существовало и до сих пор существует одно строгое правило. Все исполнители должны петь под фонограмму! Ох, уж эти британиские традиции...
Еще одной самобытной командой, поднявшейся на волне мерси-бита, стали "Swinging Blue Jeans". Эти парни играли в основном задорную танцевальную музыку в стиле шейк, популярную в то время. В представленной концертной записи они исполнили два своих главных хита "Hippy Hippy Shake" и "You`re No Good". Конечно, по ныненшним меркам и песни, и манера исполнения, и концертные костюмы выглядят дикой архаикой, но не стоит забывать, друзья, что с момента записи этих песен прошло почти 50 лет. Слушаем и заряжаемся позитивом!
Или, вот, еще одна симпатичная команда - The Searchers (Искатели) с их долгоиграющим хитом "Love Potion #9". Смотришь на этих опрятных английских ребят в двуборнтных пиджаках с гитарами наперевес и понимаешь откуда "черпали" свое вдохновение советские ВИА 1970-х гг.
Отдельно надо сказать о группе The Hollies, записавшей огромное количество чудесных и красивейших вещей, но не ставшей популярной в России. Разумеется, им как и многим другим не повезло жить в эпоху "Битлз", но даже из-за могучих спин битлов периодически пробивалось чистое и мелодичное звучание The Hollies. Если в мерси-бите и выделять группу №2, то ей, на мой субъективный взгляд, должны быть именно The Hollies. Если вы занимаетесь каким-то делом и при этом хотите поставить музыку фоном, то Hollies - идеальный вариант. Ниже представлены несколько основных хитов этой яркой группы: "Bus Stop", "Here I Go Again" и "Sorry Suzanne". Даже удивительно как ребята, жившие в сером мрачном Ливерпуле, могли записывать столь светлую и ясную музыку.
"Bus Stop"
"Here I Go Again" (моно)
"Sorry Suzanne"
На этом, пожалуй, мы с вами закончим с мерси-битом и отправимся дальше. В следующий раз, когда вы посетите мою лавку, я расскажу вам об американской народной группе с трудно произносимым названием "Creedence Clearwater Revival". Впрочем, даже если вы не слышали названия этой группы, вам наверняка знакомы их песни, в чем вы и убедитесь при нашей следующей встрече. А теперь я на время закрываю свою лавку и желаю вам всем рок-н-олльного настроения!
До встречи!
P.S. Кстати говоря, если кто-то хочет поделиться своими рок-н-ролльными раритетами и рассказать об этом публике, милости прошу. Добавляйтесь в друзья и пишите в личную почту. Там обо всем договоримся!)
Характер Харрисона Вы действительно описали очень точно: "раньше всех приручивший непокорную гитару и сумевший извлекать из нее абсолютно неповторимые звуковые сочетания, был склонен к саморефлексии. Углубленный в себя, он пытался через песни передать свое понимание жизни, свою философию и преуспел в этом как никто." Однако добавлю, что к философии Джордж пришел не сразу. Сначала были наркотики, вся группа на них сидела одно время. Однако Джордж первый из всех решил, что это путь к саморазрушению. Во время гастролей 65 года по США, Харрисон встретился с Дэвидом Кросби из Бердс, который познакомил его с удивительной музыкальной гармонией ситара Рави Шанкара. Позже на съемках "Help!" один индуист подарил ему учение об индуизме, реинкарнации и прочем. Именно тогда Джордж понял, что наркотики можно заменить медитацией, и до конца своей жизни пытался достичь просветления. Так же повлияло знакомство Джорджа с общиной сознания Кришны, когда они вместе с Джоном медитировали и напевали Харе Кришна каждый день. Кстати это увлечение вылилось вот в эту песню, одну из моих любимейших: http://www.youtube.com/watch?v=MF90rX43VpE какой ситар, какая одухотворенность!
Про Ринго обычно говорится меньше всего, но именно он, четвертый, начал всю магию Битлз, ведь только в четвером они стали теми, кем стали. «Ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них». Именно таким стал Ринго, своим в доску, ведь сколько барабанщиков они перепробовали! К Ринго они присматривались, когда он играл "Rory Storm and The Hurricanes", а у Битлз стучал Пит Бест, и все-таки переманили его, со скандалом выгоня Пита. Не обладая каким-то невероятным стилем, он попал в набирающую обороты группу, и Джон с Полом сказали, что именно с приходом Ринго Битлз начали свою подлинную историю. Ринго довольно необычный человек. Он вечно болел, и на записях альбомов его частенько подменяли. Он был склонен к мистике не менее, чем Харрисон. Очень любил кольца, и именно этим заслужил себе прозвище Ринго. Стоит еще отметить, что Ринго отлично сыграл во всех фильмах Битлз. Помню было забавно, как в фильме 500 дней лета, Саммер назвала Ринго любимым из Битлов. Ринго частенько во время конфликтов внутри группы пытался наладить отношения, особенно между Джоном и Полом, за что ему порой приходилось выслушивать в свой адрес эпитеты «примитивный барабанщик», в частности от Пола.
P.S. на фото еще, если не ошибаюсь, Майк Маккартни, брат Пола, который тоже участвовал в их репетициях(совсем чуть-чуть), и тоже является музыкантом. Вобще чета Маккартни очень музыкальна, отец Маккартни пианист и трубач был, прадед дирижировал собственным оркестром.
Из редких песен, могу предложить
http://www.youtube.com/watch?v=tisjsgsgtZU
http://www.youtube.com/watch?v=7Pjtc5W3648
http://www.youtube.com/watch?v=u95WgqwmXes
http://www.youtube.com/watch?v=paZilSbbFJc
http://www.youtube.com/watch?v=1q803OveQ2k - из первого альбома. Хотя есть вещи еще более редкие, углубляться слишком не хочется, это прекрасно сделано в "Битловском часе"
А так спасибо за пост.
Однако почему же здесь, в этой благословенной стране Оффтопия? На Спортсе есть один чудный музыкальный уголок, "Радио Га-Га" называется. Там все меломаны собираются. Я тоже иногда туда захаживаю.
Ты не подумай, что я не хочу чтобы ты постил сюда ))
Тоже самое написал, в итоге стер, подумав об этичности. Все-таки рассуждать о чужом блоге в этом как-то самую малость "некошерно" чтоли, ну это не в осуждение, а в рассуждение =) Ведь ГаГа это уже этакий форпост музыки, и те, кто там постят, уже в другие места не хотят.