8 мин.

Лавка музыкальных древностей. Часть 1. Мерси-бит

Добрый день, дамы и господа! Фаны и сочувствующие! Случайные захожане! Рад Вас приветсвовать в своей лавке музыкальных редкостей, которые давно уже стали настоящими "древностями". Но пусть термин "древний" не смущает вас и не вводит в заблуждение. Многие хранящиеся здесь "вещи" (читай - песни), созданные разными выдающимися и назаслуженно забытыми "командами" (читай - группами), и сегодня звучат удивительно свежо и актуально. Талант находится вне временных, пространственных и языковых рамок. Либо вещь цепляет вас, либо нет. Другого критерия нет и быть не может. Как говорится, имеющий уши да услышит.

В своей лавке, которую я бесцеремонно разбил на просторах этого замечательного блога, я буду раз в неделю (иногда чаще, иногда реже) выкладывать различные редкие музыкальные записи - раритеты. (На постоянной основе я буду это делать, конечно, только в том случае, если гостеприимные хозяева этого блога не попросят меня, или не выскажут каких-либо замечаний.) Что касается, жанровой составляющей, то уже из самого названия вы поняли, что речь здесь будет идти о роке во всех его проявлениях. От панка до блюза, от металла до хард-кора. В общем, о всем том, что было создано благодяря магической и манящей силе электрогитары. 

Лучшие образцы гитарной музыки были написаны англоязычными исполнителями, так что и в нашей лавке песни на английском языке будут доминировать. Однако "инглишем" дело не ограничится, здесь будут представлены немецкий, французский, итальянский, испанский и другие языки. До "великого и могучего" мы тоже с вами доберемся, но чуть позже. На первых порах же мы будем путешествовать лишь по двум странам - Великобритании и США. И первую остановку в своем музыкальном путешествии мы с вами совершим в славном городе Ливерпуле, давшему миру великих The Beatles.

фото

"Битлы" в начале пути. Слева направо: Джордж Харрисон (15 лет), Джон Леннон (16 лет) и Пол Маккартни (16 лет).

Видимо, так было суждено судьбе, чтобы в одно время и в одном месте сошлись четыре гения. Джон, самый старший член группы, был по жизни бунтарем, человеком, готовым бороться со всем миром за отстаивание своих приниципов и убеждений. Он мог зажечь окружающих людей и повести их за собой. Пол, напротив, был более сентиментальным и уравновешенным юношей. Его больше интересовала вечная тайна любви и все, что с ней связано. С гениальным чувством мелодии и гармонии он прекрасно дополнял заводного Джона, являясь при этом вополне самодостаточной творческой единицей. Джордж, раньше всех приручивший непокорную гитару и сумевший извлекать из нее абсолютно  неповторимые звуковые сочетания, был склонен к саморефлексии. Углубленный в себя, он пытался через песни передать свое понимание жизни, свою философию и преуспел в этом как никто. Был еще и Ринго, всеобщий любимец, образец отвязного барабанщика.

Собравшись воедино, они смогли качнуть мир, да с такой силой, что тот не может остановиться до сих пор. Один мой товарищ как-то неосознанно произнес фразу, которая, на мой взгляд, является точной характеристикой всего творчества The Beatles. Он сказал следующее: "У битлов песни либо хорошие, либо, вообще, хиты". Действительно, их гений проявляется не столько в том, что из их песен можно без напряга собрать с десяток сборников "Золотые хиты", сколько в том, что у них нет проходных вещей. У всех остальных такие есть, а у них нет! Вот, поэтому они первые. Вернее даже так, они - не первые, они - над списком. Казалось бы, творчество битлов уже изучили вдоль и поперек и никаких секретов здесь уже не осталось, однако я все же рискну вас чем-нибудь удивить.

До того, как прославиться в Ливерпуле, молодые "битлы" отправились покорять немецкий город Гамбург. Наследием этого немецкого этапа стала следующая композиция, превратившаяся в настоящий рок-н-роллный раритет. Это классический легкий бит "I Want To Hold Your Hand", записанный на немецком языке - "Komm gib mir deine Hand"

Следующая песня, которую я вам представляю, выходила на номерном альбоме "битлов" и на первый взгляд категория "раритет" ей не подходит. НО! Когда я заводил эту вещь многим своим друзьям, неплохо знающим англоязычную рок-музыку 1960-1970-х гг., мало кто смог узнать, что это The Beatles. Действительно, это совсем для них не характерная песня. Семиминутный психоделический блюз с длинными гитарными соло и хлестким названием "I Want You". В качестве бонуса - психоделический видеоряд. Слушайте и погружайтесь!

 

Еще одна вещь является скорей видео-, нежели аудио-редкостью. Это запись с одного из "живых" концертов середины 1960-х гг, то есть самого-самого разгара "битломании". Бронебойный хит "Help" звучит в концертном варианте очень ярко и мощно. Следует отметить, что для того времени довольно хорошее качество звука и видео.

 

Но, как говорится, не "битлами" едиными. Не все знают, что в начале 1960-х гг. в Ливерпуле собралась целая плеяда молодых амбициозных групп, игравших в энергичном и легком стиле "бит". По названию реки Мерси, протекающей в Ливерпуле, этот стиль специалисты стали называть "мерси-бит". Акцент здесь делался на партию ударных, энергетику в сочетании с мелодичностью, высокий многоголосый вокал. В этом стиле сделаны альбомы ранних "битлов". Вместе с ними в подобном жанре выступали и другие ливерпульские команды.

фото

Одной из самых известных были Gerry and Pacemakers, записавшие песню, ставшую гимном болельщиков ФК "Ливерпуль" "You`ll Never Walk Alone". Их же авторству принадлежит классическая баллада эпохи мерси-бита "Ferry Cross The Mersey". Представленная ниже запись сделана на музыкальной передаче BBC "Top of te Pops" (аналог нашей "Песни года"). Запись - "не живая", так как в этой передаче существовало и до сих пор существует одно строгое правило. Все исполнители должны петь под фонограмму! Ох, уж эти британиские традиции...

Еще одной самобытной командой, поднявшейся на волне мерси-бита, стали "Swinging Blue Jeans". Эти парни играли в основном задорную танцевальную музыку в стиле шейк, популярную в то время. В представленной концертной записи они исполнили два своих главных хита "Hippy Hippy Shake" и "You`re No Good". Конечно, по ныненшним меркам и песни, и манера исполнения, и концертные костюмы выглядят дикой архаикой, но не стоит забывать, друзья, что с момента записи этих песен прошло почти 50 лет. Слушаем и заряжаемся позитивом!

  

Или, вот, еще одна симпатичная команда - The Searchers (Искатели) с их долгоиграющим хитом "Love Potion #9". Смотришь на этих опрятных английских ребят в двуборнтных пиджаках с гитарами наперевес и понимаешь откуда "черпали" свое вдохновение советские ВИА 1970-х гг.

Отдельно надо сказать о группе The Hollies, записавшей огромное количество чудесных и красивейших вещей, но не ставшей популярной в России. Разумеется, им как и многим другим не повезло жить в эпоху "Битлз", но даже из-за могучих спин битлов периодически пробивалось чистое и мелодичное звучание The Hollies. Если в мерси-бите и выделять группу №2, то ей, на мой субъективный взгляд, должны быть именно The Hollies. Если вы занимаетесь каким-то делом и при этом хотите поставить музыку фоном, то Hollies - идеальный вариант. Ниже представлены несколько основных хитов этой яркой группы: "Bus Stop", "Here I Go Again" и "Sorry Suzanne". Даже удивительно как ребята, жившие в сером мрачном Ливерпуле, могли записывать столь светлую и ясную музыку.

"Bus Stop"

 

"Here I Go Again" (моно)

 

"Sorry Suzanne"

На этом, пожалуй, мы с вами закончим с мерси-битом и отправимся дальше. В следующий раз, когда вы посетите мою лавку, я расскажу вам об американской народной группе с трудно произносимым названием "Creedence Clearwater Revival". Впрочем, даже если вы не слышали названия этой группы, вам наверняка знакомы их песни, в чем вы и убедитесь при нашей следующей встрече. А теперь я на время закрываю свою лавку и желаю вам всем рок-н-олльного настроения!

До встречи!

P.S. Кстати говоря, если кто-то хочет поделиться своими рок-н-ролльными раритетами и рассказать об этом публике, милости прошу. Добавляйтесь в друзья и пишите в личную почту. Там обо всем договоримся!)