5 мин.

Северное дерби Лондона

 

 

Дерби Северного Лондона с XX века считается самым мощным спортивным противостоянием английской столицы. Команды впервые встретились в ноябре 1887-года и он не бл доигран из-за наступившей темноты.  По ответу на вопрос: «Как закончился этот матч?» — вы можете безошибочно определить, за кого болеет ваш собеседник. True-фан «Арсенала» скажет: «А никак не закончился. «Жиды» вели 2:1, но за 15 минут до свистка погас свет. Само собой, в концовке мы бы им наваляли!». Истинный поклонник «Тоттенхэма», естественно, ответит: «2:1 в нашу пользу».    Ну а первый матч между этими командами в Первом дивизионе состоялся 4 декабря 1909 года. Тогда Арсенал победил со счётом 1:0. Тем не менее, настоящее соперничество между этими командами не начиналось до 1913 года, когда Арсенал переехал на новый стадион в четырёх милях от «Уайт Харт Лейн», после чего мы стали ближайшими соседями, и, таким образом, началось настоящее соперничество. 

 

  

spurs_retro.jpg

«Шпоры» появились на футбольной карте Лондона в 1882 году, опередив заклятых врагов как раз на четыре года. Основателями клуба стали учащиеся нескольких школ, расположенных в районе Тоттенхэм. Сразу отметим, что все они были чистокровными британцами — тогда район еще не превратился в место обитания лондонских маргиналов. Интересно, что один из первых клубных офисов располагался в одном здании с «Ассоциацией молодых христиан». В общем, ни о каких «жидах» пока никто и слыхом не слыхивал.   Решили обзавестись собственным клубом и рабочие артиллерийского завода в Вулвиче. Учитывая, что деньги у оружейников водились, буквально через неделю «Дайал Скуэр» (название одной из мастерских вулвичского завода) провел первый матч, деклассировав худосочный «Истон Уондерерс» со счетом 6:0. Следующий матч «оружейники» проводили под куда более знакомым нам названием «Роял Арсенал». Помимо смены наименования южане поменяли цвет формы: в благодарность за оказанную помощь «канониры» приняли решение выступать в тех же цветах, что и гремевший в ту пору «Ноттингем Форест». Так «Арсенал» обрел знаменитую красно-белую расцветку.  

 

 

farsenalp3.jpg

 

В 1919 году, после окончания Первой мировой войны, в Англии решили расширить первый дивизион с 20 до 22 клубов. Вместо того чтобы поступить максимально просто – то есть дать две дополнительные путевки в первый дивизион двум лучшим командам из второго английского дивизиона, владельцу Канониров Генри Норрису удалось убедить своего друга Джона Маккену, являвшегося председателем Футбольной Лиги и владельцем Ливерпуля, поставить вопрос на голосование между всеми членами Футбольной Лиги. В итоге, Арсенал, занявший всего лишь пятое место во втором дивизионе, все равно получил дополнительное место в «вышке», выиграв противоборство (а именно – «голосовалку»), в частности, у Тоттенхэм Хотспур — двадцатой команды первого дивизиона. Ангажированный Джон Маккена, стремившийся поддержать своего друга Генри Норриса, указал на то, что Арсенал имеет заслуги перед Футбольной Лигой, и выступает в ней на 15 лет дольше Тоттенхэма. Фанаты Шпор, в свою очередь, были потрясены несправедливостью распределения мест в первом дивизионе, и, следовательно, еще больше возненавидели Канониров.  В 1921 году встреча между уже непримиримыми соперниками, состоявшаяся на Уайт Харт Лейн, была омрачена массовыми потасовками между футболистами и фанатами – причем столкновениями такой силы, что Футбольная Лига пригрозила в дальнейшем проводить Дерби Северного Лондона за закрытыми дверьми и без болельщиков.   

Так и повелось — каждый матч «Тоттенхэма» и «Арсенала» заранее становился головной болью для бобби, вынужденных предпринимать воистину титанические меры предосторожности. К счастью, в Скотланд-Ярде работать умеют, поэтому инцидентов вроде «Хиллсборо» или «Эйзеля» история северолондонского дерби не знает. И слава Богу. Исследователи склонны объяснять это «интеллигентностью» саппорта команд. Действительно, фанатские бригады «Хотспур» и «канониров» являются одними из самых мирных в Альбионе. Издавна повелось, что негативные эмоции в адрес противников они привыкли выплескивать вербальным способом. Зато в мастерстве словесной эскапады им равных немного…

Болельщики «Арсенала» любят по поводу и без вспоминать о том, что Тоттенхэм — район проживания еврейской общины. И не просто еврейской, а хасидской, что, как говорят в нехасидской Одессе, две большие разницы. «Я лучше буду желтым, чем жидом», — один из популярнейших лозунгов «пушкарей».

 

boy2_1946855c.jpg

Типичная картина для Тоттенхэма

Надо сказать, что фанаты «Тоттенхэма» не обижаются на обидное прозвище, хотя статистика утверждает, что более «британского» саппорта, чем у «шпор», в Англии не найдешь — 95% поклонников «Хотспур» являются белыми уроженцами Альбиона (для сравнения, 7,7% официально зарегистрированных фанов «Арсенала» — темнокожие). Поэтому с недавнего времени фан-движение «Тоттенхэма» носит диковинное для нашего слуха название «Армия жидов». Прозвище «лилово-белых» настолько укоренилось в языковой практике, что согласно последней версии Оксфордского словаря следует отличать слова Yid (как презрительное наименование еврея) и Yiddo (как прозвище фаната «Тоттенхэма»).

 

tottenham-hotspur-fans-e1343225849824.jpg

 

Глум и взаимная вражда издавна преследуют противостояние между двумя командами из северной части города. Те футболисты, которые осуществляет прямой переход из одного клуба в другой, получают прозвище «Иуда» — как, например, защитник Сол Кэмпбелл, в 2001 году после девяти лет выступлений за Тоттенхэм, решившийся поменять Уайт Харт Лейн на Хайбери.      Кроме того, поклонники Арсенала любят отмечать свой личный футбольный праздник – Санкт-Тоттернигэм, день, когда Тоттенхэм Хотспур математически не может финишировать выше Канониров. В ответ на это, поклонники Шпор создали свой праздник Санкт-Хотспур. Впервые эта знаменательная дата была отмечена 14 апреля 1991 года, когда Тоттенхэм выбил своего злейшего врага в полуфинале Кубка Англии.