Путешественники во времени
Эта тема волнует человечество вот уже больше 100 лет. И это лишь минимальная оценка. А кто, на ваш взгляд, самый запоминающийся герой подобной авантюры на экране? Том Лэмонт выбрал 10 лучших.
*Курсивом выделены мои каракули на полях.
Лучшая история о путешествиях во времени, когда-либо показанная на экране (и это не обсуждается), поворотом сюжета бросает 163-сантиметрового подростка в волшебную спортивную машину и перемещает на 30 лет в прошлое, где герою приходится изобрести скейтбординг и страстно поцеловать собственную мать. И эта заметка покрывает лишь в районе десяти процентов сценария к фильму «Назад в будущее». В центре внимания – 17-летний представитель 1980-х гг. Марти МакФлай, блестяще сыгранный Майклом Джей Фоксом, который вдруг оказывается ровесником своим же родителям – и именно это ставит под угрозу его собственное существование. Удар молнии и Чак Берри доводят блюдо до готовности. В следующих частях Марти придётся скакнуть вперёд (летающие автомобили!) и далеко назад (публичная виселица!) во времени.
Каким образом канал Би-Би-Си умудрился привязать нас к герою ситкома, который постоянно лжёт, является двоеженцем, да и тем двум не способен хранить верность? Элементарно! Просто заставило его перемещаться во времени. В течение шести сезонов ситкома «Спокойной ночи, сладкая» (англ. Goodnight Sweetheart) Гэри метался между сороковыми годами, где у него была любительница нейлоновых колготок Фиби, и девяностыми с его бизнесвумен Айвонн. Зрелище, которое началось сценой «Обманщику придётся пообедать дважды», постепенно приобрело мрачные тона. В итоге Гэри женится на Фиби и застревает в прошлом.
* В России этот сериал не транслировался, но мало ли что можно найти сейчас в интернетах.
Насколько я помню, в сериале «Квантовый скачок» так никогда и не рассказали, почему доктор Сэм Бекетт мог перемещаться только в пределах своей жизни, т.е. не раньше 1950-х гг. Возможно, продюсерам просто не хотелось затрагивать различные темы и проблемы, которые волнуют всё человечество: например, завоевания Александра Македонского или Ноев ковчег. Как бы то ни было, «Квантовый скачок» оказался превосходным убийцей свободного времени, бросая Сэма в любые мельчайшие перипетии истории Соединённых штатов вместе с Элом, голографическим приятелем доктора, у которого было подробнейшее досье о каждой катастрофе. Вдвоём они могли изменить даже поговорку на «Без меня меня НЕ женили».
*На самом деле, к теме известных личностей сериал возвращается не раз, а в 95-й серии герою-таки удалось выйти за пределы своей жизни: в 1862 год.
Это просто не должно было сработать. Джон Симм в роли вежливого современного полицейского Сэма Тайлера, герой попадает под колёса автомобиля и просыпается в 1973 году, где ему в течение 16 серий предстоит участвовать в деле, где далеко не у всех чистые руки. Тем не менее, «Жизнь на Марсе» оказался хитом Би-Би-Си 2006 года, позволив посмотреть на коррупцию в 1970-х гг. изнутри. Начальник Департамента полиции Джин Хант удостоился нескольких крылатых фраз («Ты выбрал не лучшее время, чтобы переспать со своей сознательностью»), в то время как Сэм Тайлер постоянно хмурился и пытался понять, сон ли это в самом деле.
* 5 ноября 2012 года «Первый канал» начал показ российской адаптации сериала «Обратная сторона Луны».
Чарлз Дикенс рассказал читателям о путешествиях во времени задолго до того, как этот жанр стал безумно популярным: «Рождественская песнь в прозе» увидела свет в 1843 году. «Янки из Коннектикута при дворе короля Артура» за авторством Марка Твена были опубликованы только через 46 лет, а «Машина времени» Герберта Уэллса – ещё через семь. Сначала Эбенезер Скрудж отправляется в своё детство вместе с духом прошедшего Рождества, а затем уже дух будущего Рождества покажет главному герою покойника...
*...и вообще, что я вам это рассказываю?! Как, вы не читали?! Не откажите себе в удовольствии, песнь недолгая.
В «Докторе Кто» доктор под воздействием ТАРДИС'а перемещается куда угодно и в когда угодно. Впечатляет? В фильме 1993 года «День сурка» герой Билла Мюррея тележурналист Фил Коннорз вынужден, наверно, десятилетиями просыпаться в один и тот же февральский день своей жизни. За это время синоптик приобрёл немыслимое число навыков, отлично повеселился и падал в глубочайшую депрессию.
*Отличная романтическая комедия, которая даже заставляет призадуматься.
Путешественники во времени из низкобюджетного фильма Шейна Каррета «Детонатор» перемещаются в определённые дни, чтобы обогатиться за счёт торговли на рынке акций. Но вышло ли у героев просто потрейдить? Сколь фильм оказался увлекательным, столь и сложным для восприятия. Согласно «Детонатору», если бы перемещения во времени были бы возможно, то они вовсе не стали бы увлекательными приключениями, в которых участнику предстоит повстречаться с ушедшими в мир иной гениями, а потом вернуться назад целым и невредимым. Всё станет крайне запутанно – причём, быстро.
*На Википедии указано, что Шейн Каррет намеренно не стал упрощать диалоги, в которых полно терминологии отнюдь не школьной физики. Смотреть или нет – дело за вами.
Билли Пилигрим безнадёжно оторвался от времени, и эта фраза как минимум двусмысленна. Герой романа Курта Воннегута «Бойня номер пять, или Крестовый поход детей» никак не мог найти счастья и спокойствия в жизни – не нашёл он их и во времени. «Он не выбирает, куда ему пойти дальше, да и приключения далеко не всегда приносят удовольствие... Он понятия не имеет, какую часть своей жизни в следующий раз ему предстоит провести заново». То он забитый рядовой американской армии времён Второй Мировой войны, то овдовевший окулист, то сексуальный раб у инопланетян – но Билли Пилигрим всё-таки обрёл внутренний покой. Пережив собственные рождение и смерть столько раз, он понял, что жизнь – это иллюзия того, что каждый момент идёт строго за другим, словно кадры киноплёнки.
*Очень жаль, что некоторых писателей пусть и не всемирная слава, но и сколько-нибудь значимые в литературном мире статуэтки обходят стороной. Просто, о них не так легко узнать.
Представительниц прекрасного пола не больно-то балуют перемещениями во времени (и все сразу начали вспоминать Гермиону Грейнджер, которая пользовалась этим даром в течение целой книги из серии о Гарри Поттере). Но Ривер Сонг из сериала «Доктор Кто» удостоилась чести пронестись с ветерком из LI столетия прямиком в 100 г. н. э., остановившись по пути в 1969-м и кое-когда ещё. В одном из эпизодов она выкинула фразу, которая стала одной из самых известных за время существования сериала: «У тебя – машина времени, у меня – пистолет. Да какого чёрта?! Давай убьём Гитлера!»
*Этот сериал каким-то образом прошёл мимо меня. Видимо, телевизор скоро подаст на развод.
Банда сказочных карликов, которые слоняются из эпохи в эпохи, появилась на экране в фильме 1981 года «Бандиты времени»: недоросли шмякнулись прямо на кровать 11-летнего мальчика и ударом бейсбольной биты отключили бедолаге свет в глазах. Это только первые восемь минут полюбившейся многим истории о путешествиях гномов и юноши сквозь исторические вехи. Помимо прочих, герои познакомятся с Робин Гудом и Агамемноном, а позже прикораблятся прямо на «Титаник». «Ещё шампанского!» – крикнет Рэндолл официанту на палубе. «И льда! Много льда!» Наверно, не нужно рассказывать, что будет дальше.
*Почему-то, взглянув на картинку, я сразу вспомнил французский фильм «Пришельцы» с Жаном Рено и Кристианом Клавье. Кстати, лента тоже вполне могла оказаться в этом списке.
---
По материалам сайта газеты «Guardian».
Автор статьи – Том Лэмонт.
---
Ага, заметили, что мои заметки есть ко всем произведениям, кроме первого? Вот внимательные. Пока я переводил этот материал, мне вдруг в голову пришла мысль, что я ни разу не смотрел «Назад в будущее» в оригинале. Хотя эта трилогия до сих пор остаётся у меня в избранном, пусть я небольшой любитель кинематографа.
В общем, третий звонок. Я побежал.
======
грязная полукровка...)))
Косвенно можно упомянуть и "Эффект бабочки", а также замечательный советско-итальянский фильм "Красная палатка".
Спасибо за перевод и комментарии!
"Квантовый скачок" - сериал детсва, тоже очень люблю.
Ну и Марти МакФлай - это Марти МакФлай :)
Вот "Доктор Кто" (классика, такая же часть британской культуры, как Шерлок Холмс, Бонд и Beatles) и "Жизнь на Марсе" (SFX: "это настоящий шедевр: забавный, драматичный и захватывающий. И мне не заплатили ни пенса за эти слова") - это "очень хорошие" сериалы :)
Есть ещё американский а испанский ремейк, но это все лажа. Джон Симм и Филип Гленистер под чутким руководством Метью Грэма и в сопровождении музыки Дэвида Боуи - это нечто.